Глава 11. ТАРА, ПРИМЕНЯЕМАЯ В КОНСЕРВНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ. 11.1. Общая характеристика тары

Тара является составной частью производства, необходи­мой для доставки изделия потребителю в надлежащем виде. Она призвана:

  • обеспечить сохранность произведенной продукции до ее использования;
  • рациональное использование транспортных средств и механизацию погрузочно-разгрузочных работ;
  • удобство реализации и потребления продукции;
  • передать потребителю информацию о товаре и произво­дителе.

Тару следует рассматривать прежде всего как средство за­щиты товара от неблагоприятных климатических, механиче­ских, химических и микробиологических воздействий окружа­ющей среды. Степень защиты зависит от вида и свойств тары, таких, как герметичность, светопроницаемость и др.

Герметичность тары обусловливает прекращение доступа в нее кислорода воздуха и микроорганизмов, благодаря чему замедляются, а затем и совсем прекращаются окислительные процессы порчи, в том числе прогоркание жиров. Микробио­логические процессы не происходят, если укупоривается сте­рильный продукт или после герметизации он подвергается сте­рилизации. Кроме того, в герметичной таре отсутствуют поте­ри массы за счет испарения воды.

Светопроницаемость тары влияет на интенсивность про­цессов прогоркания жиров, обесцвечивания, позеленения, по­явления несвойственных вкуса, запаха, цвета.

На количественные потери продукта влияют форма, размер и состояние поверхности, материал тары.

Чем более простую форму имеет тара, тем меньше ее удель­ная поверхность, а следовательно, при извлечении или перефа- совывании на поверхности остается меньше продукта и ниже его потери. Меньшей удельной поверхностью отличается окру­глая и цилиндрическая формы упаковки. Потери больше, если внутренняя поверхность упаковки шероховатая, а не гладкая.

Наиболее древний созданный человеком искусственный материал - стекло. Из него жители Древнего Египта первыми производили сте­клянную тару (около 5 тыс. лет назад). Другой из самых древних видов тары, созданной человеком, - деревянные бочки. Особенно высокой степени развития бондарное производство достигло в XVI-XVII вв.

Металл в качестве упаковочного материала начали широко при­менять всего около 100 лет тому назад. Жестяную консервную банку впервые начали использовать в конце XVIII в., а тубы из олова и алю­миния - с 1920 г.

Тару можно классифицировать по нескольким признакам. Она может подразделяться на потребительскую (внутреннюю) и транспортную (внешнюю).

К внутренней таре относятся различные обертки, картон­ные коробки, жестяные банки, бутылки, пакеты, флаконы, тю­бики и т.д. Ее стоимость полностью включается в стоимость товара и оплачивается потребителем, поскольку переходит в полную собственность покупателя.

В транспортной таре продукция транспортируется или хранится в процессе своего продвижения от производителя до потребителя.

К транспортной таре относится большинство видов деревян­ных, картонных металлических, полимерных ящиков и контей­неров, бочек, барабанов, мешков и др. Стоимость внешней тары, как правило, частично включается в стоимость товара.

В зависимости от материалов, из которых изготовлена тара, она подразделяется на деревянную, стеклянную, картонную, бумажную, металлическую, полимерную и др.

В зависимости от сопротивляемости к механическим воз­действиям бывает тара жесткая и мягкая.

Жесткая тара сохраняет свою форму до заполнения про­дукцией и после освобождения от нее.

Мягкая тара изменяет свою форму при освобождении из- под товара. Мягкая тара хорошо сохраняет сыпучие товары от потерь и загрязнения, занимает мало места и имеет небольшую массу.

В зависимости от количества оборотов, которое может со­вершить тара, она подразделяется на однооборотную (разо­вую) и многооборотную (возвратную).

В консервном производстве используются различные виды тары. Для фасовки стерилизуемой продукции основной тарой являются стеклянные банки и бутылки, металлические банки и тубы. Для фасовки не стерилизуемой продукции применяется деревянная, полимерная, картонная тара (бочки, ящики).