1.5. Экономические и коммерческие аспекты биотехнологии

Биотехнология (в широком смысле этого термина) уже сегодня имеет большое экономическое и социальное значение. Главная цель этого раздела книги — проанализировать ее возможное влияние на экономику, описать механизмы новой биотехнологии, ее быстроразвивающиеся, новые, многообещающие методы. Что­бы читатель мог составить представление об объеме продукции биотехнологической промышленности, скажем, что бродильная промышленность Великобритании дает в год продукции прибли­зительно на 9 млрд, фунтов стерлингов. В мире производится антибиотиков на 2 млрд, фунтов, а аминокислот и ферментов — на 1 млрд, фунтов и 250 млн. фунтов соответственно.

Если оценить рыночную стоимость отдельных видов биотех­нологической продукции относительно несложно (например, в западных странах дешевых, надежных, точных датчиков глю­козы одноразового пользования за год продается на 800 млн. фунтов), то предсказать в целом спрос на все виды продукции и процессы, основанные на применении биотехнологии, гораздо сложнее. Тем не менее в табл. 1.5 мы приводим относительно обоснованные оценки, взятые из разных источников. Предпола­гается, что во всем мире эта развивающаяся отрасль промыш­ленности будет давать к 2000 г. продукции на 56 млрд, фунтов в год, что приблизительно в шесть раз больше, чем дает сейчас бродильная промышленность Великобритании. Предсказания относительно дальнейшего развития биотехнологической про­мышленности сделать еще сложнее, но, вероятно, и в будущем столетии она будет продолжать развиваться быстрыми темпами.

Таблица 1.5. Оценка спроса на мировом рынке в 2000 г. на различные виды продукции «новой биотехнологии» (в млрд, фунтов стерлингов)

Химические вещества - 9
Энергия - 12
Пищевые продукты - 12
Медицина - 8
Прочие (например, повышение полноты извлече¬ния нефти, контроль загрязнения окружающей среды, биопластики, выщелачивание руд)  - 15
Итого -  56

Интересная особенность данных, приведенных в табл. 1.5, заключается в следующем: в отличие от общепринятого пред­ставления, согласно которому биотехнология найдет основное применение в медицине, они говорят, что к концу века это бу­дет относительно узкая сфера ее применения. Впрочем, данная отрасль может оказаться весьма доходной и в ближайшем будущем развиваться наиболее быстрыми темпами. Так, уже поступил в продажу человеческий инсулин. Для лечения рака в 1987 г., видимо, будет широко использоваться интерферон, а в 1988—1989 гг. он найдет применение как антивирусное и противовоспалительное средство. Ожидается, что к 1990 г. об­щедоступными станут вакцина против гепатита В и человече­ский гормон роста.

  • 1.5.1.Логика развития биотехнологии

Механизмы развития биотехнологии заметно различаются в разных частях света и зависят от политических и экономических факторов, характерных для Запада и Востока, Севера и Юга, стран третьего мира и развитых стран, капитализма и социализ­ма. Суть технологии также различна: страны третьего мира обычно развивают альтернативные варианты технологий. Так, в некоторых странах Дальнего Востока небольшие местные ге­нераторы биогаза удовлетворяют значительную часть энергети­ческих потребностей сельских общин. В странах с развитой экономикой такие установки гораздо менее популярны. В СССР и других социалистических странах развитие биотехнологии обычно определяется централизованно. В частности, это позво­лило осуществить крупную программу по производству белково- витаминного концентрата. В настоящее время из углеводородов и растительных отходов там производится за год более миллио­на тонн этого продукта.

В Японии правительство играет важную роль в координации развития биотехнологии в университетах и исследовательских институтах, но разработка и реализация идей осуществляется главным образом крупными биотехнологическими фирмами.

Правительства большинства западных стран в последние го­ды выдвинули ряд программ, направленных на содействие раз­витию биотехнологии. Необходимость их разработки определя­ется сложной, междисциплинарной природой этой технологии и продолжительностью подготовительного периода при разработ­ке способов производства большинства видов продукции. Кроме того, поскольку многие важные открытия в биотехнологии де­лаются на переднем крае науки, многие из ведущих ученых, принимающих участие в таких исследованиях, работают в го­сударственных учреждениях, чаще всего в системе высшего об­разования. Правительства должны умело финансировать имен­но самые нужные исследования, способствовать развитию раз­личных областей науки и помогать как частному, так и госу­дарственному сектору в их попытках довести дело до коммерче­ского продукта, даже если подготовительная работа требует много времени. Неблагоприятный экономический климат по­следних лет делает такую «каталитическую функцию» прави­тельства тем более важной, что расходы на исследования и раз­работки в учреждениях частного сектора сокращаются.

Что касается США, то правительство этой страны давно вкладывает значительные средства в развитие различных от­раслей биотехнологии, а крупные фирмы медицинской, биоло­гической и энергетической промышленности уже осуществляют важные программы в области биотехнологии. Кроме того, воз­никают и частнопредпринимательские биотехнологические фирмы. Такие скромные по масштабу, новые промышленные предприятия появляются не только в США; небольшое их чис­ло основано и в Западной Европе. Некоторые из этих европей­ских фирм являются «получастными» в том смысле, что они ра­ботают в тесном контакте с правительственными или частными финансовыми учреждениями. Таким образом, участвующие в развитии биотехнологии фирмы могут быть отнесены к четырем основным категориям. 1. Специализированные биотехнологиче­ские фирмы, опирающиеся главным образом на технологию ре­комбинантных ДНК. 2. Крупные, обычно международные фир­мы, занятые добычей нефти, получением пищевых продуктов, химических веществ, переработкой сельскохозяйственной про­дукции или же работающие в фармакологической промышлен­ности. Эти фирмы уделяют развитию биотехнологии часть своих исследовательских и производственных ресурсов. 3. Более мел­кие фирмы, специализирующиеся в биотехнологическом произ­водстве; они выпускают, например, препараты для медицины, продукты ферментации. 4. Фирмы, поставляющие оборудование для биотехнологической промышленности.

Специализированные биотехнологические фирмы, а их сей­час в США около двухсот, немало способствовали динамическо­му развитию технологии. Многие из них, без сомнения, потер­пят крах. Выживут и добьются успеха те фирмы, которые спо­собны вести дела на высоком уровне, преданы делу и подходят к нему творчески; такие качества воспитываются в ходе деятельно­сти. В более отдаленном будущем некоторые из них, несомненно, будут поглощены более крупными международными фирмами. Общеизвестно, что сегодня больше всего новых биотехнологиче­ских производств организуется в США и это (по меньшей мере частично) определяется тем, что небольшие фирмы научились успешно использовать опыт и творческий потенциал ученых и технологов, которые работают в них в условиях относительной свободы от множества обязанностей, без перерывов в работе и конфликтов. Тем не менее ясно, что сегодня существует слиш­ком много таких фирм, которые пытаются наладить выпуск от­носительно небольшого набора продуктов, и доля неудачников будет большой. Недавно Комитет технологических оценок при конгрессе США провел анализ перспектив производства биотех­нологических продуктов в мире (см. список рекомендуемой ли­тературы). Был сделан вывод, что сегодня ведущее положение занимают США. Они сохранят его и в будущем, при более или менее выраженной конкуренции со стороны Японии. Из этого документа следует также, что европейские страны достигнут в этом деле меньших успехов.

  • 1.5.2. Защита авторских прав в биотехнологии

Подходы к проблеме защиты авторских прав при внедрении открытий в области биотехнологии в целом сходны с известны­ми для других видов деятельности. Так, коммерчески важные открытия могут охраняться путем использования «технологии внутри фирмы» или же обычным патентованием. Патентование в биологических науках — это весьма специфический вид право­вой деятельности, но во многих случаях (например, новое уст­ройство для поточной переработки или новый датчик) сложно­сти при патентовании сходны с таковыми для любой другой технологии. Впрочем, появление технологии рекомбинантных ДНК поставило и ряд новых интересных правовых вопросов. Упомянем, например, ставшую сегодня широко известной заявку на патент (патент Коена — Бойера), поданную в 1980 г. Стэн­фордским и Калифорнийским (Сан-Франциско) университетами. Этот патент ограничивает право пользования широким кругом методов генетической инженерии. Хотя многие крупнейшие фир­мы и купили лицензии на эту технологию, правомочность патен­та нельзя считать полностью доказанной. Нужно еще посмотреть, как сложится патентование в столь необычной области создания новых форм жизни.

  • 1.5.3. Правила техники безопасности в биотехнологической промышленности и контроль продукции

Как известно, существуют стандарты безопасности новых видов продукции. К числу наиболее строгих из них относятся те, ко­торые касаются медицинских препаратов, а также продуктов, потребляемых в животноводстве и особенно в пищевой промыш­ленности. Используемые при этом методы и требования хорошо обоснованы, и, хотя затраты на контроль велики, это не меша­ет выработке доброкачественных продуктов биотехнологии, на­пример грибного белка для питания людей (гл. 3). Тем не ме­нее сама возможность использования генетической инженерии вызвала в 70-х годах озабоченность общественности и стала предметом обсуждения. Правительства стран, в которых воз­никли такие дебаты, создали подотчетные обществу организа­ции, призванные контролировать использование методов гене­тической инженерии. Естественно, что в разных странах для этой цели были разработаны как разные методы контроля, так и несколько неодинаковые стандарты. Спустя десять лет в ре­зультате накопления опыта использования новых методов био­технологии, мониторинга и контроля стало очевидным, что пер­воначальные правила безопасности были излишне строгими. Эти правила для большинства обычных генетических манипуля­ций постепенно смягчились. В то же время для некоторых ма­нипуляций правила, касающиеся условий и способов производ­ства, остались очень строгими и будут по необходимости оста­ваться таковыми. В этом плане правительство Японии было настолько осторожно, что это даже замедлило развитие техно­логии рекомбинантных ДНК в этой стране. Впрочем, сегодня работы по биотехнологии в Японии развиваются очень быстро, так как правила были смягчены, и эта страна уже вышла на уровень, достигнутый в Западной Европе и Америке.

В Великобритании контроль за работой с рекомбинантными ДНК осуществляется специальной правительственной Органи­зацией здравоохранения и безопасности. И эта организация, и ученые следуют рекомендациям Консультативной группы по генетическим манипуляциям (GMAG), которая разработала правила проведения исследований. Эти правила в основном регламентируют уровни безопасности при проведении различ­ных исследований. Ученые должны заблаговременно получать разрешение GMAG для проведения своих опытов, и научные работники проявляют высокую сознательность при использова­нии этих правил.