Российский рынок вин переживает кризис
Российский рынок вин переживает не лучшие времена: продажи падают вслед за крепким алкоголем. По данным Росалкогольрегулирования (РАТК), за первый квартал 2025 года реализация плодовой алкогольной продукции рухнула на 73,2%, ликерных вин – на 8,8%, игристых – на 4,9%, а виноградных – на 2%. Негативная динамика нарастает: если в январе-феврале продажи виноградных вин еще показывали небольшой рост, к марту рынок продемонстрировал явное падение. Эксперты связывают это с резким ростом цен, вызванным повышением пошлин, акцизов и издержек производителей. Потребители, недовольные соотношением цены и качества, все чаще выбирают другие алкогольные напитки, например, коктейли или пиво.
Цены на популярные импортные вина на полках магазинов за год выросли в среднем вдвое. Если в начале 2024 года бутылка бюджетного итальянского вина стоила 500–600 рублей, сейчас цена достигает 900–1000 рублей. Аналогичная ситуация наблюдается и в ресторанах: бокал вина, даже в демократичных заведениях, обойдется не менее чем в 300–400 рублей. Пошлины на импортное вино из недружественных стран выросли с 12,5% летом 2023 года до 25% летом 2024 года, плюс не менее $2 за литр. Вместе с ростом акцизов на этиловый спирт с 1 января 2025 года это существенно повлияло на конечную стоимость вина.
Переориентация спроса на российское вино затруднена. Во-первых, импорт в основном покрывал потребность в белых винах, в то время как отечественные производители больше специализируются на красных. Во-вторых, российское вино также дорожает из-за роста издержек производителей, связанных с повышением цен на виноград. Урожай винограда в Крыму и Краснодарском крае в прошлом году значительно снизился из-за неблагоприятных погодных условий. Снижение конкуренции на рынке вследствие сокращения импорта также способствует росту цен на отечественную продукцию. Хотя некоторые российские производители, например, винодельня «Фанагория», сообщают о росте продаж на 10% в первом квартале 2025 года, общая тенденция на рынке остается негативной.
Аналитики прогнозируют дальнейшее падение спроса на вино в связи с продолжающимся ростом цен. Причем вино – не единственный вид алкоголя, продажи которого демонстрируют устойчивую отрицательную динамику. Согласно данным Росалкогольрегулирования, розничная реализация алкогольной продукции в целом за первый квартал текущего года сократилась на 14,7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Продажи водки упали на 7,2%, коньяка – на 12,6%. В качестве основной причины снижения продаж также называется повышение цен.
По материалам kommersant.ru