Сливочное масло уходит из корзины

Почему цена растет, а спрос падает?

Сливочное масло – продукт, который стал настоящим индикатором изменений на рынке. Несмотря на то, что другие молочные продукты демонстрируют рост продаж, спрос на сливочное масло сокращается. Причина – резкий рост цен, вызванный несколькими факторами: высокими издержками производства, сокращением импорта и увеличением спроса на молочные жиры в целом.

По данным NielsenIQ, с октября 2023 по сентябрь 2024 года продажи сливочного масла и маргарина в рознице в целом по России снизились на 1,3%. В то же время, практически все остальные значимые категории молочной продукции показали рост: пастеризованное молоко — на 3,2%, сметана — на 3,8%, творог — на 9,6%, сливки — на 17,9%.

Средняя стоимость сливочного масла в России на 7 октября 2024 года составляла 1,04 тыс. руб. за 1 кг — это на 20,2% дороже, чем в начале января этого же года. Год к году средняя стоимость выросла на 25,9%. Для сравнения, цены на продовольственные товары в целом за год увеличились на 9,2%.

Основным фактором роста цен на сливочное масло стало повышение себестоимости производства. Рост цен на молочные жиры, а также затраты на молочное животноводство отразились на конечной стоимости продукта. Ситуация усугубляется еще и сокращением импорта в 2022 году из-за ухода с российского рынка производителей из Южной Америки и Новой Зеландии.

В 2023 году поставки из стран дальнего зарубежья сократились в десять раз, и, несмотря на то, что сейчас объем импорта удалось частично заместить поставками из Беларуси, Индии, Киргизии, Азербайджана и Ирана, он все равно составляет около 20% от потребления в стране.

Российские производители также увеличивают производство, но этот процесс требует времени. Согласно Росстату, выпуск сливочного масла в России в январе—июле 2024 года сократился на 2,5% год к году, до 193 тыс. тонн, маргарина — вырос на 1,7%, до 253 тыс. тонн.

В сложившейся ситуации Минсельхоз рассматривает возможность дополнительного стимулирования поставок сливочного масла из "дружественных" стран для насыщения внутреннего рынка и стабилизации цен.

Сокращение потребительского спроса на сливочное масло происходит не только из-за высокой цены. Сокращение потребления выпечки и жареного также может влиять на объемы продаж. В конечном итоге, ситуация на рынке сливочного масла демонстрирует сложные взаимосвязи между ценами, производством, потребительским спросом и международными отношениями.09:11

 По материалам kommersant.ru, FMCG_Report

Данный материал не является рекламой, направлен на достижение образовательных, просветительских и иных общественно полезных целей.