ГЛАВА 17. ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ ОХЛАЖДЕННЫХ И ЗАМОРОЖЕННЫХ ПИЩЕВЫХ ПРОДУКТОВ

17.1. Классификация и краткая характеристика холодильного транспорта

Холодильный транспорт – важнейшая составная часть непрерывной холодильной цепи. От четкости организации перевозок и совершенства холодильного транспорта в значительной степени зависят сохранение качества пищевых продуктов и уровень потерь как в процессе самого транспортирования, так и при последующем хранении и переработке.

Холодильный транспорт связывает все звенья холодильной цепи.

Холодильный транспорт – это совокупность передвижных транспортных средств и стационарных сооружений, предназначенных для перевозки скоропортящихся грузов. Все транспортные средства, используемые для этих целей, изотермические, т.е. их кузов изготовлен из теплоизолированных ограждающих конструкций, уменьшающих тепловые потоки из окружающей среды. Если средний коэффициент теплопередачи по всему теплоизолированному ограждению равен или меньше 0,7 Вт/(м2 ·• К), то транспортное средство называют обычным изотермическим, а при К меньше или равном 0,4 Вт/(м2 ·• К) – изотермическим с усиленной изоляцией.

Допустимую продолжительность транспортирования т замороженных пищевых продуктов при заданном повышении температуры можно определить с помощью уравнения Лединга, ч:

τ = Gc(tк tн) / (KFΔtm),

где G масса груза, кг;
с – удельная теплоемкость продукта, кДж/кг;
tH, tK – начальная и конечная температуры груза, °С;
К – коэффициент, учитывающий влияние света и солнечного излучения (для крупных транспортных средств 1,75);
F средняя величина внутренней поверхности охлаждаемой емкости транспортного средства, м;
Δtm – разница между средней температурой окружающей среды и температурой груза, °С.

 

Изотермический транспорт может быть ледниковым и рефрижераторным.

Ледниковый транспорт – транспортные средства с безмашинным охлаждением, в которых в качестве хладагента используют лед, льдосоляные смеси, сухой лед, сжиженные газы и т.д. Хладагент помещают в сосуды или резервуары; запас его должен быть достаточен не менее чем на 12 ч работы. В зависимости от температуры, поддерживаемой в рабочем объеме, ледники относят к следующим классам: А – с температурой не выше 7 °С; В – не выше -10 °С; С – не выше -20 °С при наружной температуре не выше 30 °С. Ледники классов В и С выпускают с усиленной изоляцией.

Рефрижераторы – изотермические транспортные средства, охлаждаемые с помощью холодильных машин или установок. При этом при наружной температуре не выше 30 °С в кузове поддерживается следующая температура в зависимости от класса рефрижератора: А – от 12 до 0 °С; В –от 12 до -10 °С; С – от 12 до -20 °С; D не выше 2°С; Е – не выше -10 °С; F – не выше -20 °С. Все рефрижераторные изотранспортные средства, кроме относящихся к классу А, выпускаются с усиленной изоляцией.

Отапливаемые транспортные средства – это изотранспорт, имеющий отопительные установки, которые позволяют поддерживать температуру на необходимом уровне (не ниже 12 °С) в течение не менее 12 ч: для класса А – при температуре наружного воздуха не ниже -10 °С, класса В – не ниже -20 °С.

Транспорт класса В выпускают с усиленной изоляцией.

В зависимости от вида используемых транспортных средств хладотранспорт подразделяют на железнодорожный, автомобильный, водный (морской и речной), воздушный, трубопроводный и контейнерный.

 

Железнодорожный хладотранспорт

В зависимости от рода перевозимых грузов железнодорожные транспортные средства подразделяют на универсальные (для перевозки всех скоропортящихся грузов) и специальные (для перевозки определенных грузов: молока и молочных продуктов, виноградных вин, виноматериалов, живой рыбы и др.).

По способу охлаждения грузового помещения изотермические вагоны подразделяют на вагоны-рефрижераторы, охлаждаемые при помощи холодильных машин; вагоны-ледники с емкостями для льда или льдосоляной смеси; вагоны-термосы с тепловой изоляцией без охлаждающих устройств.

По способу отопления изотермические вагоны подразделяются на вагоны с электрическим отоплением и отапливаемые печами-времянками. Приборами электрического отопления оборудованы все вагоны-рефрижераторы.

В рефрижераторном подвижном составе имеются 21- и 23-вагонные поезда, 5- и 12- вагонные секции и автономные вагоны. 23-вагонный поезд состоит из 20 грузовых вагонов, а 21-вагонный – из 18. В составе этих поездов три вспомогательных вагона: с дизель- электростанцией, с машинным отделением и со служебным отделением для обслуживающего персонала. Вспомогательные вагоны располагаются в середине состава.

Охлаждение поездов и 12-вагонной секции – центральное рассольное. Рассол – раствор (СаС12) – охлаждается аммиачной хо лодильной установкой, расположенной в машинном отделении, и по трубопроводам насосом подается в приборы охлаждения грузовых вагонов.

В 12-вагонной секции 10 грузовых вагонов и 2 вспомогательных: вагон-машинное отделение, вагон с дизель-генераторами и служебным помещением.

5-вагонные рефрижераторные секции бывают с 4 грузовыми и одним вспомогательным вагонами и с 5 грузовыми вагонами. Во вспомогательных вагонах располагают дизель-генераторную станцию и служебное помещение. Они должны находиться в середине состава. В секции с 5 грузовыми вагонами дизель-генераторная электростанция занимает часть 4-го вагона, а служебное помещение – смежную с ней часть

3-го вагона. Обе части соединены переходной площадкой. Холодильное оборудование каждого вагона состоит из 2 холодильных установок, работающих на фреоне-12, с воздухоохладителями непосредственного охлаждения. Холодильные агрегаты располагают в торцевых машинных отделениях, а воздухоохладители – в грузовом отсеке вагона.

В автономных вагонах в середине располагается грузовое отделение, а в торцевых частях – 2 машинных. В каждом машинном отделении находятся дизель-генераторный агрегат и холодильная установка, обслуживающая половину объема грузового помещения. Система охлаждения – воздушная, отопления – электрическая. Работа холодильно- отопительного оборудования автоматизирована, позволяет поддерживать температуру с точностью до 0,5 °С.

Вагоны-ледники бывают с пристенными карманами и с потолочными баками для льда или льдосоляной смеси. Размещение приборов льдосоляного охлаждения обусловливает направление естественной циркуляции воздуха в грузовом помещении вагона, от которого зависит степень равномерности температуры воздуха по всему объему вагона. При пристенном расположении карманов со льдом температура воздуха неравномерна как по длине, так и по высоте вагона. Эта разность температур может составлять до 10 – 15 °С, что вызывает ухудшение качества перевозимого груза.

В случае расположения приборов охлаждения под потолком распределение температуры воздуха в вагоне достаточно равномерное. При этом также увеличивается погрузочная площадь вагона – на 25 – 30 % по сравнению с площадью вагонов с пристенными карманами. Недостатки таких вагонов – сложность очистки баков, возможность подмокания и порчи грузов в результате неисправности баков.

В группу специальных вагонов входят цистерна-термос для перевозки молока, цистерны-термосы для перевозки вина, виноматериалов и спирта, вагон-цистерна для перевозки вина, вагон для перевозки живой рыбы. При транспортировании температура в специальных вагонах поддерживается благодаря хорошей теплоизоляции их поверхности и снижению до минимальных размеров теплопритоков к продукту и от него. Суточное повышение (понижение) температуры продукта находится на уровне 2–4°С. Продолжительность транспортирования определяется временем достижения продуктом предельно допустимой температуры.

Автомобильный хладотранспорт

Автомобильный холодильный транспорт – это единственное средство, осуществляющее внутригородские перевозки пищевых продуктов. Его используют также для междугородных, межобластных и международных перевозок. Преимущество автомобильного транспорта в том, что он позволяет осуществлять бесперегрузочные (прямые) перевозки от производителя к потребителю, где бы они ни располагались. По сравнению с железнодорожным транспортом он обладает большими мобильностью и оперативностью. Однако стоимость автомобильных перевозок выше и ограничена сетью автомобильных дорог.

Различают два основных типа средств холодильного автотранспорта: изотермические автомобили и авторефрижераторы.

Изотермические автомобили имеют теплоизолированный кузов, препятствующий недопустимому повышению (понижению) температуры перевозимых продуктов, но не оснащаются холодильной установкой.

Авторефрижераторы оснащены автономными холодильными установками и имеют теплоизолированный кузов. В качестве охлаждающей системы в них используют компрессорные холодильно-отопительные машины или установки с расходуемым охлаждающим веществом – жидким азотом, сухим льдом и др.

Температура в кузове изотермического автомобиля поддерживается в определенных пределах за счет холода, аккумулированного грузом, или одним из источников холода – сухим и водным льдом, льдосоляной смесью, эвтектическими растворами в специальных аккумуляторах (зероторах). Источник холода вводится в кузов вместе с грузом.

Незначительный запас холода и невозможность регулирования температуры в рабочих помещениях изотермических автомобилей не позволяет транспортировать в них скоропортящиеся продукты. Поэтому изотермические автомобили применяют в основном для внутригородских или областных перевозок.

Для перевозки в зимних условиях грузов, требующих положительных температур, изотермические автомобили оборудуют отопителями.

По грузоподъемности различают следующие типы автомобильного хладотранспорта:

  • малой грузоподъемности (до 1 т);
  • средней грузоподъемности (2 –5 т);
  • большой грузоподъемности (5–20 т).

Автомобили малой и средней грузоподъемности используют для внутригородских перевозок, средней – внутриобластных и большой – для перевозок на большие расстояния, включая международные.

Кузова изотермических автомобилей и авторефрижераторов могут выполняться вместе с автомобилем или в виде полуприцепа. Основными элементами кузова являются каркас, внутренняя и наружная обшивки, теплоизоляция, дверная рама с дверным полотном и настил пола.

Для охлаждения изотермических автомобилей используют водный лед, льдосоляную смесь, а также зероторы (специальные металлические формы различной конфигурации) с эвтектическими растворами. Водный лед или льдосоляную смесь загружают в бочки различной формы, которые размещают в специальных «карманах» под потолком или у боковых стен кузова. Зероторы заполняют эвтектическим раствором и замораживают в холодильных камерах. Затем зероторы размещают в кузове на потолке или около боковых стен. Таким образом, в кузове изотермического автомобиля температура поддерживается в определенных пределах за счет холода, аккумулированного грузом, или введением источников холода.

В авторефрижераторах применяют следующие способы охлаждения: машинное, аккумуляционное, сухим льдом, сжиженными газами, комбинированное.

Для авторефрижераторов наиболее распространенным является машинное охлаждение с использованием автоматизированной холодильной установки компрессионного типа. Выпускают машины с приводами от двигателя автомобиля, самостоятельного двигателя внутреннего сгорания, а также с электроприводом от собственной дизель-генераторной установки. Конденсатор и воздухоохладитель ребристотрубные, с принудительным обдувом. Воздухоохладитель монтируют обычно на передней стенке грузового отделения.

Аккумуляционная система состоит из компрессорно-конденсаторного агрегата, установленного вне кузова, и охлаждающих приборов аккумуляционного типа, смонтированных в кузове. Охлаждающие приборы – плоские металлические сосуды, плиты из нержавеющей стали, заполненные эвтектическим раствором. Внутри плит размещены испарители холодильной машины – трубчатые теплообменники, по которым циркулирует хладагент или охлаждающий раствор. Эвтектический раствор в плитах замораживают во время работы холодильной машины на стоянке автомобиля. В кузове поддерживается необходимая для транспортировки температура за счет таяния эвтектического раствора.

Охлаждение сухим льдом имеет ограниченное применение и используется в основном для перевозки мороженого. Сухой лед размещают в кузове в контейнерах, пристенных и потолочных карманах или непосредственно в контакте с продуктами.

Для охлаждения авторефрижераторов широко применяют сжиженные газы: азот, воздух и диоксид углерода. Предпочтение отдают азоту, который имеет низкую температуру испарения (196 °С), позволяет сократить усушку продуктов. Возможно также охлаждение смесью пропана и бутана.

Рекомендуемые режимы для перевозки автомобильным транспортом охлажденных продуктов представлены в табл. 15.

Для перевозки молока, воды, кваса, вина и других жидкостей, температура которых не должна превышать допустимой, используют изотермические автоцистерны, которые

делят на прицепы-цистерны, автомобили-цистерны и полуприцепы-цистерны. могут быть одно-, двух- и трехсекционными.

Таблица 15

Температура, поддерживаемая при перевозке охлажденных продуктов автомобильным транспортом, °С

 

Водный хладотранспорт

Транспортно-рефрижераторные морские и речные суда используют для внутренних и внешнеторговые перевозок скоропортящихся грузов. Суда могут быть универсальными, осуществляющими перевозку продуктов при различных температурах, и специальными – для перевозки отдельных видов продуктов, требующих определенных условий.

Для перевозки замороженных продуктов используют низкотемпературные суда, охлажденных – высокотемпературные. Эксплуатируют также и многоцелевые суда, перевозящие и обычные, скоропортящиеся грузы (они имеют рефрижераторные трюмы). Объем трюмов рефрижераторных судов составляет 3500 м3 на рыболовно-морозильных, 9000 м3 на плавбазах и от 500–800 до 10000–17000 м3 на транспортных рефрижераторах.

На судах используют следующие системы охлаждения: хладоновые непосредственного охлаждения (для провизионных и морозильных камер и трюмов малотоннажных судов), рассольную (и особенно панельную – для перевозки мороженых грузов), воздушную. Холодильные машины размещают по централизованной (в одном месте) и децентрализованной схемам холодильные камеры – в трюмах и твиндеках (надтрюмных помещениях) судов.

 

Воздушный и трубопроводный хладотранспорт

Воздушный хладотранспорт по сравнению с другими видами транспорта позволяет быстрее перевозить грузы на большие расстояния. Воздушным транспортом перевозят фрукты, ранние овощи, ягоды, свежую рыбу, рыбные продукты и др. Перевозят их без специального охлаждения грузового помещения самолетов, так как довольно низкую температуру в нем можно поддерживать циркуляцией холодного наружного воздуха, имеющего температуру -3 °С и ниже при высоте полета 3000 м. Без дополнительного охлаждения можно перевозить и мороженые грузы. Большое значение имеет организация подвоза и вывоза грузов на аэродромы и пункты доставки.

В пределах пищевых предприятий жидкие продукты транспортируют по трубопроводам (молоко, пиво и др.).

17.2. Контейнерные перевозки

Скоропортящиеся грузы часто перевозят несколькими видами транспорта. Для таких перевозок широко используются рефрижераторные (охлаждаемые) и изотермические контейнеры. По грузовместимости все контейнеры делят на крупнотоннажные (масса брутто от 10 до 30 т, вместимость 10–50 м3), среднетоннажные (масса от 2,5 до 5 т, вместимость 3–8 м3), малотоннажные (масса до 1,5 т, вместимость до 3 м3). Контейнеры имеют теплоизоляционные ограждения. Если они снабжены холодильными установками, их называют рефрижераторными, а если таковые отсутствуют – изотермическими.

Крупнотоннажные контейнеры получили наибольшее распространение. Они выполняют две функции: охлаждения (рефрижераторные контейнеры) и транспортной тары большой грузовместимости. Внутри рефрижераторного контейнера температура воздуха регулируется от -18 до +16 °С. Для обеспечения транспортных и складских операций, в том числе и при международных перевозках грузов, наружные размеры крупнотоннажных контейнеров регламентированы стандартами Международной организации по стандартизации ИСО. Крупнотоннажный рефрижераторный контейнер имеет теплоизолированный кузов и машинное отделение, в котором размещается автоматизированная хладоновая холодильная машина (встроенная или съемная) и дизель-генераторная установка или система охлаждения жидким азотом.

Хладоновые холодильные машины могут получать электропитание от внешней сети (на стоянках) или от собственной дизель-генераторной установки.

На контейнерных пунктах (терминалах) крупнотоннажные контейнеры штабелируют, кратковременно хранят, погружают на различные транспортные средства и выгружают с этих средств, осуществляют их профилактическое обслуживание и мелкий ремонт.

В крупнотоннажных контейнерах применяют системы машинного охлаждения и охлаждения с помощью сжиженных газов. 90 % всего современного парка контейнеров составляют контейнеры с машинной охлаждающей системой. Холодильные машины, применяемые для охлаждения контейнеров, аналогичны холодильным машинам авторефрижераторов. Наиболее удобным является оборудование контейнеров холодильной машиной и дизель-генераторной установкой.

Контейнеры могут быть со встроенными и съемными холодильными машинами. Встроенные машины аналогичны навесным установкам авторефрижераторов, а съемные представляют собой отдельный блок, высота и ширина которого равны высоте и ширине контейнера.

В среднетоннажных контейнерах используют систему машинно-аккумуляционного охлаждения. В аккумуляционных охлаждающих приборах используют эвтектические растворы. Аккумуляционный охлаждающий прибор состоит из батареи, листотрубных элементов, между элементами располагаются мешки из морозостойкой пленки, заполненные эвтектическими растворами.

Малотоннажные изотермические контейнеры, как правило, не имеют систем охлаждения. По конструкции они представляют собой шкафы каркасного типа с направляющими решетками для установки поддонов.

Крупнотоннажные контейнеры перевозят все виды транспорта, их легко перемещать с одного вида транспорта на другой. Могут они выполнять и функции автономной холодильной камеры временного склада. Использование крупнотоннажных контейнеров в непрерывной холодильной цепи позволяет осуществлять доставку грузов «от двери до двери» при оптимальных режимах загрузки, разгрузки и хранения. При этом отпадает необходимость перегрузки скоропортящихся продуктов при смешанных перевозках и краткосрочном хранении на распределительных холодильниках, сокращается время пребывания грузов в пути.

Применяют также специальные контейнеры для перевозки охлажденных и только мороженых грузов.

Среднетоннажные и малотоннажные контейнеры используют для непродолжительных прямых перевозок скоропортящихся продуктов в основном автомобильным транспортом.

17.3. Условия, сроки и особенности перевозки различных пищевых продуктов

Технология хранения скоропортящихся продуктов во многом определяет и технологию перевозок. Непрерывность холодильной цепи требует соблюдения одинаковых условий как на стационарных холодильниках, так и на холодильном транспорте. Обработка продуктов определяет подготовку транспортных средств. Неблагоприятные условия хранения продуктов на стационарных холодильниках затрудняют перевозки, сокращают предельный срок транспортирования.

Рассмотрим особенности транспортирования различных пищевых продуктов.

 

Мясо и мясопродукты

В общем объеме перевозок железнодорожным транспортом мясо и мясопродукты составляют около 6 %. Часть этих перевозок осуществляется в рефрижераторных вагонах, часть – в вагонах-ледниках. Дальние перевозки в пределах РФ – это поставки в районы Дальнего Востока и Крайнего Севера с Урала, из Западной Сибири и центра России. Перевозки мяса характеризуются сезонностью, что определяется неравномерностью заготовок скота в течение года: более 40 % мяса заготавливают в сентябре–ноябре.

Для транспортирования мяса по железной дороге используют 5-вагонные секции, оборудованные приспособлениями для подвески мясных туш. Используют также автономные вагоны. Вагоны и секции закреплены за крупными мясокомбинатами, постоянно отгружающими охлажденное мясо в промышленные центры. Правые половины полутуши располагают с одной стороны, левые – с другой. Четвертины говядины и туши баранины подвешивают в два яруса на деревянных разгонах или веревках. Перспективна перевозка охлажденного мяса в ящиках. Для этого туши разрубают на стандартные отруба, которые обертывают целлофаном и плотно укладывают в ящики. Такой способ позволяет лучше использовать транспортные средства (более плотная загрузка), сокращает усушку, улучшает санитарные условия.

Переохлажденное мясо укладывают вдоль вагона на напольные решетки плотными штабелями в клетку. Основную часть и мяса, и мясных продуктов перевозят в мороженом состоянии. Мясо укладывают в вагоны плотным штабелем, что позволяет лучше аккумулировать холод и уменьшает усушку. Мясо разных категорий упитанности загружают в вагон раздельно. Сроки его перевозки зависят от типа вагона, времени года и составляют в среднем 5–20 сут для мороженого, 3–12 для охлажденного.

Такие же способы укладки используют при перевозке мяса автомобильным хладотранспортом. Совместная перевозка охлажденного и замороженного мяса не рекомендуется, допускается лишь кратковременная перевозка при температуре 0–1 °С.

 

Рыба и рыбопродукты

Добычей рыбы в России занимаются пять рыбопромышленных объединений: Западное, Северное, Азово-Черноморское, Каспийское и Дальневосточное. Они отгружают по железным дорогам из портов более 80 % объема погрузки рыбы. Остальные перевозки – внутриобластные и внутриреспубликанские. Концентрация грузов благоприятна для организации перевозок и ускоренной доставки их в места потребления. Однако из-за удаленности пунктов добычи от основных мест потребления средняя дальность перевозки рыбы значительно выше, чем других скоропортящихся грузов. До поступления на наземный транспорт значительная часть рыбы длительное время находится на морском транспорте, где ее сохранность обеспечивается рефрижераторными судами, и в портовых холодильниках. Рыбу, поступающую в порты в обработанном виде, перегружают в вагоны с борта судна. Охлажденную (пресной или морской водой, льдом) рыбу перевозят в ящиках или ящиках-клетках, сухотарных бочках, которые укладывают в вагоны или автомобильные кузова плотными и правильными рядами. Сохранность ее обеспечивается за счет непрерывного таяния льда, слоями переложенного с рыбой. Чаще осуществляют перевозки мороженой рыбы. Рыбу сухой заморозки перевозят в картонных коробах или деревянных ящиках, замороженную мокрым способом перевозят в не пропускающих рассол специальных контейнерах, противнях. Температура перевозки не выше -18 °С для рыбы сухой заморозки, -12 °С – мокрой заморозки, при льдосолевом и естественном способах заморозки – не выше -6 °С.

Сельдь, рыбу особо жирную и пряных посолов, маринованную перевозят в заливных бочках, тощую и средней жирности – в сухотарных бочках или деревянных ящиках.

Вяленую рыбу упаковывают в ящики с отверстиями для вентиляции, драночные короба, плетеные корзины, рогожные кули, мешки, сухотарные бочки. Рыбу в мягкой и жесткой таре укладывают в вагон или кузов в несколько рядов, прокладывая рейками, в шахматном порядке, оставляя между рядами зазоры для циркуляции воздуха.

Рыбу горячего копчения принимают к перевозке железной дорогой только замороженной, доставляется она рефрижераторным железнодорожным и автомобильным транспортом.

Рыбу холодного копчения перевозят упакованной в деревянные и картонные ящики, короба, корзины, сухотарные бочки при температуре от 0 до 5 °С.

Икру перевозят в ящиках (баночная) и бочках (бочковая) в рефрижераторных вагонах и автомобилях.

Живую рыбу отгружают из районов Каспия, Украины, Северного Кавказа в промышленные центры страны. Перевозят ее в специальных живорыбных вагонах с приспособлениями для аэрации воды и помещениями для проезда сопровождающих. Заполнение баков водой осуществляют на 4/5 их высоты. Температуру поддерживают от 2 до 4 °С. Живых раков перевозят в плетеных ивовых корзинах и ящиках в изотермических вагонах с охлаждением. Срок между их уловом и погрузкой не должен превышать 36 ч.

 

Плодоовощные товары и картофель

Условия транспортировки плодов и овощей зависят от ряда факторов: их способности сохраняться, условий выращивания, степени зрелости и т.д. Для успешной перевозки плодов и овощей они должны быть тщательно упакованы в соответствующую тару. Наилучшая укладка плодов и овощей в тару такая, при которой они не соприкасаются друг с другом. Для этого используют различные упаковочные материалы: полиэтиленовую пленку, древесную стружку, бумагу и т.д. Установку в вагоны и кузова тары осуществляют так, чтобы каждое грузовое место омывалось потоком воздуха. Каждое место укрепляют для предотвращения механических повреждений плодов и овощей. Требуется поддержание постоянных температуры и влажности.

Предельные сроки перевозки свежих плодов и овощей зависят от вида транспорта, вида продукции, периода года и составляют, например, для летних яблок в изотермических вагонах 20 сут, летних груш 12, сливы 16, земляники 3, капусты 15–18, картофеля раннего 14, позднего 20 сут и т.д.

 

Консервная продукция

В общем объеме перевозок скоропортящихся грузов консервная продукция составляет около 20 %. Рыбные и мясные консервы перевозят равномерно в течение года. Перевозка плодоовощных консервов имеет ярко выраженную сезонность. В зависимости от времени года консервы перевозят в изотермических вагонах без утепления, с утеплением, с отоплением.

 

Молоко и молочные продукты

Из-за краткого срока хранения этих продуктов перевозка их должна быть четко организована. Наибольшую часть молока перевозят в специальных цистернах. Сливочное масло перевозят в ящиках и бочках, топленое – в бочках.

В зависимости от температуры транспортировки масло укладывают плотно (при температуре не выше -20 °С), вертикальным или шахматным способом. Сыры упаковывают в дощатые ящики и деревянные барабаны. Крупные сыры можно перевозить без тары на стеллажах. Температуру поддерживают от 0 до 5 °С. Не ограничивают сроки доставки в изотермических вагонах сливочного масла, сыров; для молока этот срок не больше 3 сут, творожных сырков 2 сут.

Виноградные и плодово-ягодные вина

Перевозят в стандартных бочках и бутылках, упакованных в ящики. В зимний период бочковые вина перевозят с отоплением или без отопления (тогда во избежание разрыва бочки не доливают на 10–15 %). Вина перевозят также в цистернах-термосах и в изотермических вагонах, что позволяет в 3 раза лучше использовать грузоподъемность транспорта. Пиво в бутылках упаковывают в ящики или заливают в дубовые бочки и перевозят в рефрижераторных вагонах. Минеральные воды можно перевозить навалом, переложенными сеном или соломой.

17.4. Правила приемки транспортируемых продуктов

Продукты, предназначенные для перевозки, должны соответствовать требованиям ГОСТа. Запрещается принимать продукты, упакованные в нестандартную, непрочную и загрязненную тару. Сопроводительные документы на транспортируемые продукты должны быть оформлены полностью и технически грамотно.

Принятые на хранение продукты нельзя оставлять на платформах или площадках, их следует немедленно направлять в охлаждаемый транспорт. Этот транспорт должен быть технически исправным, отвечать санитарным требованиям и быть подготовленным к загрузке продуктами. В нем должны быть проверены состояние охлаждаемых устройств, плотность закрывания дверей, электропроводка, наличие реек и решеток.

Подготавливать камеры холодильного транспорта к приему новой партии грузов следует сразу после освобождения от предыдущей партии продуктов. Камеры холодильного транспорта должны быть чистыми, без запаха и периодически подвергаться санобработке. Подготовка камер холодильного транспорта к загрузке заканчивается установлением в них необходимого температурного режима.

Для успешной транспортировки скоропортящихся продуктов большое значение имеет правильность размещения грузов в холодильном транспорте. При транспортировании мороженых грузов их необходимо укладывать плотно, что позволяет избежать колебаний температуры и вредных воздействий теплопритоков на всю партию грузов. Охлажденные грузы, наоборот, следует размещать с таким расчетом, чтобы между отдельными партиями оставались зазоры для циркуляции воздуха.

Скоропортящиеся грузы предъявляются к погрузке:

  • упакованными (в таре – ящиках различных типов из разных материалов, картонных коробках, корзинах, бидонах, связках, мешках);
  • неупакованными – мясо всех видов скота в тушах и в разрубе на полутуши и четвертины, овощи и бахчевые – россыпью.

Тара должна быть стандартной и исправной. К моменту приемки груза к перевозке должны быть готовы погрузочная станция и грузоотправитель. Отправитель заранее оформляет все документы, а работники станции убеждаются в том, что отправка

предусмотрена планом. Имея право на погрузку, отправитель оформляет накладную и визирует ее в товарной конторе.

После взвешивания сведения о грузе заносят в книгу приема груза к отправлению. Когда продукция загружена в камеры холодильного транспорта, приемосдатчик дороги принимает груз наружным осмотром. Принятый к перевозке груз маркируют отправитель и станция. После погрузки и осмотра транспорт пломбируют.