14.2 Виды стандартов, их построение и краткая характеристика

Национальный орган Российской Федерации по стандартизации, техни­ческие комитеты по стандартизации

  1. Национальный орган Российской Федерации по стандартизации (далее - национальный орган по стандартизации):
  • утверждает национальные стандарты;
  • принимает программу разработки национальных стандартов;
  • организует экспертизу проектов национальных стандартов;
  • обеспечивает соответствие национальной системы стандартизации ин­тересам национальной экономики, состоянию материально-технической базы и научно-техническому прогрессу;
  • осуществляет учет национальных стандартов, правил стандартизации, норм и рекомендаций в этой области и обеспечивает их доступность заинте­ресованным лицам;
  • создает технические комитеты по стандартизации, утверждает положе­ние о них и координирует их деятельность;
  • организует опубликование национальных стандартов и их распростра­нение;
  • участвует в соответствии с уставами международных организаций в разработке международных стандартов и обеспечивает учет интересов Рос­сийской Федерации при их принятии;
  • утверждает изображение знака соответствия национальным стандар­там;
  • представляет Российскую Федерацию в международных организациях, осуществляющих деятельность в области стандартизации.
  1. Правительство Российской Федерации определяет орган, уполномо­ченный на исполнение функций национального органа по стандартизации.
  2. Под опубликованием национального стандарта национальным орга­ном по стандартизации понимается опубликование национального стандарта на русском языке в печатном издании и в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме.
  3. В состав технических комитетов по стандартизации на паритетных на­чалах и добровольной основе могут включаться представители федеральных органов исполнительной власти, научных организаций, саморегулируемых организаций, общественных объединений предпринимателей и потребителей, коммерческих и некоммерческих организаций.

Порядок создания и деятельности технических комитетов по стандарти­зации утверждается национальным органом по стандартизации.

Заседания технических комитетов по стандартизации являются откры­тыми.

Технические комитеты по стандартизации осуществляют свою деятель­ность в соответствии с положениями о них.

Документы в области стандартизации. К документам в области стан­дартизации, используемым на территории Российской Федерации, относятся:

национальные стандарты;

правила стандартизации, нормы и рекомендации в области стандартиза­ции;

применяемые в установленном порядке классификации, общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации;

стандарты организаций;

своды правил.

Национальные стандарты, общероссийские классификаторы технико­экономической и социальной информации

  1. Участники работ по стандартизации, а также национальные стандар­ты, общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации, правила их разработки и применения, правила стандартизации, нормы и рекомендации в области стандартизации, своды правил образуют национальную систему стандартизации.
  2. Национальные стандарты разрабатываются в порядке, установленном настоящим Федеральным законом. Национальные стандарты утверждаются национальным органом по стандартизации в соответствии с правилами стан­дартизации, нормами и рекомендациями в этой области.

Национальный стандарт применяется на добровольной основе равным образом и в равной мере независимо от страны и (или) места происхождения продукции, осуществления процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ и оказания услуг, видов или особенностей сделок и (или) лиц, являющихся изготовителями, исполнителями, продавцами, приобретателями.

Применение национального стандарта подтверждается знаком соответ­ствия национальному стандарту.

  1. Общероссийские классификаторы технико-экономической и социаль­ной информации (далее - общероссийские классификаторы) - нормативные документы, распределяющие технико-экономическую и социальную инфор­мацию в соответствии с ее классификацией (классами, группами, видами и другим) и являющиеся обязательными для применения при создании госу­дарственных информационных систем и информационных ресурсов и меж­ведомственном обмене информацией.

Порядок разработки, принятия, введения в действие, ведения и примене­ния общероссийских классификаторов в социально-экономической области (в том числе в области прогнозирования, статистического учета, банковской деятельности, налогообложения, при межведомственном информационном обмене, создании информационных систем и информационных ресурсов) ус­танавливается Правительством Российской Федерации.

Стандарты организаций:

  1. Стандарты организаций, в том числе коммерческих, общественных, научных организаций, саморегулируемых организаций, объединений юриди­ческих лиц могут разрабатываться и утверждаться ими самостоятельно для совершенствования производства и обеспечения качества продукции, выпол­нения работ, оказания услуг, а также для распространения и использования полученных в различных областях знаний результатов исследований (испы­таний), измерений и разработок.

Порядок разработки, утверждения, учета, изменения и отмены стандар­тов организаций устанавливается ими самостоятельно.

Проект стандарта организации может представляться разработчиком в технический комитет по стандартизации, который организует проведение экспертизы данного проекта. На основании результатов экспертизы данного проекта технический комитет по стандартизации готовит заключение, кото­рое направляет разработчику проекта стандарта.

Для реализации положений и норм федерального Закона «О техни­ческом регулировании» необходима разработка специального технического регламента, регулирующего вопросы безопасности производства, хранения, реализации, утилизации и уничтожения этой продукции.

Для разработки и принятия технических регламентов Федеральный за­кон определил семь лет со дня вступления его в силу. В целях перехода от обязательных требований, действовавших до вступления в силу Федерально­го закона, к требованиям соответствующих технических регламентов Феде­ральным законом установлен переходный период, касающийся в основном подтверждения соответствия и аккредитации.

Со дня вступления в силу Федерального закона до вступления в силу со­ответствующих технических регламентов требования к продукции, процес­сам производства, перевозки, реализации и утилизации, установленные нор­мативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными до­кументами федеральных органов исполнительной власти в целях защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, охра­ны окружающей среды, подлежат обязательному исполнению. Это означает, что обязательные требования, действовавшие до вступления в силу Феде­рального закона, в переходном периоде сохраняют свое действие и могут быть использованы для обязательного подтверждения соответствия продук­ции.

В настоящее время к нормативным документам по стандартизации отот­носятся: государственные стандарты Российской Федерации (ГОСТ Р); при­меняемые в соответствии с правовыми нормами международные, региональ­ные стандарты, а также правила, нормы и рекомендации по стандартизации; общероссийские классификаторы технико-экономической информации; стандарты отраслей; стандарты предприятий; стандарты научно-технических, инженерных общественных объединений. До настоящего времени действуют еще и стандарты бывшего СССР, если они не противоречат Законодательству РФ.

Кроме стандартов, нормативными документами являются также ПР - правила по стандартизации, Р - рекомендации по стандартизации, ТУ техни­ческие условия. Нормативные документы по стандартизации на продукцию и услуги, подлежащие в соответствии с законодательством обязательной серти­фикации, должны содержать требования, по которым осуществляется обя­зательная сертификация, методы контроля на соответствие этим требова­ниям, правила маркировки продукции и услуг, требования к информации о сертификации, включаемой в сопроводительную документацию.

Государственные стандарты разрабатываются на продукцию, работы и услуги, имеющие межотраслевое значение и не должны противоречить за­конодательству Российской Федерации. Г осударственные стандарты должны содержать:

  • требования к продукции, работам и услугам по их безопасности для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества, требования техники безо­пасности и производственной санитарии;
  • требования по технической и информационной совместимости, а так­же взаимозаменяемости продукции;
  • основные потребительские (эксплуатационные) характеристики про­дукции, методы их контроля, требования к упаковке, маркировке, транспор­тированию, хранению, применению и утилизации продукции;
  • правила и нормы, обеспечивающие техническое и информационное единство при разработке, производстве, использовании (эксплуатации) продукции, выполнении работ и оказании услуг, в том числе правила оформления технической документации, допуски и посадки, общие правила обеспечения качества продукции, работ и услуг, сохранения и рационального использования всех видов ресурсов, термины и их определения, условные обозначения, метрологические и другие общетехнические и организационно­технические правила и нормы.

Для обеспечения государственной защиты интересов Российской Фе­дерации и конкурентоспособности отечественной продукции (услуг) в го­сударственных стандартах в обоснованных случаях устанавливаются пред­варительные требования на перспективу, опережающие возможности тради­ционных технологий.

Требования, устанавливаемые государственными стандартами для обеспечения безопасности продукции, работ и услуг для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества, для обеспечения технической и ин­формационной совместимости, взаимозаменяемости продукции, единства методов их контроля и единства маркировки, а также иные требования, уста­новленные законодательством Российской Федерации, являются обяза­тельными для соблюдения государственными органами управления, субъек­тами хозяйственной деятельности.

Иные требования государственных стандартов к продукции, работам и услугам подлежат обязательному соблюдению субъектами хозяйственной деятельности в силу договора либо в том случае, если об этом указывается в технической документации изготовителя (поставщика) продукции; исполни­теля работ или услуг. При этом соответствие продукции и услуг этим требо­ваниям государственных стандартов может определяться в порядке, установ­ленном законодательством Российской Федерации о добровольной сертифи­кации продукции и услуг.

Государственные стандарты и общероссийские классификаторы тех­нико-экономической информации принимает Федеральное агентство по тех­ническому регулированию и метрологии (Госстандарт России).

Государственные стандарты вводятся в действие после их государс­твенной регистрации в Федеральном агентстве по техническому регулирова­нию и метрологии (Госстандарте России) в установленном им порядке.

Разработку, принятие, введение в действие, применение, ведение об­щероссийских классификаторов технико-экономической информации осуще­ствляют в порядке, установленном Федеральным агентством по техническо­му регулированию и метрологии (Госстандартом России).

Государственные стандарты Российской Федерации разрабатывают, принимают, пересматривают, изменяют или отменяют по ГОСТ Р 1.2.-2004.

Общероссийские классификаторы. В России принята Государствен­ная программа перехода Российской Федерации на принятую в международ­ной практике систему учета и статистики в соответствии с требованиями раз­вития рыночной экономики.

Без общероссийского классификатора невозможно решение проблемы согласованности межведомственных потоков информации. Кроме того, необ­ходимо обеспечить сопоставимость классификаторов различных федераль­ных органов управления и международных отношений, а также информаци­онную совместимость международных и национальных информационных систем. В России создается Единая система классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации (ЕСКК). Ее составляю­щие -общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации, средств их ведения, нормативных и методических документов по их разработке, ведению и применению.

Объектами классификации и кодирования в ЕСКК выступают: статис­тическая информация, макроэкономическая финансовая и правоохранитель­ная деятельность, банковское дело, бухгалтерский учет, стандартизация, сер­тификация, производство продукции, предоставление услуг, таможенное де­ло, торговля и внешнеэкономическая деятельность. Общее руководство и ко­ординацию работ по созданию ЕСКК осуществляют Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Госстандарт РФ) и Феде­ральная служба государственной статистики. Основные принципы, правила и требования, регламентирующие создание системы, изложены в ПР 50-733-93 "Основные положения Единой системы классификации и кодирования тех­нико-экономической и социальной информации и унифицированных систем документации Российской Федерации", ПР 50-734-93 "Порядок разработки общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной ин­формации". Эти нормативные документы учитывают необходимость гармо­низации общероссийских классификаторов с международными классифика­циями и стандартами, чему способствует прямое применение международ­ных стандартов по классификации и кодированию объектов технико­экономической и социальной информации.

Федеральным агентством по техническому регулированию и метроло­гии (Госстандарт России) принят ряд общероссийских классификаторов:

  • Общероссийский классификатор предприятий и организаций (ОКПО)
  • Общероссийский классификатор органов государственной власти и управления (ОКОГУ)
  • Общероссийский классификатор экономических районов (ОКЭР)
  • Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОКДП)
  • Общероссийский классификатор специальностей по образованию (ОКСО)
  • Общероссийский классификатор занятий (ОКЗ)
  • Общероссийский классификатор управленческой документации (ОКУД).
  • Общероссийский классификатор продукции (ОКП)
  • Общероссийский классификатор информации по социальной защите населения (ОКИСЗН)
  • Общероссийский классификатор услуг населению (ОКУН)
  • Общероссийский классификатор стандартов (ОКС)
  • Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей слу­жащих и тарифных разрядов (ОКЦЦТР)
  • Общероссийский классификатор основных фондов (ОКОФ)
  • Общероссийский классификатор валют (ОКВ)
  • Общероссийский классификатор изделий и конструкторских доку­ментов машиностроения и приборостроения (Классификатор ЕСКД)
  • Общероссийский классификатор единиц измерения (ОКЕМ)
  • Общероссийский классификатор специальностей высшей научной классификации (ОКСВНК) и т.д.

Число их будет расширяться по мере интеграции России в мировую экономику.

Стандарты отраслей могут разрабатываться и приниматься государ­ственными органами управления в пределах их компетенции применительно к продукции, работам и услугам отраслевого значения.

Стандарты отраслей не должны нарушать обязательные требования го­сударственных стандартов, а также правила и нормы безопасности, установ­ленные государственными надзорными органами по вопросам, отнесенным к их компетенции. Срок действия стандарта отрасли не устанавливают. Ответ­ственность за соответствие требований стандартов несут принявшие их госу­дарственные органы управления.

Стандарты научно - технических, инженерных обществ и других общественных объединений. Такие стандарты разрабатывают, как правило, на принципиально новые виды продукции, процессы, услуги, методы испы­таний, на нетрадиционные технологии, принципы организации и управления производством. Порядок разработки, принятия, учета, издания, обновления и отмены стандартов такого рода организации устанавливают самостоятельно.

Технические условия разрабатывают предприятия и другие субъекты хозяйственной деятельности в том случае, когда стандарт создавать не­целесообразно.

С 01.07.2002 года введен в действие ГОСТ Р 51740-2001 «Технические условия на пищевые продукты. Общие требования к разработке и оформле­нию». Настоящий стандарт устанавливает общие требования к построению, изложению, содержанию, оформлению, обозначению, согласованию, утвер­ждению, регистрации, применению, обновлению, отмене технических усло­вий на российские пищевые продукты, предназначенные для реализации и для промышленной переработки на пищевые цели.

Стандарты субъектов хозяйственной деятельности не должны на­рушать обязательные требования государственных стандартов, а также пра­вила и нормы безопасности, установленные государственными надзорными органами по вопросам, отнесенным к их компетенции.

Ответственность за соответствие требований стандартов субъектов хо­зяйственной деятельности обязательным требованиям государственных стан­дартов несут утвердившие их субъекты хозяйственной деятельности.

Порядок разработки, принятия, учетной регистрации, применения, кон­троля за соблюдением обязательных требований, изменения и отмены стан­дартов отраслей, а также разработка стандартов организаций и стандартов научно-технических, инженерных обществ и других общественных объеди­нений - по ГОСТ Р 1. 4-2004.

Правила по стандартизации (ПР) и рекомендации по стандартиза­ции (Р) по своему характеру соответствуют нормативным документам мето­дического содержания. Они могут касаться порядка согласования норматив­ных документов, представления информации о принятых стандартах отрас­лей, обществ и других организаций в Федеральное агентство по техническо­му регулированию и метрологии (Госстандарт РФ), создания службы по стандартизации на предприятии, правил проведения государственного кон­троля за соблюдением обязательных требований государственных стандартов и многих других вопросов организационного характера. ПР и Р разрабатыва­ются, как правило, организациями и подразделениями, подведомственными Федеральному агентству по техническому регулированию и метрологии (Госстандарту РФ). Проект этих документов обсуждается с заинтересован­ными сторонами, утверждается и издается этими комитетами.

Виды стандартов

В зависимости от специфики объекта стандартизации и содержания ус­танавливаемых к нему требований разрабатывают стандарты следующих ви­дов:

  • стандарты основополагающе;
  • стандарты на продукцию, услуги;
  • стандарты на работы (процессы);
  • стандарты на методы контроля (испытаний, измерений, анализа).

Основополагающие стандарты устанавливают общие организацион­но-технические положения для определенной области деятельности, а также общетехнические требования, нормы и правила, обеспечивающие взаимопо­нимание, техническое единство и взаимосвязь различных областей науки, техники и производства в процессах создания и использования продукции, охрану окружающей среды, безопасность продукции, процессов и услуг для жизни, здоровья, имущества и другие обще-технические требования.

Стандарты на продукцию (услуги) устанавливают требования к группам однородной продукции (услуг) или к конкретной продукции (услу­ге).

Стандарты на работы (процессы) устанавливают основные требова­ния к методам (способам, приемам) различного рода работ в технологиче­ских процессах разработки, изготовления, хранения, транспортирования, эксплуатации, ремонта и утилизации.

Стандарты на методы контроля устанавливают методы (способы, приемы, методики и др.) проведения испытаний, измерений, анализа про­дукции при ее создании, сертификации и использовании.