Национальный орган Российской Федерации по стандартизации, технические комитеты по стандартизации
- Национальный орган Российской Федерации по стандартизации (далее - национальный орган по стандартизации):
- утверждает национальные стандарты;
- принимает программу разработки национальных стандартов;
- организует экспертизу проектов национальных стандартов;
- обеспечивает соответствие национальной системы стандартизации интересам национальной экономики, состоянию материально-технической базы и научно-техническому прогрессу;
- осуществляет учет национальных стандартов, правил стандартизации, норм и рекомендаций в этой области и обеспечивает их доступность заинтересованным лицам;
- создает технические комитеты по стандартизации, утверждает положение о них и координирует их деятельность;
- организует опубликование национальных стандартов и их распространение;
- участвует в соответствии с уставами международных организаций в разработке международных стандартов и обеспечивает учет интересов Российской Федерации при их принятии;
- утверждает изображение знака соответствия национальным стандартам;
- представляет Российскую Федерацию в международных организациях, осуществляющих деятельность в области стандартизации.
- Правительство Российской Федерации определяет орган, уполномоченный на исполнение функций национального органа по стандартизации.
- Под опубликованием национального стандарта национальным органом по стандартизации понимается опубликование национального стандарта на русском языке в печатном издании и в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме.
- В состав технических комитетов по стандартизации на паритетных началах и добровольной основе могут включаться представители федеральных органов исполнительной власти, научных организаций, саморегулируемых организаций, общественных объединений предпринимателей и потребителей, коммерческих и некоммерческих организаций.
Порядок создания и деятельности технических комитетов по стандартизации утверждается национальным органом по стандартизации.
Заседания технических комитетов по стандартизации являются открытыми.
Технические комитеты по стандартизации осуществляют свою деятельность в соответствии с положениями о них.
Документы в области стандартизации. К документам в области стандартизации, используемым на территории Российской Федерации, относятся:
национальные стандарты;
правила стандартизации, нормы и рекомендации в области стандартизации;
применяемые в установленном порядке классификации, общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации;
стандарты организаций;
своды правил.
Национальные стандарты, общероссийские классификаторы техникоэкономической и социальной информации
- Участники работ по стандартизации, а также национальные стандарты, общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации, правила их разработки и применения, правила стандартизации, нормы и рекомендации в области стандартизации, своды правил образуют национальную систему стандартизации.
- Национальные стандарты разрабатываются в порядке, установленном настоящим Федеральным законом. Национальные стандарты утверждаются национальным органом по стандартизации в соответствии с правилами стандартизации, нормами и рекомендациями в этой области.
Национальный стандарт применяется на добровольной основе равным образом и в равной мере независимо от страны и (или) места происхождения продукции, осуществления процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ и оказания услуг, видов или особенностей сделок и (или) лиц, являющихся изготовителями, исполнителями, продавцами, приобретателями.
Применение национального стандарта подтверждается знаком соответствия национальному стандарту.
- Общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации (далее - общероссийские классификаторы) - нормативные документы, распределяющие технико-экономическую и социальную информацию в соответствии с ее классификацией (классами, группами, видами и другим) и являющиеся обязательными для применения при создании государственных информационных систем и информационных ресурсов и межведомственном обмене информацией.
Порядок разработки, принятия, введения в действие, ведения и применения общероссийских классификаторов в социально-экономической области (в том числе в области прогнозирования, статистического учета, банковской деятельности, налогообложения, при межведомственном информационном обмене, создании информационных систем и информационных ресурсов) устанавливается Правительством Российской Федерации.
Стандарты организаций:
- Стандарты организаций, в том числе коммерческих, общественных, научных организаций, саморегулируемых организаций, объединений юридических лиц могут разрабатываться и утверждаться ими самостоятельно для совершенствования производства и обеспечения качества продукции, выполнения работ, оказания услуг, а также для распространения и использования полученных в различных областях знаний результатов исследований (испытаний), измерений и разработок.
Порядок разработки, утверждения, учета, изменения и отмены стандартов организаций устанавливается ими самостоятельно.
Проект стандарта организации может представляться разработчиком в технический комитет по стандартизации, который организует проведение экспертизы данного проекта. На основании результатов экспертизы данного проекта технический комитет по стандартизации готовит заключение, которое направляет разработчику проекта стандарта.
Для реализации положений и норм федерального Закона «О техническом регулировании» необходима разработка специального технического регламента, регулирующего вопросы безопасности производства, хранения, реализации, утилизации и уничтожения этой продукции.
Для разработки и принятия технических регламентов Федеральный закон определил семь лет со дня вступления его в силу. В целях перехода от обязательных требований, действовавших до вступления в силу Федерального закона, к требованиям соответствующих технических регламентов Федеральным законом установлен переходный период, касающийся в основном подтверждения соответствия и аккредитации.
Со дня вступления в силу Федерального закона до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции, процессам производства, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти в целях защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, охраны окружающей среды, подлежат обязательному исполнению. Это означает, что обязательные требования, действовавшие до вступления в силу Федерального закона, в переходном периоде сохраняют свое действие и могут быть использованы для обязательного подтверждения соответствия продукции.
В настоящее время к нормативным документам по стандартизации ототносятся: государственные стандарты Российской Федерации (ГОСТ Р); применяемые в соответствии с правовыми нормами международные, региональные стандарты, а также правила, нормы и рекомендации по стандартизации; общероссийские классификаторы технико-экономической информации; стандарты отраслей; стандарты предприятий; стандарты научно-технических, инженерных общественных объединений. До настоящего времени действуют еще и стандарты бывшего СССР, если они не противоречат Законодательству РФ.
Кроме стандартов, нормативными документами являются также ПР - правила по стандартизации, Р - рекомендации по стандартизации, ТУ технические условия. Нормативные документы по стандартизации на продукцию и услуги, подлежащие в соответствии с законодательством обязательной сертификации, должны содержать требования, по которым осуществляется обязательная сертификация, методы контроля на соответствие этим требованиям, правила маркировки продукции и услуг, требования к информации о сертификации, включаемой в сопроводительную документацию.
Государственные стандарты разрабатываются на продукцию, работы и услуги, имеющие межотраслевое значение и не должны противоречить законодательству Российской Федерации. Г осударственные стандарты должны содержать:
- требования к продукции, работам и услугам по их безопасности для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества, требования техники безопасности и производственной санитарии;
- требования по технической и информационной совместимости, а также взаимозаменяемости продукции;
- основные потребительские (эксплуатационные) характеристики продукции, методы их контроля, требования к упаковке, маркировке, транспортированию, хранению, применению и утилизации продукции;
- правила и нормы, обеспечивающие техническое и информационное единство при разработке, производстве, использовании (эксплуатации) продукции, выполнении работ и оказании услуг, в том числе правила оформления технической документации, допуски и посадки, общие правила обеспечения качества продукции, работ и услуг, сохранения и рационального использования всех видов ресурсов, термины и их определения, условные обозначения, метрологические и другие общетехнические и организационнотехнические правила и нормы.
Для обеспечения государственной защиты интересов Российской Федерации и конкурентоспособности отечественной продукции (услуг) в государственных стандартах в обоснованных случаях устанавливаются предварительные требования на перспективу, опережающие возможности традиционных технологий.
Требования, устанавливаемые государственными стандартами для обеспечения безопасности продукции, работ и услуг для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества, для обеспечения технической и информационной совместимости, взаимозаменяемости продукции, единства методов их контроля и единства маркировки, а также иные требования, установленные законодательством Российской Федерации, являются обязательными для соблюдения государственными органами управления, субъектами хозяйственной деятельности.
Иные требования государственных стандартов к продукции, работам и услугам подлежат обязательному соблюдению субъектами хозяйственной деятельности в силу договора либо в том случае, если об этом указывается в технической документации изготовителя (поставщика) продукции; исполнителя работ или услуг. При этом соответствие продукции и услуг этим требованиям государственных стандартов может определяться в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о добровольной сертификации продукции и услуг.
Государственные стандарты и общероссийские классификаторы технико-экономической информации принимает Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Госстандарт России).
Государственные стандарты вводятся в действие после их государственной регистрации в Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии (Госстандарте России) в установленном им порядке.
Разработку, принятие, введение в действие, применение, ведение общероссийских классификаторов технико-экономической информации осуществляют в порядке, установленном Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (Госстандартом России).
Государственные стандарты Российской Федерации разрабатывают, принимают, пересматривают, изменяют или отменяют по ГОСТ Р 1.2.-2004.
Общероссийские классификаторы. В России принята Государственная программа перехода Российской Федерации на принятую в международной практике систему учета и статистики в соответствии с требованиями развития рыночной экономики.
Без общероссийского классификатора невозможно решение проблемы согласованности межведомственных потоков информации. Кроме того, необходимо обеспечить сопоставимость классификаторов различных федеральных органов управления и международных отношений, а также информационную совместимость международных и национальных информационных систем. В России создается Единая система классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации (ЕСКК). Ее составляющие -общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации, средств их ведения, нормативных и методических документов по их разработке, ведению и применению.
Объектами классификации и кодирования в ЕСКК выступают: статистическая информация, макроэкономическая финансовая и правоохранительная деятельность, банковское дело, бухгалтерский учет, стандартизация, сертификация, производство продукции, предоставление услуг, таможенное дело, торговля и внешнеэкономическая деятельность. Общее руководство и координацию работ по созданию ЕСКК осуществляют Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Госстандарт РФ) и Федеральная служба государственной статистики. Основные принципы, правила и требования, регламентирующие создание системы, изложены в ПР 50-733-93 "Основные положения Единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации и унифицированных систем документации Российской Федерации", ПР 50-734-93 "Порядок разработки общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации". Эти нормативные документы учитывают необходимость гармонизации общероссийских классификаторов с международными классификациями и стандартами, чему способствует прямое применение международных стандартов по классификации и кодированию объектов техникоэкономической и социальной информации.
Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (Госстандарт России) принят ряд общероссийских классификаторов:
- Общероссийский классификатор предприятий и организаций (ОКПО)
- Общероссийский классификатор органов государственной власти и управления (ОКОГУ)
- Общероссийский классификатор экономических районов (ОКЭР)
- Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОКДП)
- Общероссийский классификатор специальностей по образованию (ОКСО)
- Общероссийский классификатор занятий (ОКЗ)
- Общероссийский классификатор управленческой документации (ОКУД).
- Общероссийский классификатор продукции (ОКП)
- Общероссийский классификатор информации по социальной защите населения (ОКИСЗН)
- Общероссийский классификатор услуг населению (ОКУН)
- Общероссийский классификатор стандартов (ОКС)
- Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКЦЦТР)
- Общероссийский классификатор основных фондов (ОКОФ)
- Общероссийский классификатор валют (ОКВ)
- Общероссийский классификатор изделий и конструкторских документов машиностроения и приборостроения (Классификатор ЕСКД)
- Общероссийский классификатор единиц измерения (ОКЕМ)
- Общероссийский классификатор специальностей высшей научной классификации (ОКСВНК) и т.д.
Число их будет расширяться по мере интеграции России в мировую экономику.
Стандарты отраслей могут разрабатываться и приниматься государственными органами управления в пределах их компетенции применительно к продукции, работам и услугам отраслевого значения.
Стандарты отраслей не должны нарушать обязательные требования государственных стандартов, а также правила и нормы безопасности, установленные государственными надзорными органами по вопросам, отнесенным к их компетенции. Срок действия стандарта отрасли не устанавливают. Ответственность за соответствие требований стандартов несут принявшие их государственные органы управления.
Стандарты научно - технических, инженерных обществ и других общественных объединений. Такие стандарты разрабатывают, как правило, на принципиально новые виды продукции, процессы, услуги, методы испытаний, на нетрадиционные технологии, принципы организации и управления производством. Порядок разработки, принятия, учета, издания, обновления и отмены стандартов такого рода организации устанавливают самостоятельно.
Технические условия разрабатывают предприятия и другие субъекты хозяйственной деятельности в том случае, когда стандарт создавать нецелесообразно.
С 01.07.2002 года введен в действие ГОСТ Р 51740-2001 «Технические условия на пищевые продукты. Общие требования к разработке и оформлению». Настоящий стандарт устанавливает общие требования к построению, изложению, содержанию, оформлению, обозначению, согласованию, утверждению, регистрации, применению, обновлению, отмене технических условий на российские пищевые продукты, предназначенные для реализации и для промышленной переработки на пищевые цели.
Стандарты субъектов хозяйственной деятельности не должны нарушать обязательные требования государственных стандартов, а также правила и нормы безопасности, установленные государственными надзорными органами по вопросам, отнесенным к их компетенции.
Ответственность за соответствие требований стандартов субъектов хозяйственной деятельности обязательным требованиям государственных стандартов несут утвердившие их субъекты хозяйственной деятельности.
Порядок разработки, принятия, учетной регистрации, применения, контроля за соблюдением обязательных требований, изменения и отмены стандартов отраслей, а также разработка стандартов организаций и стандартов научно-технических, инженерных обществ и других общественных объединений - по ГОСТ Р 1. 4-2004.
Правила по стандартизации (ПР) и рекомендации по стандартизации (Р) по своему характеру соответствуют нормативным документам методического содержания. Они могут касаться порядка согласования нормативных документов, представления информации о принятых стандартах отраслей, обществ и других организаций в Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Госстандарт РФ), создания службы по стандартизации на предприятии, правил проведения государственного контроля за соблюдением обязательных требований государственных стандартов и многих других вопросов организационного характера. ПР и Р разрабатываются, как правило, организациями и подразделениями, подведомственными Федеральному агентству по техническому регулированию и метрологии (Госстандарту РФ). Проект этих документов обсуждается с заинтересованными сторонами, утверждается и издается этими комитетами.
Виды стандартов
В зависимости от специфики объекта стандартизации и содержания устанавливаемых к нему требований разрабатывают стандарты следующих видов:
- стандарты основополагающе;
- стандарты на продукцию, услуги;
- стандарты на работы (процессы);
- стандарты на методы контроля (испытаний, измерений, анализа).
Основополагающие стандарты устанавливают общие организационно-технические положения для определенной области деятельности, а также общетехнические требования, нормы и правила, обеспечивающие взаимопонимание, техническое единство и взаимосвязь различных областей науки, техники и производства в процессах создания и использования продукции, охрану окружающей среды, безопасность продукции, процессов и услуг для жизни, здоровья, имущества и другие обще-технические требования.
Стандарты на продукцию (услуги) устанавливают требования к группам однородной продукции (услуг) или к конкретной продукции (услуге).
Стандарты на работы (процессы) устанавливают основные требования к методам (способам, приемам) различного рода работ в технологических процессах разработки, изготовления, хранения, транспортирования, эксплуатации, ремонта и утилизации.
Стандарты на методы контроля устанавливают методы (способы, приемы, методики и др.) проведения испытаний, измерений, анализа продукции при ее создании, сертификации и использовании.