Мотивами для сертификации СМК являются:
- требования потребителей при заключении контрактов и повышение
- конкурентоспособности продукции;
- условие для участия в тендерах, конкурсах и прочих подобных мероприятиях, которые могут закончиться контрактом и служить рекламой предприятия;
- условие для получения государственного заказа, льготного кредитования или страхования;
- стремление стать лауреатом или победителем конкурса на соискание премии Правительства РФ в области качества (реальный шанс имеют предприятия с внедренной системой качества);
- желание высшего руководства предприятия быть уверенным в соответствии условий производства продукции международным требованиям, чтобы в любой момент быть готовым к возможным выгодным предложениям.
К важным внешним причинам следует отнести также и тот факт, что многие зарубежные органы и системы сертификации включают сертификацию или оценку СМК предприятий в процедуры оценки соответствия продукции, т.е. без сертификата на СМК предприятие не может поставлять продукцию на зарубежные рынки. Главная целевая установка СМК, построенной на основе стандартов ИСО, - обеспечение качества продукции, требуемого заказчиком, и предоставление ему доказательств в способности предприятия сделать это. СМК ориентируется прежде всего на потребителя.
Сертификация СМК на соответствие требованиям ИСО обеспечивает:
- уверенность руководству и работникам предприятия в том, что выпускаемая продукция или оказываемые услуги соответствуют установленным требованиям;
- уверенность потребителям в том, что они приобретут продукцию того качества, которое заранее было оговорено (или обещано предприятием), в установленные сроки и в необходимом объеме.
Внедрение на предприятии СМК на основе ИСО позволяет:
- цели, средства и методы управления предприятием сориентировать на качество;
- навести элементарный порядок на предприятии (в части ведения документации, выполнения обязательных для исполнения требований, организации работ служб и подразделений и др.);
- четко распределить полномочия и ответственность, отрегулировать взаимодействие между различными подразделениями и специалистами;
- выработать единые требования к оформлению документации (инструкций, регламентов, положений, правил и др.);
- определить требования к важнейшим процессам, влияющим на качество и формализовать эти требования в виде документированных процедур (стандарты предприятия, методики и т.п.);
- сконцентрировать внимание на предупреждении ошибок и отклонений от установленных требований, а не заниматься только исправлением до пущенных ошибок;
- постоянно улучшать качество продукции, качество работы всего персонала предприятия, уменьшить потери и снизить себестоимость продукции.
Внедрение стандартов ИСО на СМК способствует усилению горизонтальных связей в управлении предприятием в противовес вертикальным, переходу от разобщенности к сотрудничеству, демократизации административного управления; созданию на предприятии атмосферы доброжелательности, повышению ответственности каждого работника за результаты своего труда.