Глава 1 ПРИЕМКА И СОДЕРЖАНИЕ СКОТА, ПТИЦЫ И КРОЛИКОВ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ МЯСНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

ТРЕБОВАНИЯ К ТРАНСПОРТИРОВАНИЮ СКОТА И ТРАНСПОРТНЫМ СРЕДСТВАМ

На предприятия мясной промышленности скот доставляют автомобильным, железнодорожным, водным транспортом, а в некоторых случаях гоном. В пунктах отправления животных подвергают тщательному ветеринарному осмотру. За 10— 14 дней до отправки необходимо провести соответствующие прививки и диагностические исследования всей партии скота, а перед отправкой обязательное термометрнрование с целью выявления и отстранения от отправки больных животных. По­сле этого компетентные ветеринарные органы выдают ветери­нарное свидетельство установленной формы на право перегона или транспортирования скота, товарно-транспортную наклад­ную и путевой журнал. В ветеринарном свидетельстве указы­вают количество осмотренного здорового скота, благополучно местности, откуда отправляется скот, в отношении заразных заболеваний, проведенную ветеринарно-санитарную обработку отправляемого скота. В товарно-транспортной накладной и пу­тевом журнале указывают пол, живую массу, упитанность, по­рядковый номер бирки животного, кем сопровождается, марш­рут следования, пункты кормления и водопоя скота, количест­во отпущенных на дорогу кормов и инвентаря.

Главной задачей проводников, сопровождающих скот, явля­ется полное исключение снижения живой массы и упитанности животных, травматических повреждений и заболеваний. В слу­чае подозрений в отношении заболевания скота в пути провод­ник обязан заявить об этом на ближайший ветеринарный пункт.

Скот перевозят в двух- и четырехосных вагонах, а также в специализированных железнодорожных вагонах, оборудован­ных водопойными корытами, бачками для воды, .полками для корма, кормушками, вентиляционными люками и т. д. Основ­ной фактор, влияющий на размер потерь массы, — продолжи­тельность перевозки: чем дольше перевозка, тем большая по­теря массы. Однако самый большой процент потерь приходит­ся на первые 24—36 ч перевозки. 

Скот должен быть обеспечен подстилкой из соломы и тор­фа, в летнее время для свиней используют песок, смоченный водой.

Количество скота, размещаемого в вагонах, зависит от раз­мера вагона, а также возраста, размеров и массы животных. В товарные двухосные вагоны помещают 8—14 голов крупного рогатого скота, 18—20 — телят, 50—60 — овец и коз, 18—40 — свиней; в четырехосные вагоны — в 2,5 раза больше крупного рогатого скота и в 2 раза свиней и овец. Летом в очень жар­кие дни рекомендуется помещать в вагоны на 10—15% меньше свиней, а при температуре воздуха свыше 25 — 30°С жирных свиней не следует перевозить по железной дороге.

Транспортирование в специализированных вагонах имеет целый ряд преимуществ: оборудование вагона в целом обес­печивает нормальные условия кормового и питьевого режима для перевозимого скота, который мало отличается от режима при стационарном его содержании, сокращается количество проводников, лучше используется площадь вагона, легче осу­ществлять кормление и поение, резко снижаются потери массы, а иногда наблюдается прибавление массы в результате лучшего и более полного поедания даваемых кормов.

При перевозке в железнодорожном транспорте скот поят на специально оборудованных железнодорожных станциях: летом 3 раза в день после каждого кормления, а зимой 2 раза перед кормлением. Водопою следует уделять большое внимание, так как при регулярном поении животные в пути меньше утомля ются, лучше и охотнее поедают корма и усвояемость их зна­чительно выше. Рекомендуемый радиус доставки скота железнодорожным транспортом не более 600 км, продолжительность не более 4 сут.

На мясокомбинаты скот доставляют как обычным грузо­вым, так и специально оборудованным автотранспортом. В связи со спецификой перевозки длительность ее регламенти­руется не более 5 ч.

Для транспортирования свиней учеными ВНИИМПа пред­ложен контейнерный способ. В контейнере размещают 13 го­лов свиней живой массой ПО—120 кг. Он представляет собой сварную конструкцию, выполненную в виде короба из уголков и листового железа. Сверху контейнер перекрыт решеткой, ячейки которой не позволяют животным выбираться наружу. Одно из преимуществ использования контейнеров для этих це­лей заключается в том, что их можно близко подавать к месту содержания свиней при откорме, спокойно перегнать в них жи­вотных из станков, погрузить на автомобиль, транспортиро­вать и аналогичным образом разгрузить на мясокомбинате.

В настоящее время начато серийное производство полупри­цепов-скотовозов типа фургон с применением современных кон­струкционных материалов в одно- и двухъярусном исполнении к седельным тягачам ЗИЛ-130В1-80 грузоподъемностью соот­ветственно 9 и 8 т и КАМАЗ-5410 грузоподъемностью соответ­ственно 12 и 11 т. Вместимость новых автоскотовозов в 2 раза и более выше эксплуатируемых моделей, а себестоимость пере­возки в среднем на 25% ниже, достигается значительная эко­номия автомобильного топлива. Новая модель полуприцепа- скотовоза типа фургон состоит из кузова и ходовой части ба­зового полуприцепа к соответствующему тягачу.

Все модели полуприцепов-скотовозов по заказу могут комп­лектоваться специальными раздвижными трапами для погруз­ки-выгрузки непосредственно с земли. Кузов полуприцепа-ско­товоза ОдАЗ-9976 оборудован принудительной приточно-вы­тяжной вентиляцией. Каждый поставляемый полуприцеп-ско­товоз комплектуют электропогонялкой.

Температурные условия перевозки скота определяет его от­правитель в соответствии с ветеринарно-санитарными требова­ниями в зависимости'от вида, возраста и упитанности скота, дальности, времени и назначения перевозок. Все модели ското­возов рассчитаны на эксплуатацию при температуре наружно­го воздуха от —40 до 40°С.

По морю и рекам скот для предприятий мясной промышлен­ности доставляют на специализированных судах и баржах. Подготовку скота, ветеринарный осмотр и обработку, оформле­ние документации и пр. производят таким же образом, как при транспортировании по железной дороге.

Доставка скота гоном иа предприятия мясной промышлен­ности осуществляется, как правило, на близкие расстояния и в случаях экономической целесообразности. При согласовании обеих сторон формируют гурты в зависимости от вида скота, крупный рогатый скот—150—200 голов; молодняк — 200—250 голов; овец — 600—1000 голов. Скорость движения гуртов зависит от вида скота: для крупного рогатого скота — не бо­лее 15 км в сутки, для мелкого рогатого скота — не более 10 км в сутки. Скот перегоняют только по грунтовым дорогам в основном в пастбищный период.

Птицу и кроликов транспортируют теми же видами транс­порта, что и скот. Отличительной особенностью является то, что сухопутную птицу (куры, индейки, цесарки) и водоплаваю­щую (утки, гуси) доставляют в специальных деревянных или металлических ящиках-клетках, а также в контейнерах. В свя­зи с тем что потери массы птицы после кормления через 4—5 ч уменьшаются примерно на 0,5% (за каждый час), оптималь­ным считается радиус 45—50 км. При перевозках железнодо­рожным и водным транспортом организуют кормление и водо­пои птицы во избежание потерь живой массы. Кроликов до­ставляют также в специально изготовленных клетках и контей­нерах, но желательно с индивидуальным размещением, с тем чтобы исключить различного рода травмы кожи и волосяного покрова, снижающие сортность, а следовательно, и стоимость шкурок.