УТВЕРЖДАЮ.
Заместитель министра
здравоохранения РСФСР,
главный государственный
врач РСФСР
К. И. Акулов
3 мая 1978 г
УТВЕРЖДАЮ.
Заместитель министра
автомобильного транспорта РСФСР
Н. В. Никаноров
15 мая 1978 г.
I. Общие сведения
1.1. Для обеспечения сохранности пищевых и особенно скоропортящихся продуктов автотранспортные предприятия и организации, грузоотправители и грузополучатели обязаны организовать подготовку автомобилей (прицепов, полуприцепов) и контейнеров к осуществлению перевозок.
Перевозка отдельных видов продовольственных товаров осуществляется в соответствии с Уставом автомобильного транспорта РСФСР и Правилами перевозок грузов автомобильным транспортом в РСФСР.
Использование автотранспорта, предназначенного для перевозки пищевых продуктов, на других перевозках категорически запрещается.
Нарушение санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемических правил и норм влечет дисциплинарную, административную или уголовную ответственность в соответствии с законодательством Союза ССР и РСФСР.
1.1.1. Подвижной состав для перевозки пищевых продуктов (контейнеров) должен быть чистым и отвечать установленным санитарным требованиям, иметь санитарный паспорт на право перевозки в нем пищевых продуктов, выданный главным врачом территориальной санэпидстанции (приложение 1).
1.1.2. Перевозка продовольственных товаров допускается только после предварительной очистки, промывки и дезинфекции подвижного состава и контейнеров.
1.1.3. После окончания перевозки скоропортящихся грузов подвижной состав должен быть очищен от остатков груза, промыт и продезинфицирован в строгом соответствии с настоящей Инструкцией.
1.1.4. Уборка и мойка подвижного состава и контейнеров производится ежедневно по возвращении с линии, а автомобили-цистерны для перевозки молока, растительного масла, пива и других жидких пищевых продуктов — после каждого слива (опорожнения), с отметкой в товарно-транспортной накладной «Машина промыта» и подписью мойщика (четко).
1.1.5. Подвижной состав или контейнер, не отвечающие требованиям санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемических правил и норм, возвращаются для повторной уборки и мойки.
1.1.6. Водитель автомобиля обязан проследить за полнотой очистки и обработки кузова до погрузки груза или после его выгрузки, и в необходимых случаях потребовать его промывки и дезинфекции.
1.2. Предприятие или организация, выполняющая санитарную обработку кузовов подвижного состава или контейнеров приказом или распоряжением назначает лицо, ответственное за мойку, обработку и контроль за их состоянием.
1.3. Санитарная обработка автомобилей и контейнеров должна производиться в помещении или на специальных площадках, предназначенных для очистки и мойки автомобилей (контейнеров).
1.3.1. Помещение для мойки и площадка должны иметь: водонепроницаемый пол со стоком, канализацию, водопровод с холодной и горячей водой и электрическое освещение с переносной электролампой.
1.4. Пост мойки и очистки подвижного состава и контейнеров должен иметь:
а) оборудование и инвентарь для производства уборки, мойки и дезинфекции подвижного состава и контейнеров (механизированные моечные установки, моечные машины, шланги гибкие с пистолетами с горячей и холодной водой, щетки, аппаратура для дезинфекции, аппаратура для сушки и проветривания автомобилей (контейнеров) после мойки и дезинфекции);
б) спецодежду для мойщиков (резиновые сапоги, резиновые перчатки, прорезиненный фартук, хлопчатобумажный костюм с капюшоном, защитные очки, респиратор);
в) шкафчик или специальные ящики для хранения уборочно-моечного инвентаря (щеток, мочалок, ведер), моющих и дезинфицирующих средств, спецодежды.
Хранение уборочного инвентаря должно производиться в специально отведенном месте.
Ежедневно, по окончании уборки, после мытья в горячей воде уборочный инвентарь должен погружаться на 30 минут в 2%-ный осветленный раствор хлорной извести или на 1 час в 2%-ный раствор хлорамина и просушиваться;
г) помещение для сушки одежды и уборочного инвентаря.
II. Технология уборки и мойки подвижного состава
(контейнеров)
2.1. Уборка подвижного состава и контейнеров.
2.1.1. По возвращении с линии автомобиль поступает на пост уборки. Уборка кузова и кабины водителя выполняется с помощью щеток, веников или промышленных пылесосов.
2.2. Мойка подвижного состава и контейнера снаружи.
2.2.1. С поста уборки автомобиль перемещается на пост мойки. Наружная мойка кузова автомобилей производится на моечных, механизированных установках или вручную с помощью щеток теплой (35—40°), щелочной или мыльной водой с дальнейшим ополаскиванием водой из шланга.
Шланги для мытья автомобилей должны храниться и содержаться в подвешенном состоянии.
2.3. Мойка кузова (цистерн) подвижного состава и контейнеров внутри. Моющие растворы приведены в приложении 2.
2.3.1. Внутренние поверхности автомобилей и контейнеров, занятых на перевозке пищевых продуктов, могут промываться ручным и механическим способом. Таблицы 1, 2.
2.3.2. Ручной способ мойки:
мойка производится щетками (при необходимости на длинных палках). Особое внимание необходимо уделять промыванию углов и швов.
Для мойки внутренних стенок мойщик в специальном комбинезоне и резиновых сапогах входит внутрь кузова (или опускается в освещенную цистерну с помощью укрепленной лестницы) с ведром моющего раствора температурой 55—60°.
Раствор на внутренние поверхности кузовов наносится с помощью специальных щеток, краскопультов или других установок.
2.3.3. Механический способ мойки:
мойка производится с помощью форсунок, установленных вместо крышки люка, или из шлангов под давлением 1,5 атм при температуре 65—70° в течение 2—3 минут.
2.3.4. После мойки моющими растворами внутренняя поверхность кузова (цистерн) автомобилей, контейнеров, обязательно тщательно ополаскивается до полного удаления остатков моющего раствора, затем просушивается и проветривается и не должна иметь посторонних запахов (контроль за полнотой удаления моющих средств осуществляется по фенолфталеину или лакмусовой бумажке).
2.4. Объемное оборудование для удобства и улучшения санитарной обработки как внутренних поверхностей кузова, так и самого оборудования удаляется из кузова и должно обрабатываться отдельно вне кузова.
III. Дезинфекция кузова автомобиля (контейнеров)
3.1. Дезинфекцию кузова автомобиля или внутреннюю поверхность контейнеров можно производить только в том случае, если они хорошо отмыты (очищены) от остатков перевозимых пищевых продуктов, так как наличие остатка пищевых продуктов резко снижает эффективность дезинфицирующих веществ. Способ дезинфекции приведен в приложении 2.
3.2. Внутренние поверхности кузовов (контейнеров) перед проведением дезинфекции должны быть вымыты и просушены. Экспозиция выдержки дезинфицирующего раствора 15—20 мин. По окончании дезинфекции внутренняя поверхность кузова, (контейнеров) промывается водой из шланга, просушивается и проветривается до полного удаления запаха хлора или хлорамина.
3.3. Дезинфекция производится 3—2%-ным (последняя для хлебных фургонов) осветленным раствором хлорной извести или 2%-ным раствором хлорамина.
3.4. Расход дезинфицирующих средств составляет 2,5 г вещества на 1 м2 или 0,5 л на 1 м2 обрабатываемой поверхности.
3.5. Обработка дезинфицирующим раствором может осуществляться с помощью тех же средств, что и обработка моющими средствами.
3.6. Применяемые дезинфицирующие средства не реже одного раза в квартал (раствор хлорамина не реже 1 раза в 15 дней) должны подвергаться лабораторному анализу на содержание в них активного хлора.
IV. Приготовление дезинфицирующих растворов
4.1. Для дезинфекции кузовов, оборудования и инвентаря применяют раствор хлорной извести, очищенной фильтрованием или отстаиванием 244
от нерастворимых примесей, так называемую «хлорную воду». Концентрацию хлорной воды выражают в миллиграммах активного хлора на 1 л воды.
4.2. Приготовление осветленного раствора хлорной извести. Для получения 10%-ного осветленного раствора хлорной извести (основной раствор), содержащего 25—30% активного хлора, в емкости известь в небольшом количестве воды тщательно размешивают до получения однородной жидкости — кашицы. Затем добавляют остальную воду (из расчета 10 л на 11 кг извести), размешивают и оставляют в закрытой посуде в темном, прохладном месте на сутки с тем, чтобы осели на дно нерастворимые части извести. Осветленный раствор фильтруют и переливают в темную бутыль с притертой пробкой, где его можно хранить до 5 суток. В зависимости от качества сухой извести полученный раствор может содержать от 16 до 36 г активного хлора в 1 л.
Рабочий раствор требуемой концентрации готовят из основного (10- процентного) раствора путем разбавления теплой водой непосредственно перед применением, ежедневно.
Для получения 2% раствора 1 л основного (10%) раствора разбавляют 4 л воды.
Для получения 3%-ного рабочего раствора 1 л основного— 10%-ного раствора разбавляют в 2—3 л воды.
4.3. Приготовление раствора хлорамина.
Раствор хлорамина готовят непосредственно перед применением из расчета 200 г хлорамина на 10 л воды, подогретой до 50° С. При необходимости, приготовленный раствор можно хранить в темной бутылке с притертой пробкой до 15 суток.
4.4. Можно применять дезинфекцию острым паром тех частей оборудования, которые нельзя дезинфицировать химическими средствами.
4.5. Качество мойки и обработки кузова автомобиля и контейнеров уборочного инвентаря оценивается по отсутствию кишечной палочки с внутренней (исследуемой) поверхности—100 см2.
5. Контроль за своевременное и тщательное проведение мойки, об-работки и дезинфекции автотранспорта возлагается на территориальные санитарно-эпидемиологические станции с широким привлечением активистов Красного Креста и Красного Полумесяца (общественных санитарных инспекторов).
Санитарные врачи и их помощники, осуществляющие контроль за проведением мойки и обработки транспорта, транспортировкой пищевых продуктов вправе запрещать перевозку продуктов автотранспортом, не отвечающим санитарным требованиям.
6. Санитарные врачи и их помощники должны производить регистрацию выданных санитарных паспортов и автотранспорт в пронумерованном и прошнурованном журнале по форме согласно приложению 3.
Настоящая инструкция вводится в действие с 1. 06. 77 г.
С введением в действие настоящей Инструкции, считать утратившей силу Инструкцию по санитарной обработке автомобилей, занятых перевозкой пищевых продуктов, утвержденную Минавтотрансом РСФСР 30.01.61. по согласованию с Минздравом РСФСР.