ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ МОЛОКА

При транспортировании молока и молочных продуктов необходимо сохранить их температуру во избежание снижения их качества: летом нельзя допускать повышения температуры продукта, а зимой – понижения. Эти условия можно обеспечить, применяя специализированный транспорт, снабженный термоизоляцией. Кроме того, отдельные транспортные средства имеют специальные охлаждаемые устройства (например, компрессорные установки).

Для перевозки молока применяют автомобильные и железнодорожные цистерны. На короткие расстояния небольшие количества молока перевозят во флягах.

В случае транспортировки молока во флягах следует принимать меры по сохранению первоначальной температуры продукта. Наиболее простыми мерами являются укрытие фляг с молоком теплоизолирующими тканями и матами.

Отечественная машиностроительная промышленность выпускает шесть основных типоразмеров автоцистерн АЦПТ на шасси различных автомобилей (рис. VI–7).

 

Рис. VI7

Рис. VI–7. Автоцистерна АЦПТ-3 3.

 

Автоцистерны АЦПТ состоят из одной, двух или трех отдельных емкостей (секций) эллиптической формы. Основным материалом для их изготовления является алюминий, реже – нержавеющая сталь. Секции покрывают теплоизоляцией, обшивают досками и снаружи облицовывают защитным кожухом из листовой углеродистой стали. Наполнение секций и санитарную обработку осуществляют через люки, снабженные герметически закрываемыми крышками. Секции оснащены сливными клапанами. Автоцистерны снабжены системой сигнализации, наполнения и опорожнения, необходимыми коммуникациями и заборными рукавами. Цистерны крепят на шасси хомутами.

Техническая характеристика автоцистерн АЦПТ приведена в табл. VI–10.

 

Таблица VI–10
Техническая характеристика автоцистерн АЦПТ

Таблица VI10

 

Цистерны комплектуются насосами для наполнения и опорожнения с приводом от двигателя автомобиля или от электродвигателя, счетчиками молока. Автоцистерны вместимостью 10 000–12 000 л снабжены устройствами для механизированного отбора проб. Все вспомогательное оборудование (счетчики, насосы, шланги и т.д.) размещается в специальных камерах с плотно закрывающимися крышками.

Железнодорожная цистерна (рис. VI–8) сварной конструкции выполнена из алюминия или нержавеющей стали. Она представляет собой цилиндрический резервуар, разделенный перегородками на три отдельные секции одинаковой вместимости. Каждая секция снабжена откидным люком с крышкой, системой коммуникаций для наполнения и опорожнения, указателем уровня, а также пробковыми и воздушными кранами.

 

Рис. VI8

Рис. VI–8. Железнодорожная цистерна:
1 – платформа; 2 трехсекционный резервуар; 3 – лестница и площадка;
4 –крышка с теплоизоляцией; 5 – теплоизоляция резервуара; 6 – кожух сливного крана.

 

Цистерна монтируется на железнодорожной платформе с двумя двухосными тележками ЦНИИ-ХЗ-0.

 

________________________________________________________________________

Техническая характеристика железнодорожной цистерны

Вместимость, л     28500
Число секций     3
Вместимость одной секции, л     9500
Габаритные размеры, мм
длина     12150
ширина     3000
высота     4205
Масса, кг    22900
________________________________________________________________________

 

Для перевозок молока по рекам и озерам используют специальные катера-теплоходы на базе широко известных «Москвич» М-21-Т. Они снабжены двумя цистернами вместимостью 800 л (в грузовом трюме) и 13 000 л (в кормовом трюме). Цистерны цельносварные из листового алюминия, сверху изолированы мипорой и закрыты защитными кожухами из листовой стали.

Насосы, моечное устройство и системы коммуникаций, которыми снабжены катера-теплоходы, позволяют быстро производить наполнение, опорожнение и санитарную обработку цистерн.

Для доставки молока, молочных продуктов и замороженных молочных продуктов с перерабатывающих предприятий в торговую сеть применяются авторефрижераторы и прицепы-рефрижераторы.

Авторефрижератор ЛУМЗ-890Б (рис. VI–9) представляет собой цельнометаллический кузов фургонного типа с машинным отделением и индивидуальной холодильной установкой, смонтированными на шасси автомобиля ЗИЛ-130.

 

Рис. VI9

Рис. VI–9. Авторефрижератор ЛУМЗ-890Б:
1 – шасси автомобиля ЗИЛ-130; 2 – холодильная установка АР-4; 3 – машинное отделение кузова;
4 – изотермический кузов; 5 – крюки для подвески груза. 6 грузовое отделение кузова;
7 –двустворчатая дверь грузового отделения кузова; 8 – напольные решетки;
9 – решетка ограждения холодильной установки.

 

Внутренняя обшивка выполнена из листовой углеродистой оцинкованной стали, швы пропаяны пищевым оловом, наружная – из листовой черной стали. Пространство между наружной и внутренней обшивками заполнено мипорой. Обшивки крепятся на каркасе. Для загрузки служат задние герметически закрываемые двери. В передней части кузова размещено машинное отделение. Кузов крепится к раме шасси ЗИЛ-130 с помощью стремянок и монтажных уголков.

Прицеп-авторефрижератор ЛУМЗ-853Б представляет собой такой же кузов, но крепится он на шасси двухосного прицепа ИАПЗ-754В.

Техническая характеристика авторефрижераторов приведена в табл. VI–11.

 

Таблица VI–11
Техническая характеристика авторефрижераторов

 Таблица VI11