Деревянные и фанерные ящики используются для непосредственной расфасовки продуктов (сушеных, замороженных или повидла) и как транспортная тара для консервов в стеклянных или жестяных банках.
Дощечки из здоровой и чистой древесины соединяют гвоздями, при необходимости скрепляют стальной лентой или проволокой. Ящики могут быть сплошными (как требуется, например, при отгрузке консервированной продукции в районы Крайнего Севера) или решетчатыми. Банки в ящики устанавливаются в один или несколько рядов по высоте с бумажными или картонными прокладками.
Фанерные ящики изготавливаются из трехслойной клееной фанеры из березовой, ольховой, сосновой древесины. Фанеру для изготовления ящиков выпускают толщиной от 1,5 до 12 мм. В зависимости от водостойкости клееная фанера может быть повышенной водостойкости (марки ФСК, склеенная клеем на фенолформальдегидной основе), средней водостойкости (марки ФК или ФБА, склеенная карбидными или альбуминоказеиновыми клеями) и ограниченной водостойкости (марки ФБ, склеенная белковыми клеями).
Картонная тара является одним из наиболее прогрессивных и экономичных видов тары. В промышленно развитых странах картонная тара практически вытеснила деревянную тару благодаря более низкой стоимости (в 2,8 раза ниже себестоимости деревянных ящиков) и легкости (в 5 раз легче деревянных ящиков). Доля тары из картона в общей структуре мирового производства тары составляет в среднем 40-50 %. Производство картонной тары позволяет значительно сократить потребление деловой древесины: на производство 1000 картонных ящиков расходуется около 6,3 м3 древесины, деревянных ящиков - 23-32 м3 древесины.
Картонная тара отличается легкостью, прочностью, хорошей изотермичностью. Конструкция картонных ящиков может быть упрочнена за счет применения каркасов, стоек, вкладышей и других деталей из дерева, металла, полимеров, фанеры. Так, складные многооборотные ящики из влагопрочного обработанного парафином гофрированного картона типа Simpax (Англия) можно использовать до 5 раз.
Основным видом картонной тары, предназначенной для упаковывания товаров народного потребления, являются ящики (короба).
Для изготовления транспортной тары используют гофрированный и плоский клееный картон. Гофрированный картон изготавливается из одного или нескольких гофрированных слоев (флютингов) и одного или нескольких плоских слоев (лайнеров), которые в определенном порядке соединяются между собой.
Для получения влагопрочного картона в последние годы вместо парафинирования бумаги и картона стали применять покрытия на основе микрокристаллического воска и различных полимеров.
Картонная тара поступает на завод в виде заготовок-разверток. Короба собираются на месте. Прошиваются скобами из проволоки или оклеиваются. Внутренние размеры ящиков, марка картона, масса груза, размещение банок в ящике, размеры и количество перегородок и прокладок между ними приводятся в соответствующих нормативных документах. Масса груза в картонных ящиках может быть в пределах 15-30 кг.
Мешки бумажные предназначены для упаковки сыпучей (высушенные продукты) и штучной продукции. Они бывают двух типов: сшитые и склеенные с открытой или закрытой (с клапаном) горловиной. В мешках должно быть от 3 до 6 слоев бумаги. Масса продукции в мешке не должна превышать 50 кг для пяти- и шестислойных мешков; 40 кг - для четырехслойных и 30 кг - для трехслойных мешков.
Бумажно-металлическая тара - комбинированные банки для пастеризуемой продукции вместимостью 200, 300 и 400 г, полностью имитирующие обычные консервные банки, т.е. укупоренные двумя одинаковыми металлическими концами. Корпус их изготовляется из рулонной бумаги с использованием защитных материалов (пергамента, фольги, бумаги с полимерным покрытием), лака или парафина, связующих веществ (костного клея, поливинилацетатной эмульсии), многокрасочных этикеток и пр. Для изготовления концов используются белая и черная лакированная жесть, алюминий.