11.3. Деревянные ящики, картонные короба

Деревянные и фанерные ящики используются для непо­средственной расфасовки продуктов (сушеных, замороженных или повидла) и как транспортная тара для консервов в стеклян­ных или жестяных банках.

Дощечки из здоровой и чистой древесины соединяют гвоз­дями, при необходимости скрепляют стальной лентой или про­волокой. Ящики могут быть сплошными (как требуется, на­пример, при отгрузке консервированной продукции в районы Крайнего Севера) или решетчатыми. Банки в ящики устанав­ливаются в один или несколько рядов по высоте с бумажными или картонными прокладками.

Фанерные ящики изготавливаются из трехслойной клееной фанеры из березовой, ольховой, сосновой древесины. Фанеру для изготовления ящиков выпускают толщиной от 1,5 до 12 мм. В зависимости от водостойкости клееная фанера может быть повышенной водостойкости (марки ФСК, склеенная клеем на фенолформальдегидной основе), средней водостойкости (марки ФК или ФБА, склеенная карбидными или альбумино­казеиновыми клеями) и ограниченной водостойкости (марки ФБ, склеенная белковыми клеями).

Картонная тара является одним из наиболее прогрессив­ных и экономичных видов тары. В промышленно развитых странах картонная тара практически вытеснила деревянную тару благодаря более низкой стоимости (в 2,8 раза ниже себе­стоимости деревянных ящиков) и легкости (в 5 раз легче дере­вянных ящиков). Доля тары из картона в общей структуре ми­рового производства тары составляет в среднем 40-50 %. Про­изводство картонной тары позволяет значительно сократить потребление деловой древесины: на производство 1000 кар­тонных ящиков расходуется около 6,3 м3 древесины, деревян­ных ящиков - 23-32 м3 древесины.

Картонная тара отличается легкостью, прочностью, хоро­шей изотермичностью. Конструкция картонных ящиков может быть упрочнена за счет применения каркасов, стоек, вклады­шей и других деталей из дерева, металла, полимеров, фанеры. Так, складные многооборотные ящики из влагопрочного обра­ботанного парафином гофрированного картона типа Simpax (Англия) можно использовать до 5 раз.

Основным видом картонной тары, предназначенной для упаковывания товаров народного потребления, являются ящики (короба).

Для изготовления транспортной тары используют гофриро­ванный и плоский клееный картон. Гофрированный картон из­готавливается из одного или нескольких гофрированных слоев (флютингов) и одного или нескольких плоских слоев (лайнеров), которые в определенном порядке соединяются между собой.

Для получения влагопрочного картона в последние годы вместо парафинирования бумаги и картона стали применять покрытия на основе микрокристаллического воска и различ­ных полимеров.

Картонная тара поступает на завод в виде заготовок-развер­ток. Короба собираются на месте. Прошиваются скобами из проволоки или оклеиваются. Внутренние размеры ящиков, марка картона, масса груза, размещение банок в ящике, разме­ры и количество перегородок и прокладок между ними приво­дятся в соответствующих нормативных документах. Масса груза в картонных ящиках может быть в пределах 15-30 кг.

Мешки бумажные предназначены для упаковки сыпучей (высушенные продукты) и штучной продукции. Они бывают двух типов: сшитые и склеенные с открытой или закрытой (с клапаном) горловиной. В мешках должно быть от 3 до 6 слоев бумаги. Масса продукции в мешке не должна превышать 50 кг для пяти- и шестислойных мешков; 40 кг - для четырехслой­ных и 30 кг - для трехслойных мешков.

Бумажно-металлическая тара - комбинированные банки для пастеризуемой продукции вместимостью 200, 300 и 400 г, полностью имитирующие обычные консервные банки, т.е. уку­поренные двумя одинаковыми металлическими концами. Кор­пус их изготовляется из рулонной бумаги с использованием защитных материалов (пергамента, фольги, бумаги с полимер­ным покрытием), лака или парафина, связующих веществ (костного клея, поливинилацетатной эмульсии), многокрасоч­ных этикеток и пр. Для изготовления концов используются бе­лая и черная лакированная жесть, алюминий.