Современный рынок труда требует специалиста, обладающего высокой профессиональной мобильностью, способного быстро адаптироваться к новым условиям производства, уверенно владеющего профессиональными умениями и навыками. Вместе с тем существует разрыв между потребностями работодателя и теми знаниями и умениями, которые имеет выпускник, окончивший профессиональное образовательное учреждение. Современное хлебопекарное производство — высокотехнологичное производство, требующее высококвалифицированных работников. Пекарь — одна из самых старых и почетных профессий на земле. С результатами его труда мы и сегодня сталкиваемся ежедневно.
Существующие учебники и пособия раскрывают теоретические основы технологии хлебопекарного производства. Однако возникают трудности с определением и описанием конкретных профессиональных умений, которыми нужно владеть при производстве хлебобулочных изделий, при определении качества выпеченного хлеба. В данном учебном пособии дается подробное описание профессиональной деятельности будущего специалиста. В первую очередь определяются основные профессиональные компетенции изготовителя хлебобулочных изделий:
- осуществлять подготовку основного сырья к производству;
- осуществлять подготовку дополнительного сырья к производству;
- осуществлять подготовку полуфабрикатов для производства;
- производить отделочные полуфабрикаты;
- производить замес пшеничного теста;
- производить замес ржаного теста;
- производить разделку теста;
- производить выпечку хлебобулочных изделий;
- производить обработку поверхностей тестовых заготовок и готовых изделий;
- производить оценку качества сырья, полуфабрикатов и готовой продукции органолептическим методом.
Чтобы успешно реализовывать эти профессиональные компетенции, специалист должен уметь выполнять конкретные профессиональные действия, которые в пособии называются задачами. Каждая из перечисленных компетенций состоит из нескольких задач.
Под задачами понимаются действия, которые имеют определенный результат. Для его получения и решается профессиональная задача. Решение разных задач не всегда взаимосвязано, но умение решать каждую из них является необходимым условием владения компетенцией в целом. Для решения задачи необходимо выполнить конкретные шаги — профессиональные приемы (манипуляции, единицы работы),которыми и должен овладеть будущий специалист. Каждый шаг описывается в пособии по таким характеристикам: название шага; результат выполнения шага; обеспечение, необходимое для выполнения шага; вопросы, которые могут возникнуть при выполнении шага; возможные подсказки для принятия правильного решения; возможные неблагоприятные последствия при принятии неправильного решения.
Для принятия правильного решения в пособии даются подсказки: это могут быть ссылки на конкретные документы (государственные нормативные документы, стандарты предприятия, должностные инструкции, производственная рецептура), характеристики материалов и инструментов, конструктивные особенности оборудования и другое. Кроме того, подсказкой могут быть теоретические знания, полученные на занятиях по технологии и оборудованию хлебопекарного производства, основам микробиологии, санитарии и гигиены, технохимическому контролю и другим дисциплинам.
Обучающийся должен уметь находить ответы, пользуясь для этого как известной информацией, так и новыми информационными источниками. При этом его действия при выполнении профессиональных приемов становятся более осмысленными, что заставляет самостоятельно определять необходимый объем теоретических знаний, постоянно возвращаться к тому, что было изучено ранее.
При выполнении профессиональных приемов, часто возникают вопросы: на каком оборудовании можно производить обработку сырья и полуфабрикатов, каким инструментом выполнять прием, сколько сырья необходимо использовать, как избежать возможных дефектов и обеспечить качество готовых изделий и пр. Неблагоприятные последствия, возникающие при неправильном ответе на вопрос, указаны в пособии: потеря ресурсов (материальных, финансовых, временных, трудовых), получение травмы, снижение качества готовых изделий и пр. Описание профессиональной деятельности изготовителя хлебобулочных изделий представлено в настоящем учебном пособии в виде схемы, включающей множество таблиц, где шаги группируются в конкретные профессиональные задачи, которые обязан уметь решать каждый специалист.
Данная схема дополняется системой пиктограмм (знаков внимания), которые заставляют обучающегося перед началом выполнения профессиональной задачи обратить внимание на возникновение препятствий или рисков. Анализ этих пиктограмм поможет избежать многих ошибок при выполнении профессиональных приемов. Все это дает обучающемуся развернутое представление о профессии, которой он должен овладеть, формирует у него умение видеть и решать задачи в ситуациях, приближенных к условиям реального производс
тва, учит его моделировать свою профессиональную деятельность, принимать решения, брать на себя ответственность.
Учебное пособие предназначено для обучающихся в учебных заведениях начального и среднего профессионального образования. Оно успешно может быть использовано на занятиях производственного обучения, при прохождении производственной практики, а также при курсовой подготовке. Учебное пособие поможет подготовить специалистов, максимально отвечающих современным требованиям рынка труда.