В сырое молоко стафилококки могут попадать от животных и персонала молочных ферм непосредственно или через различные объекты внешней среды. При обследовании 10338 четвертей вымени здоровых коров стафилококки были обнаружены в 5,04% долей в количестве 60-3500 клеток/мл молока (в среднем 680 клеток/мл). По- видимому, стафилококки попадают в вымя тех коров, у которых неплотно закрывается сфинктер.
При острых маститах стафилококковой этиологии молоко при выходе из вымени может содержать до 108 мл-1 стафилококков, при субклинических - от 104 до 10s мл-1. Количество маститных коров в стаде может достигать 58-70%, причем от 50 до 30% инфекционных маститов вызывают коагулазоположительные стафилококки. Широкое распространение стафилококковых маститов делает сырое молоко главным и наиболее обширным источником заражения молочных предприятий коагулазоположительными стафилококками.
Содержание коагулазоположительных стафилококков в сыром молоке зависит от условий его хранения и транспортировки на завод (табл. 6.10). Довольно распространенная практика транспортировки неохлажденного молока на молокоприемные пункты или непосредственно на завод сразу после дойки не обеспечивает надлежащего бактериального качества молока. Если количество стафилококков в молоке, сразу после дойки охлажденного до 8-10° С и хранившегося при этих температурах в течение 20 ч, в момент доставки на завод в среднем равнялось 460 КОЕ/мл патогенных стафилококков, то в неохлажденном молоке, доставляемом на завод через 3-5 ч после дойки, их количество возросло до 8,6-104 КОЕ/мл.
Широкое распространение маститов, недостаточное и несвоевременное охлаждение сырого молока обусловливают высокое содержание в нем коагулазоположительных стафилококков. Исследования 1850 проб сырого молока, поступившего на сырзаводы, расположенные в различных географических зонах СССР, выявили, что коагулазоположительные стафилококки в количестве более 100 КОЕ/мл присутствуют в 44,5% образцов, в т. ч. в 14,8% образцов их количество превышало 104 КОЕ/мл. В зависимости от завода число положительных проб молока на стафилококки варьировало в пределах от 17,8 до 95,6%, число проб с содержанием более 104 КОЕ/мл стафилококков - от 5,6 до 55,8%.
В начале 90-х гг. на заводы России поступило 18,5% молока, содержащего более 20-103 КОЕ/мл коагулазоположительных стафилококков, 40% молока содержало 2-10 тыс. КОЕ/мл этих микроорганизмов. В Англии в 70-х гг. число стафилококков в сыром молоке варьировало в пределах от меньше 10 до 6000 мл’1.
Большинство стафилококков погибает во время пастеризации, однако при высоком их содержании в исходном молоке (105— 106 КОЕ/мл) количество стафилококков в сыре Российском, вырабатываемом со строгим соблюдением санитарных правил выработки сыров, было пропорциональным их содержанию в сыром молоке. В этом случае стафилококки сырого молока, часть клеток которых выдерживает пастеризацию, являются основным источником обсеменения сыров стафилококками.
Заражение молока коагулазоположительными стафилококками может происходить после пастеризации. Главными источниками послепастеризационного заражения молока стафилококками являются персонал и оборудование. От 36,8 до 76% здоровых людей являются носителями патогенных стафилококков. При этом носители могут быть временными (транзиторными) и хроническими (резидентальными). Резидентальные носители должны своевременно выявляться и не допускаться к работе, требующей непосредственного контакта с продуктом. Особенно опасны работники, страдающие от стафилококковых инфекций (гнойничковых поражений кожи, ангин и других заболеваний верхних дыхательных путей). По сравнению с загрязнением сыра стафилококками из сырого молока послепастеризационные загрязнения более опасны, так как они в основном состоят из штаммов человеческого происхождения, находящихся в активной форме в момент попадания в молоко.