Молоко на заводах контролируют по химическим, физическим и микробиологическим показателям в соответствии с ГОСТ «Молоко коровье. Требования при закупках» и Технологическими инструкциями по производству сыров. Результаты части анализов, выполняемых при оценке молока, используют для непосредственной сортировки молока (органолептическая оценка, кислотность, содержание соматических клеток, степень чистоты), остальные - для характеристики молока отдельных производителей и принятия мер по улучшению качества поставляемого ими молока.
Приемке подлежит молоко, доставленное в опломбированном виде в чистой и исправной таре с наличием резиновых колец под крышками фляг и цистерн, заглушек и чехлов на патрубках цистерн.
В п. 1.1 стандарта декларируется, что молоко должно быть получено от здоровых животных в хозяйствах, благополучных по инфекционным болезням в соответствии с правилами ветеринарного законодательства, и по качеству соответствовать требованиям настоящего стандарта». Наряду с сырым, ГОСТ 1988 г. вводит понятие «молоко коровье, подвергнутое в хозяйстве термической обработке», к которому относят молоко, полученное от коров в неблагополучных по инфекционным болезням хозяйствах и разрешенное для использования в пищу ветеринарным законодательством. Такое молоко в соответствии со стандартом и ветеринарным законодательством должно быть подвергнуто в хозяйстве термической обработке сразу после дойки и охлаждено до температуры не выше 10° С. Оно может закупаться как несортовое, если по остальным показателям соответствует сортовому сырому молоку. Для производства твердых сыров такое молоко непригодно, поскольку режимы его термической обработки, устанавливаемые ветеринарным законодательством, выше допускаемых в сыроделии. Загрязнение такого молока вредной микрофлорой во время транспортировки опаснее, чем загрязнение сырого молока, поскольку в нем уничтожена сапрофитная микрофлора, ингибирующая рост посторонней микрофлоры.
Здоровье коров должно быть подтверждено свидетельством, выдаваемым ветеринарным специалистом. Не подлежит переработке молоко от хозяйств, неблагополучных по бруцеллезу, туберкулезу, ящуру, листериозу, сальмонеллезу.
ГОСТ также предусматривает объективный показатель для общей оценки состояния здоровья коров производителя молока - количество соматических клеток, которое для молока высшего и первого сорта должно быть не выше 500 тыс./мл. В молоке с содержанием соматических клеток 500 тыс./мл уже происходят нежелательные для сыроделия изменения состава и свойств. В Германии оценивают состояние здоровья коров в стаде при наличии в сборном молоке не более 125 тыс./мл соматических клеток как очень хорошее, при 125-250 тыс. - хорошее, при 250-350 - удовлетворительное при 350-500 тыс. - могущее представлять опасность для качества сыра, при 500-750 тыс. - неудовлетворительное и более 750 тыс. - плохое. В странах ЕЭС с 1989 по 1993 г. предельной нормой ССК в сыром молоке было 500 тыс./мл, а с 1993 г. - 400 тыс./мл. Таким образом, потребовалось 4 года напряженной работы по улучшению здоровья коров для того, чтобы снизить норматив ССК на 100 тыс./мл.
Стандартом запрещается приемка молока, полученного за 10 дней до запуска и в течение 7 дней после отела. В Австралии такие ограничения сделаны для молока за 15 дней до запуска и в течение 10 дней после отела.
Сам момент запуска требует какого-то объективного критерия, поддающегося контролю. В некоторых странах молоко не используют в пищевых целях при снижении суточного удоя от коровы до 2 л. Объективным, хотя и неспецифическим, методом определения примесей в сборном молоке молозива и стародойного молока является количество соматических клеток, которое будет возрастать при наличии этих примесей.
Закупаемое молоко должно быть натуральным, не содержать ингибирующих и нейтрализующих веществ (в пределах чувствительности метода); содержание в нем тяжелых металлов, афлатоксина Мь остаточных количеств пестицидов не должно превышать максимально допустимого уровня, утвержденного Минздравом; иметь плотность не ниже 1027 кг/м3, температуру не выше 10° С при сдаче-приемке на предприятиях молочной промышленности и не выше 6° С при сдаче- приемке в хозяйстве. Следует отметить непоследовательность отечественного стандарта на закупаемое молоко: после декларации в п. 1.2.1 обязательного охлаждения молока в пункте 1.2.7 разрешено принимать молоко с температурой выше 10° С, если по другим показателям оно отвечает требованиям, предъявляемым к сортовому молоку, с соответствующей скидкой с закупочной цены.
Молоко для выработки сыров должно иметь кислотность не ниже 16 н не выше 18° Т. Во многих странах, где глубокое охлаждение молока после дойки - обязательное условие для его закупки молочными заводами, кислотность молока при закупках не контролируется. Действительно, при низких температурах в молоке размножаются психротрофные бактерии, которые кислотность его не повышают. Однако для сыроделия важна не только верхняя, но и нижняя граница кислотности молока. Кислотность молока ниже 16° Т - косвенное свидетельство его ненормального состава, обусловленного заболеваниями, недостаточностью или несбалансированностью рационов. По данным финской фирмы «Валио», в молоке для производства сыра контролируется pH, который должен быть в пределах 6,65-6,70; в сырах из молока с pH ниже 6,5 появляются пороки.
Бактериальная обсемененность молока определяется редуктазной пробой (табл. 7.24). Достоинство этого метода - быстрота и простота, недостаток - невысокая точность, возможность фальсификации результатов путем умышленного или случайного внесения в молоко ингибиторов. Последний недостаток обусловливает необходимость проведения этой пробы параллельно с пробой на ингибиторы. При наличии ингибиторов молоко бракуется независимо от результатов редуктазной пробы. Во многих странах общее количество бактерий в сыром молоке определяют более точным чашечным методом. Переход на этот метод возможен при наличии микробиологических лабораторий на всех молокопе- рерабатывающх предприятиях.
Для выработки сыров стандартом 1988 г. предусмотрено использовать молоко только высшего и первого сортов с содержанием не более 500 тыс ./мл бактерий; по технологической инструкции допускается использовать в сыроделии также молоко II класса по редуктазной пробе, содержащее до 4000 тыс./мл бактерий. Это очень мягкий норматив. Согласно Австралийскому пищевому кодексу 1987 г. общее количество бактерий в сыром молоке не должно было превышать 150 тыс./мл. В странах ЕЭС с января 1989 г. общее количество бактерий в сыром молоке должно было быть не более 300 тыс./мл, а с 1.01.93-не более 100 тыс./мл.
ММФ рекомендует снижать закупочную цену за молоко, содержащее от 100 до 250 тыс. бактерий в 1 мл на 1,5%, более 250 тыс./мл - на 3%. В Нидерландах считают, что в сыром молоке, полученном в хороших гигиенических условиях, общее содержание бактерий должно быть не выше 100 тыс./мл, а повышение их содержания до 500 тыс./мл и более представляет опасность для сыроделия [784]. Специалисты фирмы «Валио» полагают, что пороки сыра появляются, когда общее количество бактерий в сыром молоке превышает 106 мл-1. Молоко с таким содержанием бактерий в Финляндии относят к третьему, самому низкому сорту, а в молоке высшего качества - сорт Е - должно быть не более 50 тыс./мл бактерий (Kapster, 1988).
Повышение общего содержания бактерий в молоке до определенного предела не опасно, если в микрофлоре молока доминируют молочнокислые бактерии, а кислотность молока не превышает норму. ГОСТом нормировано содержание в молоке, предназначенном для выработки сычужных сыров, спор мезофильных анаэробных лактатсбраживающих бактерий (маслянокислых бактерий), которое должно быть не более 10 спор/мл (для крупных сыров - не более 2 спор/мл). Это необходимо, так как споры маслянокислых бактерий не выявляются редуктазной пробой, а между их количеством и общим количеством бактерий в молоке нет корреляции, что обусловлено специфичностью источника заражения молока спорами анаэробов и неспособностью маслянокислых бактерий размножаться в сыром молоке. В Финляндии в молоке для производства крупных сыров должно быть менее 1 спор/мл маслянокислых бактерий, в Нидерландах - не больше 20 спор/мл.
В молоке для выработки твердых сыров необходимо нормировать содержание психротрофов, которые ухудшают сыропригодность молока при содержании более (1-2)106 мл-1. Это особенно важно, потому что в молоке, хранимом при низких температурах длительное время, психро- трофы являются доминирующей микрофлорой, а редуктазной пробой они не выявляются.
Во многих странах молоко контролируют по содержанию БГКП, которые служат индикатором гигиенических условий его получения. В Нидерландах в молоке допускается не более 30 клеток/мл колибактерий, в Австралии - не больше 100 клеток/мл колиформ.
В ГОСТе для оценки качественного состава микрофлоры сырого молока и свойств сычужного сгустка предусмотрена сычужно-бродильная проба: молоко для сыра должно быть не ниже 2 класса по этой пробе. Интересно, что наличие в молоке ингибиторов завышает результаты редуктазной и занижает показатели сычужно-бродильной пробы, поскольку газообразующая микрофлора, снижающая класс молока по сычужнобродильной пробе, более устойчива к ингибиторам, чем молочнокислые бактерии, размножение которых улучшает характеристики сгустка. Исследования ВНИИМС (Перфильев, 1998) показали, что эта проба дает сравнимые результаты сычужной свертываемости молока только при использовании стандартизированного по активности препарата молокосвертывающего энзима. В связи с пастеризацией молока ценность этой пробы как показателя бактериального качества молока, сомнительна.
Массовые доли жира и белка в молоке должны соответствовать базисным нормам, за увеличение содержания этих компонентов по отношению к базисном предусматриваются надбавки к закупочной цене. Для производства сыра необходимо отбирать молоко с содержанием белка 3,2% и выше, однако этот показатель пока не нормирован.