Побуждаемая строгими законами об охране окружающей среды, необходимостью извлечения ценных металлов и очистки промышленных вод для их повторного использования, горнорудная промышленность все шире применяет новые физико-химические технологии для очистки сточных вод. Слишком часто эти технологии оказываются крайне дорогостоящими и неэффективными. Все больше фирм приходят к убеждению, что для очистки сточных вод можно использовать биологические процессы, причем эти процессы могут быть более экономичными и эффективными, чем обычно применяемые методы. Некоторые промышленные предприятия широко используют эти процессы для удаления из рудничных сточных вод примесей неорганических ионов. Применяемые системы обычно представляют собой большие отстойники или проточные пруды с медленным течением, в которых растут водоросли и микроорганизмы. Эти организмы накапливают растворенные металлы и их частицы или образуют продукты, переводящие примеси в нерастворимую форму. Обычно используемые процессы биологической очистки сточных вод мало подвержены прогрессу, эту технологию можно рассматривать как несложную. Исследования последних лет показывают, что многие микроорганизмы способны накапливать металлы в больших концентрациях и содержат структурные компоненты, которые могут избирательно связывать специфические ионы. Селекция микроорганизмов, способных накапливать металлы, и создание технически более совершенных систем в целях использования этих организмов для удаления всех или отдельных загрязняющих ионов, присутствующих в малых количествах в больших объемах сточных вод, могли бы получить широкое применение в горнодобывающей промышленности и в других отраслях индустрии, где образуются сточные воды.
Извлекать металлы из окружающей среды способны все микроорганизмы, поскольку такие металлы, как железо, магний, цинк, медь, молибден и многие другие входят в состав ферментов или пигментов, подобных цитохромам или хлорофиллам. В ряде случаев металлы накапливаются микроорганизмами в значительных количествах; в бактериальной клетке могут содержаться ионы калия в концентрации 0,2 М, даже если в среде калий присутствует в концентрациях 0,0001 M и ниже. В ходе эволюции у микроорганизмов сформировались системы поглощения, специфичные к определенным металлам и способные к значительному их концентрированию. В результате метаболических реакций, протекающих у микроорганизмов, могут происходит различные превращения металлов: выделяемые в окружающую среду продукты метаболизма способны образовывать комплексы с металлами или осаждать их из растворов; некоторые металлы могут переводиться с их помощью в летучие формы и удаляться из раствора; металлы могут окисляться или восстанавливаться. Так, в разделе, посвященном выщелачиванию металлов, мы уже рассматривали окисление железа [Fe(II)—HFe(III)+e-]. Fe(III) может также восстанавливаться до Fe(II) при дыхании ряда бактерий. За счет использования восстановительных эквивалентов дыхания может происходить восстановление селената, селенита, теллурата и теллурита до свободных металлоидов; таким путем осуществляется иммобилизация этих металлоидов.
Рис. 5.3. Возможные взаимодействия между металлами и микробной клеткой; поверхностная адсорбция, внутриклеточное накопление, перевод в летучую форму, комплексообразование с выделяемыми органическими соединениями и внеклеточное осаждение.
Ниже перечислены основные механизмы иммобилизации, комплексообразования или других способов удаления металлов из растворов микроорганизмами: 1) перевод в летучую форму; 2) внеклеточное осаждение; 3) внеклеточное комплексообразование и последующее накопление; 4) связывание клеточной поверхностью; 5) внутриклеточное накопление.
Все эти реакции изображены на рис. 5.3. Понятно, что указанные процессы могут перекрываться, поскольку один из них способен давать начало другому или быть его составной частью.
- 5.3.1. Перевод в летучую форму
В настоящее время твердо установлено, что многие микроорганизмы способны метилировать ртуть. Это приводит к превращению ионов Hg(II) из осадка или раствора в метилртутные соединения (например, диметилртуть), которые уходят в атмосферу. Такое превращение может быть важным этапом в природном круговороте ртути. Возможно также микробиологическое метилирование других металлов, например мышьяка, теллура и селена, которые таким способом удаляются из почвы и воды. Подобные процессы могут играть важную роль в природных циклах этих металлов и иметь значение, например, при -образовании обедненных селеном почв или при удалении токсичных металлов при обработке сточных вод. Как бы то ни было биотехнологические исследования, направленные на уменьшение или увеличение подобной микробной активности, представляются весьма перспективными.
- 5.3.2. Внеклеточное осаждение
Металлы могут иммобилизовываться и накапливаться в почвах и в осадочных породах за счет связывания с продуктами метаболизма микробов или с накапливающимися органическими •остатками. Эти процессы издавна использовались человеком при очистке сточных и промышленных вод. При обычной очистке сточных вод образующийся ил содержит целый набор металлов, перешедших из воды. Живые клетки и органические «остатки, присутствующие в отстойниках или проточных прудах, будут накапливать эти металлы, которые впоследствии оказываются з осадках. Для удаления металлов из промышленных стоков или из рудничных вод в горнорудной промышленности используют пруды, в которых «цветут» водоросли (их усиленный рост стимулируется органическими или минеральными питательными веществами, которые содержатся в воде).
Один из наиболее удачных примеров внеклеточного осаждения — перевод металлов в осадок путем осаждения сероводородом, образуемым сульфатредуцирующими бактериями. Эти бактерии обитают в анаэробных средах во всех частях земного шара (в озерных, океанических и некоторых речных осадках, бескислородных почвах, болотах и т. п.), и с их помощью происходит сопряжение окисления органических веществ с восстановлением сульфатов до сульфидов:
H2 SO4+ 8H = H2S-MH2O. (10)
Эта реакция может приводить к осаждению металлов в почвах и осадках, например в виде пирита (FeS2). В масштабе геологического времени таким способом могут накапливаться большие массы сульфидов металлов, например CuS. К образованию сульфидов ведет разложение биомассы водорослей в осадочных породах. Схематически такой процесс представлен на рис. 5.4. Оба этих процесса осуществляются в природе и используются человеком в относительно небольших масштабах, если говорить об общем количестве загрязненной металлами воды, которая нуждается в очистке. Потенциальные возможности применения биотехнологии для бактериального восстановления сульфатов вцелях очистки вод от металлов, а также для извлечения металлов из разбавленных растворов совершенно очевидны. На рис. 5.5 показаны две высокотехнологичные системы такого рода. В одноступенчатой системе в хемостат с культурой сульфат-редуцирующих бактерий непрерывно поступает раствор, загрязненный каким-либо металлом и содержащий сульфат и питательные вещества типа лактата или в зависимости от природы используемой бактерии углеводород либо органическую кислоту. Для одновременного разложения сложных органических остатков можно применять смешанные культуры бактерий,. функционирующих в анаэробных условиях. При более строго- контролируемом процессе для получения сероводорода следует использовать раздельные культуры сульфатредуцирующих бактерий; при этом сероводород необходимо прокачивать сквозь загрязненную металлом воду, протекающую через осадочный чан. Сульфид металла будет осаждаться, а поток свободной от металла (или по крайней мере сильно очищенной) воды —вытекать из резервуара. Потери избыточного сульфида можно контролировать, меняя соотношение между поступающими сульфатом и металлом. Однако некоторое количество избыточного- растворимого сульфида все-таки неизбежно образуется. Его- можно удалять путем спонтанного химического окисления, если поддерживать на соответствующем уровне количество растворенного сульфата.
Рис. 5.4. Существующая в природе система осаждения металлов. Отмершие водоросли оседают на дно водоема (стадия 1) и при их последующем разложении под действием микроорганизмов образуется сероводород, осаждающий металлы (стадия 2).
Альтернативным решением является окисление сульфида серуобразующими фотосинтезирующими бактериями в трехступенчатом процессе. Далее возможно экономически выгодное получение элементарной серы. Излишки газообразного, сероводорода легко вновь использовать в цикле.
Рис. 5.5. Две высокотехнологичные системы извлечения металлов из раствороа в виде сульфидов. В одностадийной системе применяют сульфатредуцирующие- бактерии; в двустадийной системе образуется сероводород, который в дальнейшем используется для осаждения металлов в отдельном резервуаре.
- 5.3.3. Внеклеточное комплексообразование
Некоторые микроорганизмы синтезируют специфические химические соединения, обладающие высоким сродством к определенным металлам. Наиболее известны соединения, образующие комплексы с железом. Молибден, ванадий и другие микроэлементы, участвующие в метаболизме бактерий, также способны поступать в клетку в форме внеклеточных комплексов. Хотя эти комплексообразующие соединения не осаждают металлы, на их основе может быть создана новая технология извлечения отдельных металлов из растворов. Для иммобилизации растворенных металлов пригодны комплексообразующие агенты, выделенные из культур микроорганизмов, а также химически синтезированные соединения, имитирующие эти агенты. Эффективность связывания металлов с подобными соединениями можно увеличить путем повышения их емкости по отношению к данным металлам, увеличения скорости соответствующих реакций и специфичности комплексообразующих агентов. Для этого можно попытаться синтезировать химическим путем такие агенты, для которых в качестве моделей служили бы природные продукты. Перспективным представляется и создание методами генетической инженерии микроорганизмов, синтезирующих нужные вещества в большом количестве.
- 5.3.4. Внутри- и внеклеточное накопление металлов микроорганизмами
О прямом накоплении металлов микроорганизмами уже шла речь в предыдущих разделах. Теперь мы рассмотрим лежащие в основе этого явления биохимические процессы и возможности их использования в прикладной микробиологии. Идея применения микроорганизмов для извлечения металлов из растворов издавна представлялась привлекательной не только для очистки воды, но и для получения ценных или экономически важных металлов. Возможность эксплуатации такого процесса концентрирования несомненна, поскольку хорошо известна способность живых организмов извлекать металлы из разбавленных растворов и накапливать их. Многие растения и животные концентрируют элементы из окружающей их среды в миллионы раз.
Возможные пути биотехнологического использования накопления металлов микробами иллюстрирует рис. 5.6. Существуют два альтернативных механизма: накопление металлов организмами в растущей культуре и суспензиями нерастущих организмов. Конечно, можно использовать и проточные колонки с иммобилизованными микроорганизмами или другие биофильтрующие устройства. Если предполагается применение растущих культур, то потребуется довольно сложная технология. Необходимо учесть и привести в соответствие друг с другом следующие факторы: 1) скорость роста организма (проточная культура); 2) способность к накоплению металла и, следовательно, скорость его включения; 3) возможная токсичность металла для данных организмов; 4) конкуренция за извлекаемый металл между данным организмом и возможными комплексообразующими агентами среды (органическими и неорганическими); 5) конкуренция между данным металлом и другими необходимыми металлами за включение в организм. Будучи высокотехнологичным, процесс извлечения металлов с помощью растущих культур требует учета слишком многих параметров и создает много проблем. Более привлекательным представляется накопление металлов нерастущими или иммобилизованными микроорганизмами. При этом легче определять и контролировать физико-химические условия среды, в которой находятся клетки, и их способность к накоплению металла. Кроме того, металл может быть переведен в раствор, относительно свободный от комплексообразующих агентов, в концентрациях, нелетальных для живых клеток.
Рис. 5.6. Возможные способы извлечения металлов из раствора с помощью микроорганизмов в качестве биосорбентов.
После концентрирования металла в микроорганизме возникает проблема извлечения из него металла. Для этого можно использовать либо недеструктивный способ высвобождения металла из микроорганизма, либо экстракцию путем разрушения. В последнем случае микроорганизмы подвергают пирометаллургической обработке либо разрушают их концентрированной щелочью или кислотой. Выбор метода определяется тем, насколько легко высвобождается металл из микроорганизма и насколько ценен сам микроорганизм для того, чтобы имело смысл повторно его использовать. Ясно, что, если стоимость получения микроорганизма высока, его повторное использование весьма желательно. C другой стороны, если данный организм представляет собой дешевый побочный продукт иных производств (например, дрожжи) и/или извлекаемые металлы являются крайне ценными (например, металлы платиновой группы), то экономически предпочтителен деструктивный процесс. В любом варианте выбор организма и процесса экстракции должен определяться основными свойствами аккумулирующих металл микробных систем; самое главное — четкое понимание биохимических процессов, характерных для данного микроорганизма.
Микроорганизмы способны концентрировать металлы одним из следующих способов: 1) внеклеточное накопление участвующих или не участвующих в метаболизме металлов путем связывания или осаждения их на клеточной стенке или мембранах; 2) внутриклеточное накопление нужных для метаболизма металлов (например, К, Fe, Mg, Mo, следы Cu, Ni); 3) внутриклеточное накопление относительно больших количеств несущественных для метаболизма металлов (например, Со, Ni, Си, Cd, Ag) в основном с помощью механизмов, служащих для накопления существенных для метаболизма металлов.
Поглощение некоторых металлов дрожжами и бактериями осуществляется почти исключительно за счет поверхностного связывания; примером служит накопление урана дрожжами или свинца у Micrococcus. Внутриклеточное накопление может сопровождаться незначительным поверхностным связыванием; пример тому — накопление калия. Процесс накопления металлов нередко характеризуется двухфазной кинетикой (рис. 5.7).
Рис. 5.7. Обычно наблюдаемая кинетика накопления металлов бактериями: стадия 1 — энергонезависимая, стадия 2 — энергозависимая.
Сразу после введения металла в среду последний быстро связывается с клеточной поверхностью за счет независимого от энергии процесса, а затем происходит медленный перенос металла в цитоплазму клетки. Последний процесс часто является энергозависимым и протекает лишь при активном дыхании. Он может блокироваться дыхательными ядами и анаэробиозом, ингибирующими аэробное дыхание или запасание энергии. У бактерий связывание металлов с клеточной поверхностью происходит интенсивнее, чем у большинства дрожжей; так, скорость связывания металлов у Saccharomyces cereυisiae намного ниже, чем у Escherichia coli или Bacillus (рис. 5.8). Связанные с клеточной поверхностью металлы легко отделяются от нее хелатирующими агентами или разбавленными кислотами; например, кобальт, связанный с поверхностью Bacillus, легко удаляется при помощи ЭДТА (рис. 5.8). На внутриклеточное накопление металла ЭДТА не влияет. Бактериальные системы представляются предпочтительными для удаления металлов с последующим быстрым связыванием; однако энергозависимое поглощение металлов в случае дрожжей часто оказывается более эффективным, чем для бактерий. У различных штаммов родственных бактерий уровень поверхностного связывания существенно различается. Например, Bacillus megate- rium KAl (при концентрации 1 г сухой массы на литр) при 20 0C связывает 43 мг кадмия на 1 г сухой массы из раствора, содержащего Cd в концентрации 112 мг/л (в то время, как В. polymyxa — всего 10 мг Cd на 1 г сухой массы). Сильно связывающий штамм В. megaterium (при концентрации 1 г сухой массы клеток на литр) извлекает 38 и 68% кадмия из растворов, содержащих соответственно 112 и 11 мг Cd в 1л.
Последующее накопление металлов внутри клетки, как правило, требует специфических транспортных систем. Четко установлено, что поглощение никеля или кобальта происходит при участии системы транспорта магния, а поглощение рубидия, вероятно, при участии системы транспорта калия. Различные металлы могут конкурировать за карбоксилы, гидроксилы и другие участки связывания на поверхности клетки или за транспортные системы. При поступлении в клетку иона какого- либо металла из цитоплазмы выходят одноименно заряженные ионы. В зависимости от организма это могут быть протоны, ионы магния или калия (рис. 5.9).
Над применением микроорганизмов в биотехнологии в качестве биосорбентов металлов еще предстоит поработать. Недавно было показано, что уран может сорбироваться из морской воды или из растворов водорослями, дрожжами или Pseudomonas. Pseudomonas накапливает уран в цитоплазме (рис. 5.10), а для Saccharomyces характерно поверхностное связывание (рис. 5.11).
Рис. 5.8. Поглощение кобальта дрожжами и бациллами из 0,002 M PIPES. (Norris, Kelly, 1977; Norris, Kelly, 1979.) 1 —Saccharomyces cerevisiae, 2 — Bacillus megaterium, 3 — кобальт, удерживаемый B. megaterium после промывки 1 мМ ЭДТА.
Этот связанный уран легко удаляется, и дрожжи можно использовать повторно. Потенциальные возможности развития технологии экстракции определяются многими факторами. 1. Специфичность связывания должна быть достаточной для удаления определенного металла или смеси металлов из разбавленного раствора. 2. Специфичность биоаккумулятора по отношению к металлу должна быть эквивалентной таковой для физико-химических методов (ионный обмен, экстракция растворителями и т. п.). 3. Биоаккумулятор должен обладать способностью к извлечению из среды больших количеств металла. 4. Чтобы процесс был экономически выгоден, стоимость извлекаемых металлов должна быть эквивалентна затратам на получение и, возможно, повторное использование микроорганизмов (или превышать их). 5. Другие вещества окружающей среды не должны оказывать вредного воздействия на биоаккумуляторы.
Рис. 5.9. Схематическое изображение ионного равновесия, поддерживаемого микроорганизмами, которые накапливают металлы внутри клетки.
Широкое разнообразие микробных систем и возможность существенного изменения микроорганизмов генетическими методами позволяют надеяться на создание биотехнологии, отвечающей всем этим требованиям. Однако к спекуляциям по поводу разработки такой технологии следует относиться с осторожностью. Дело в том, что извлечение металлов с помощью микробиологических процессов подчиняется тем же химическим законам, что и получение их обычными физическими и химическими методами. По мере изучения способности микроорганизмов к накоплению металлов может обнаружиться, что* микробные системы способны служить лишь моделями для разработки технологий искусственного извлечения металлов.
Рис. 5.10. Электронная микрофотография Pseudomonas aeruginosa, демонстрирующая внутриклеточное накопление урана (увеличение 27 000). Фотография любезно предоставлена Дж. У. Страндбергом (G. W. Strandberg1 Oak Ridge National Laboratory, Oak Ridge, TN).