Для роста производства колбасных изделий необходимо значительно увеличить производительность сырьевых цехов колбасных заводов. Одним из «узких мест» в колбасном производстве являются процессы обвалки и жнловкн мяса. На процессах обвалки, жиловки и транспортировки занято примерно 33% всех рабочих колбасного завода, причем почти все процессы они выполняют вручную. На многих мясокомбинатах сырье доставляют к рабочим местам на тележках, что создает ряд неудобств: тележки загромождают проходы, сырье поступает неравномерно, ухудшается санитарное состояние цеха.
Для повышения производительности труда при обвалке и жиловке мяса необходимо механизировать транспортные операции в сырьевых цехах колбасного производства.
Механизация транспортировки мяса и костей с использованием специальных транспортеров позволяет создать определенный ритм в работе и организовать поточность технологических процессов При этом освобождается часть рабочих, занятых доставкой сырья к рабочим местам.
На рис. 21 приведена двухъярусная конвейерная линия обвалки и жиловки мяса с механизированной транспортировкой всего сырья, полуфабрикатов и отходов производства.
Конвейер сконструирован в два яруса: верхний служит для транспортировки к рабочим местам отрубов мяса и уборки костей, нижний — для транспортировки жилованного мяса и жилок, которые спускаются по спускам, находящимся у рабочих мест.
Мясо в полутушах подается по подвесным путям. В начале конвейера рабочие разделяют тушу на отдельные отрубы, которые подаются на конвейер. Туши к рабочим столам транспортируются по верхнему полотну конвейера. Рабочие столы устанавливают рядом с конвейером на уровне верхнего полотна. Обвальщики располагаются у торцов столов, жиловщики — у их длинных сторон.
Рабочий сдвигает нужную ему часть туши с полотна конвейера на стол и обваливает ее. Кости кладет на верхнее полотно конвейера, а мясо передает по столу жиловщику, который после обработки спускает его по сортам в четыре спуска,-вмонтированных в стол. Для передачи жилованного мяса на нижний конвейер разработаны специальные механизмы. Три спуска предназначены для мяса, четвертый — для жилок и хрящей.
Параллельно конвейерам обвалки и жиловки проходят два ленточных конвейера для костей. Трубчатая кость, сбрасываемая с торцевых сторон конвейера на ленточный транспортер, направляется на распиловку, а рядовая кость ссыпается транспортером в спуск.
Для механизации транспортных операций в сырьевых цехах устанавливают ленточные конвейеры марок СК-1 и СК-4 и двухленточные конвейеры марок КОЖ-1 и КОЖ-2.
В двухленточных конвейерах верхняя лента, предназначенная для подачи мяса, движется со скоростью 0,23 м/с, нижняя, по которой перемещаются кости, — со скоростью 1,2 м/с. Длина конвейерных лент может изменяться в зависимости от размеров помещения и расстановки оборудования. Вдоль первой половины конвейера располагаются столы для обвалки, а затем столы для жиловки мяса. На участке конвейера возле столов для жиловки установлены неподвижные направляющие, разделяющие конвейерную ленту на три потока для различных сортов жилованиого мяса.
В одноленточных конвейерах марок СК:1 и СК-4 отрубы мяса, предназначенные для обвалки, жилованное мясо и кости транспортируются одной лентой, движущейся со скоростью 0,28 м/с. Специальной ленты для транспортировки кости эти конвейеры не имеют. Конвейер СК-1 оборудован столами размером 3X1 м» конвейер СК-4 — столами размером 2X0,9 м. Концевой участок конвейера разделен на три потока, предназначенных для различных сортов жилованного мяса.
На мясокомбинатах механизация транспортных операций с использованием конвейеров в сырьевых цехах осуществляется по- разному.
На Московском и Ленинградском мясокомбинатах процессы обвалки и жиловки мяса объединены в едином вертикальном потоке, т. е. создан конвейер жиловки и разборки сырья. На верхнем этаже расположены конвейеры для обвалки мяса, по которым части туши подаются к столам для обвалки. Обваленное мясо рабочие направляют в спуски, расположенные под транспортером у каждого стола, а кости кладут на транспортер. Обваленное мясо по спуску поступает па следующий этаж на столы для жиловки. Жилованное мясо транспортером направляется к спускам, ведущим в посолочный цех.
На Московском мясоперерабатывающем заводе установлено четыре ленточных транспортера, два из которых предназначены для разделки, обвалки и разборки свинины и два—для разделки, обвалки и жиловки говядины. Свиные полутуши разрезают двумя дисковыми ножами на три части, которые поступают на первый и второй конвейеры для разделки на копчености или для обвалки и разборки. Говяжьи полутуши расчленяют на 7 частей и подают на третий и четвертый конвейеры для обвалки и жиловкн. Кости после обвалки перемещаются транспортерами, установленными в нижней части конвейера. ч
Рабочие столы для обвальщиков расположены в начале каждого конвейера. В конце их находятся столы для жиловки. Обваленное мясо верхним транспортером направляется к рабочим столам жпловщиков. В конце конвейера установлены спуски для жилованного мяса и для костей.
На Семипалатинском мясокомбинате осуществлена комплексная механизация транспортных операций в обвалочном отделении. Части туш, предназначенные для обвалки, подвесным тросовым конвейером подаются к рабочим столам обвальщиков и жиловщиков. Между столами вдоль движения тросового транспортера установлен двухъярусный ленточный конвейер. По верхней ленте транспортера, расположенной на уровне плоскости рабочих столов, перемещаются кости, направляемые в дробильное отделение, а также жилки и хрящи в тазиках. Тазики с жилками в конце конвейера снимают и направляют по назначению.
По нижней ленте транспортируется жилованное мясо. Спуск ею с рабочих столов на ленту транспортера производится с помощью наклонного лотка, на который мясо поступает через специальное отверстие в крышке стола.
В последние годы проводятся работы по механизации непосредственно процесса обвалки мяса. На некоторых предприятиях США, ГДР, Франции и других стран для обвалки мяса применяют дисковые ножи на гибких валах различных моделей. Это облегчает труд рабочих и повышает производительность труда. В нашей стране также созданы опытные образцы машин для обвалки мяса.