No module Published on Offcanvas position

14.1-14.14.....ГЛАВА 14. БИОТЕХНОЛОГИЯ И БИОБЕЗОПАСНОСТЬ

14.1. СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ

Биотехнология и ее фундаментальное, стратегическое ядро – биоинженерия затрагивают коренные механизмы формирования важнейших признаков и свойств живых организмов – их наследственности, изменчивости, энерго- и массообмена, адаптации и устойчивости, продуктивности и качества. Искусственное вмешательство в генетические структуры, их модификация в целях совершенствования биологических объектов вызывает структурную и функциональную перестройки генома всего организма, последствия которых не всегда могут быть точно и своевременно спрогнозированы, что является серьезной причиной обеспокоенности людей во многих странах Европы и мира, в том числе и в России.

Движение «гринписовцев» и других «защитников» природы и человека от использования генетически модифицированных растений, животных и микроорганизмов стало заметной общественной силой, которая способна оказать отрицательное необъективное влияние на темпы развития биотехнологии и прежде всего ее стратегического ядра – биоинженерии как науки и резко сократить масштабы экономического и других видов полезных и важных эффектов от применения их результатов в практических целях общества и государств.Сопоставляя уже полученные и ожидаемые результаты развития биотехнологии и биоинженерии как научных приоритетов XXI века с масштабами возможного риска и опасности отрицательных последствий, большинство ученых мира, работающих в этой области, уверенно заявляют о возможности научно обоснованного и безопасного развития этой области науки и производства. Об этом же свидетельствует и реально сложившаяся ситуация в биотехнологии и биоинженерии на протяжении всего полувекового периода их становления и развития от момента зарождения этих наук до наших дней. Каковы научные основы гарантии дальнейшего безопасного развития биотехнологии и биоинженерии и возможного риска от использования их результатов для человека и окружающей среды?

Россия занимает одно из последних мест в мире по развитию трансгенных технологий и одно из первых мест по эпифитотийной ситуации. До сих пор в нашей стране нет ни одного гектара посевов трансгенных растений, ни одного зарегистрированного отечественного трансгенного организма для использования в производстве.

Фирма «Монсанто» развивала свои творческие и коммерческие связи с Министерством сельского хозяйства России и Российской академией сельскохозяйственных наук, но теперь прекратила заключение договоров и практически свела к нулю все контакты. В связи с реформированием управления по экономике и науке страны ликвидирована Государственная система управления генно-инженерной деятельностью – Межведомственная комиссия по генно-инженерной деятельности и биобезопасности, экспертный совет по регистрации ГМО и другие государственные структуры, связанные с генно-инженерной деятельностью.

Научный потенциал России в развитии биотехнологии и генетической инженерии является крайне недостаточным. Основные исследования по этим проблемам сконцентрированы в России в Центре «Биоинженерия» РАН, в институтах РАН: общей генетики, молекулярной генетики, биологии гена, в Российском государственном аграрном университете – Московской сельскохозяйственной академии им. К.А.Тимирязева, во ВНИИ сельскохозяйственной биотехнологии РАСХН, в ряде НИИ других госакадемических министерств и ведомств. Это отставание будет дорого стоить нашему государству, оно потребует огромных финансовых затрат на закупку за рубежом новых биотехнологических и биоинженерных технологий. Требуется коренное изменение в решении этой проблемы, выхода России на передовые рубежи в мире.

Необходима твердая и последовательная научно-технологическая политика, одобренная и поддержанная государственными структурами и государственным финансированием. Никаких других объективных причин для отставании России в реализации важнейшего научного и технического приоритета XXI века в России нет. Главной причиной слабого развития биотехнологии и биоинженерии является субъективный фактор, недооценка особой роли новейшего направления науки государственными структурами.

14.2. ПОНЯТИЕ О БЕЗОПАСНОСТИ

Природные, техногенные и другие факторы оказывают постоянное и значительное воздействие на человека и среду его обитания. Эти воздействия могут быть положительными и отрицательными.

Наука, общество, государство должны разрабатывать и эффективно использовать системы мер по защите человека и окружающей среды от вредных воздействий любых опасных факторов. Жизнь человека и общества, существование и деятельность государства должны быть надежно защищены от любых внутренних и внешних воздействий. В этом состоит одна из главных задач любого общества, государства, цивилизации в целом. Из этого важнейшего положения вытекает общее понятие о безопасности человека, общества, государства и цивилизации, под которым понимается устойчивое состояние защищенности жизненно важных интересов личности и самой жизни человека, общества и государства, человеческой цивилизации в целом от внешних и внутренних угроз.

Главнейшим объектом безопасности является человек. Безопасность человека не может быть обеспечена без защиты среды его обитания и жизнедеятельности, без защиты общества, в котором он живет. Одним из основных принципов безопасности является взаимная ответственность человека, общества и государства. Достижение безопасности – это результат действия системы, предполагающей приведение в действие мер, адекватных угрозам жизненно важных интересов.

Безопасность может быть биологической, экологической, экономической, продовольственной, военной и другой – в зависимости от факторов, масштабы, направленность и степень воздействия которых угрожают деятельности, существованию и самой жизни социальных и биологических объектов – человека, общества, государства, цивилизации в целом от внутренних и внешних угроз. Общее представление о взаимосвязи видов безопасности и влиянии на них биотехнологии показано на приведенной схеме Т.Е. Поповой (рис. 14.1).

Ris 14 1

Рис. 14.1. Позитивные аспекты влияния биотехнологии на невоенные аспекты безопасности

 

14.3. ПОНЯТИЕ О БИОБЕЗОПАСНОСТИ

Биобезопасность стала одной из важнейших проблем безопасности человека, общества, государства и цивилизации в целом. Под биобезопасностью понимается защищенность человека, общества, цивилизации и окружающей среды от вредного воздействия, опасного для жизни и здоровья людей токсичных и аллергенных биологических веществ и соединений, содержащихся в природных или генно-инженерно-модифицированных биологических объектах и полученных из них продуктов. Биологически опасные организмы и их продукты представляют собой угрозу для существования не только человека, но и для растений, животных и полезных микроорганизмов, вызывая различную степень их поражения или гибель, лишая человека продовольственных и других источников и возможностей существования.

Проблемы биобезопасности существуют в мире давно, так как и в природе, и в производстве различных, необходимых человеку и обществу веществах – продуктах питания, гигиены, лекарствах и других, нередко встречаются и продукты, содержащие опасные для здоровья и жизни человека соединения.

Во всех государствах мира разработаны различные методы мониторинга и контроля за технологическими процессами и качеством вновь вовлеченных в сферу использования человеком новых биологических объектов и веществ, их токсичностью, аллергенностью и общей безопасностью для здоровья людей и состояния окружающей среды.

Большую опасность для здоровья и жизни людей представляют ядовитые грибы.

Самым опасным и часто трагичным остается алкогольная токсикация людей. Равной ей по масштабу опасности для здоровья и жизни людей может быть только вооруженный или химический геноцид. Над проблемой алкогольной безопасности работают во всем мире. Но эффективных результатов пока не достигнуто. Самой опасной для нынешних и будущих поколений является наркомания. Наркотики всех видов, в том числе растительного происхождения, парализуют волю людей, разрушают их как личности и являются причиной гибели. Общество и цивилизация в целом стоит перед опасностью наркотического автогеноцида.

14.4. БИОБЕЗОПАСНОСТЬ В КЛЕТОЧНЫХ,
ТКАНЕВЫХ И ОРГАНОГЕННЫХ БИОТЕХНОЛОГИЯХ

Опыты с растительными и животными клетками и их органеллами, а также с одноклеточными микроорганизмами осуществляются в научных лабораториях АПК, медицинской, пищевой и других видах промышленности давно. Они основаны на фундаментальных исследованиях биологии и цитологии клеток и тканей, открытии явления тотипотентности клеток – способности регенерировать взрослые организмы, а также на выявлении способности соматических клеток к слиянию. – соматической гибридизации, обмену органеллами, дифференциации и дедифференциации. В клеточных технологиях используется спонтанный и направленный мутагенез, получение клеток с измененной наследственностью. Это – главная причина генетической гетерогенности клеток, полученных из одного и того же генотипа. Поэтому в клеточных биотехнологиях необходим постоянный мониторинг за спектром соматической вариабельности, появлением мутантов с положительными и отрицательными свойствами. В большинстве случаев соматическая вариабельность не выходит за рамки положительных, доброкачественных изменений и позволяет получать исходный материал для селекции растений с улучшенными или исходными свойствами в границах генетической нормы реакции и обеспечения биобезопасности.

Главное, чего добиваются клеточные биотехнологи, – получение генотипов сельскохозяйственных растений с повышенной и высокой биотической и абиотической устойчивостью. Распространение неустойчивых к вредным организмам и абиотическим факторам среды сортов и гибридов сельскохозяйственных растений может привести к большим потерям урожая. В этой связи лабораторный и полевой мониторинг за полученными клеточными регенерантами растений является крайне важным с точки зрения экологической безопасности при их использовании в производстве. Система государственного испытания и регистрации сортов и гибридов при ее строгом соблюдении позволяет значительно снизить такую опасность.

Технология получения продуктов вторичного метаболизма в биореакторах на основе культуры клеток и суспензий позволяет непрерывно, автоматически контролировать и своевременно выявлять возможные отклонения от нормы основных ее параметров и качества получаемой продукции, не допускать опасных отклонений в любом звене технологического процесса. Биотехнологи, работающие с животными тканями и клетками, отмечают случаи накопления токсичных веществ в тканях при нарушении техники и технологии их хранения и использования. Таким образом, в клеточных биотехнологиях с растениями в целом складывается безопасная ситуация с их использованием в селекции растений, получения продуктов вторичного синтеза для фармацевтической и пищевой промышленности. В то же время требуется более жесткий контроль за использованием клеточных и тканевых технологий в животноводстве, где выявлены факты снижения уровня физиологических и репродуктивных функций у трансгенных организмов.

14.5. О ГЕНЕТИЧЕСКОМ РИСКЕ
И БИОБЕЗОПАСНОСТИ В БИОИНЖЕНЕРИИ
И ТРАНСГЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЯХ

Встраивание в ДНК реципиентной клетки чужеродного донорского гена сопряжено с определенными трудностями, главными из которых являются обеспечение адресной вставки гена или группы генов, а также их нормального функционирования – экспрессии. Эти проблемы существуют постоянно, и их решение во многих случаях пока имеет бессистемный случайный характер.

Еще более важной является проблема генетического риска, возможного получения мутантов с содержанием токсичных или аллергенных для человека и животных белков или других опасных соединений. Реальный риск, связанный с поведением чужеродного гена в реципиентной клетке, гипотетически существует всегда. Это прежде всего может вызываться плейотропным эффектом при взаимодействии и взаимозаменяемости чужеродных и собственных генов. По мнению К.Г. Газаряна, дестабилизация генома при трансгенозе может происходить не только за счет обогащения генома новыми генами или мутагенного эффекта вставки, а возможно, в силу индуцирования эндогенных систем рекомбинации и активации «молчащих» генов. Все это дает основания считать теоретически возможным появление при трансгенозе опасных для здоровья и жизни человека генотипов.

Риск получения таких мутантов значительно возрастает при использовании искусственных, синтетических генов для создания трансгенных растений, животных и микроорганизмов с улучшенными и принципиально новыми свойствами. Именно эти обстоятельства в определенной мере оправдывают тревогу многих людей, их настойчивое требование запретить создание и особенно использование генетически модифицированных организмов и получаемых из них пищевых и других продуктов или хотя бы ввести систему их обязательного маркирования.

К двум причинам можно добавить и третью – спонтанный перенос с пыльцой генов-модификаторов в другие растения, их взаимодействие с генами третьих генотипов, что может привести к появлению новых генотипов с опасными свойствами для человека, животных и окружающей среды.

Известно, что начало дискуссии по проблеме биобезопасности в науке и обществе положили сами основатели нового направления – биоинженерии. В 1974 г. одиннадцать ведущих молекулярных биологов мира во главе с отцом генной инженерии П.Бергом, создавшим первую рекомбинантную молекулу ДНК, обратились к мировому сообществу с письмом через журнал «Science», в котором предложили отказаться от экспериментов с рекомбинантными ДНК до проведения международной конференции по этой проблеме. Однако уже в 1975 г. на конференции в Асиломаре (США) эти и другие ученые пришли к выводу, что эксперименты в области генной инженерии, новейшей биотехнологии, не более опасны, чем аналогичные работы вдругих отраслях, что в них, как и везде, необходим строгий научный контроль за соблюдением мер безопасности.

В 1976 г. в США были приняты первые правила, регламентирующие работу с рекомбинантными микроорганизмами. В них запрещалось выпускать их за стены лабораторий. В конце 70-х годов в большинстве стран мира было разработано соответствующее законодательство. Постепенно эти правила корректировались в сторону смягчения жесткости требований к трансгенным организмам и получаемым из них пищевым и другим продуктам.

Более тридцати лет интенсивных работ по новейшей биотехнологии – генетической инженерии – в мире подтвердили их безопасность.

В лабораториях, осуществляющих генно-инженерные исследования и получение трансгенных организмов, не связанных с созданием биологических средств поражения людей и природы, не зарегистрировано случаев получения опасных для здоровья и жизни человека, а также для окружающей среды генотипов растений и животных. Микробиологи целенаправленно ведут работы по усилению или ослаблению вирулентных и других свойств бактерий, решая ряд важных проблем медицинской биобезопасности и защиты государства от бактериологического оружия и агрессии.

К сожалению, мировой терроризм не останавливается перед выбором средств для своих преступлений. Он использует в этих целях и опасные для жизни людей биоресурсы. Мировому сообществу предстоит срочно выработать и осуществить систему самых эффективных мер по пресечению терроризма и недопущению использования достижений биологической науки в его зловещих целях.

Ученые в состоянии обеспечить многолетнюю стабильность биобезопасности в биоинженерии. В пользу этого важнейшего тезиса можно выдвинуть следующие основные положения.

1. Биоинженеры используют в своих работах природные гены, которые на протяжении всей эволюции участвовали и участвуют в их рекомбиногенезе, подвергаются отбору и элиминации, вследствие чего выработались механизмы на всех уровнях организации биологических объектов, обеспечивающие устойчивый характер репарации процессов биосинтеза белков и их качества.

2. Во всех биоинженерных лабораториях разработаны и постоянно применяются эффективные методы мониторинга за качеством получаемых трансгенных организмов и, прежде всего, за качеством и свойствами белковых и других компонентов вновь созданных генотипов. Это позволяет заблаговременно, на этапе создания ГМО в лаборатории, выявлять опасные для человека и окружающей среды генотипы и не допускать их выпуска из лаборатории.

По мнению большинства генных инженеров, методическая оснащенность мониторинга за созданием и использованием ГМО нуждается в дальнейшем совершенствовании. Должны быть разработаны новые методы для своевременного выявления токсичных и аллергенных веществ у трансгенных объектов, охватывающие соответствующие группы и классы соединений, в том числе низкомолекулярной природы.

3. Для создания генетически модифицированных организмов специалисты отбирают известные, проверенные природные гены и их регуляторные генетические структуры. Созданные на их основе векторы обеспечивают получение трансгенов с заданными свойствами. В конечном итоге это и обеспечивает создание безопасных для людей и окружающей среды новых генотипов, получающих разрешение на использование в производстве и быту.

В целом ситуация с генно-инженерными исследованиями и работами по трансгенозу должна оставаться под строжайшим контролем ученых и государства. По мнению ряда исследователей, технология получения трансгенных животных далека от совершенства. Непредсказуемость результатов переноса чужеродных генов и появление неожиданных эффектов ограничивает по их мнению практическое применение методов трансгеноза в животноводстве. Ученые биоинженерных центров – мировых и национальных – должны активно развивать работы по совершенствованию техники, методов, технологий и критериев биобезопасности генетически модифицированных организмов (ГМО). И только на такой основе они смогут ускорить процесс создания принципиально новых генотипов растений, животных и микроорганизмов для повышения устойчивости и продуктивности агропромышленного производства, решения сложных проблем современной медицины и других направлений науки и экономики.

14.6. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
ГЕННО-ИНЖЕНЕРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
И БИОБЕЗОПАСНОСТИ

Во всех государствах с развитой генно-инженерной инфраструктурой в науке и производстве в настоящее время приняты законы, правительственные постановления и другие акты, на государственном уровне создающие нормативно-правовую базу для безопасного использования биотехнологии и биоинженерии в практических целях общества.

Государственное регулирование распространяется на следующие этапы деятельности: получение ГМО и их исследование в замкнутых системах; ограниченные полевые испытания; испытания ГМО на биобезопасность; первый выпуск ГМО в окружающую среду. В большинстве своем национальные законы различных государств адаптированы по главным принципиальным вопросам к международным требованиям и правилам в этой области науки и производства, зафиксированным в документах ООН, ФАО, ЮНЕСКО и других международных организациях соответствующего профиля.

В России Федеральный закон «О государственном регулировании в области генно-инженерной деятельности» принят Государственной думой и подписан Президентом РСФСР 5 июня 1996 г. за № 86-ФЗ.

Закон является рамочным, прямого и непрямого действия. Он регулирует отношения в сфере природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, возникающие при осуществлении генно-инженерной деятельности с биологическими объектами, за исключением человека, его клеток и тканей, работы с которым регулируются отдельным, специальным законодательством.

В законе определены задачи и основные направления государственного регулирования, а также система безопасности в области генно-инженерной деятельности в России.

Государство обязано по этому закону устанавливать основные направления деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических лиц и граждан (физических лиц) в области генно-инженерной деятельности; устанавливать основные положения правового регулирования отношений, возникающих в области генно-инженерной деятельности; определять механизмы, обеспечивающие безопасность граждан и окружающей среды в процессе осуществления генно-инженерной деятельности и использования ее результатов; устанавливать правовые основы международного сотрудничества Российской Федерации в области генно-инженерной деятельности; создавать условия для развития приоритетных направлений в этой области.

Для реализации указанных задач закон предусматривает принятие федеральных и региональных программ в области развития генно-инженерной деятельности.

В законе четко сформулированы основные положения системы безопасности в области генно-инженерной деятельности. Законом установлены четыре уровня риска потенциально вредного воздействия генно-инженерной деятельности на здоровье человека, в соответствии с которыми устанавливаются требования по строгому соблюдению условий при их осуществлении.

Первый уровень риска соответствует работам, которые не представляют опасности для здоровья человека и сопоставимы с риском при работе с непатогенными микроорганизмами.

Второй уровень риска соответствует работам, которые представляют незначительную опасность для здоровья человека и сопоставимы с опасностью при работах с условно-патогенными микроорганизмами.

Третий уровень риска соответствует работам, которые представляют умеренную опасность для здоровья человека и сопоставимы с опасностью при работах с микроорганизмами, потенциально способными к передаче инфекции.

Четвертый уровень риска соответствует работам, которые представляют опасность для здоровья человека и сопоставимы с опасностью при работах с возбудителями особо опасных инфекций.

Генно-инженерная деятельность в условиях открытых систем приравнивается к третьему и четвертому уровням риска. Закон содержит требования к лицам, которые осуществляют генно-инженерную деятельность, главными из которых являются обязательная профессиональная подготовка и состояние здоровья, соответствующие требованиям правил безопасности генно-инженерной деятельности; наличие соответствующих помещений, отвечающих тем же правилам; обязательное получение разрешения (лицензий) при работах, соответствующих третьему и четвертому уровням риска.

В законе определены требования по стандартизации и сертификации генно-инженерной продукции (услуг). Она должна соответствовать требованиям экологической безопасности, санитарным нормам, фармакопейным статьям, обязательным требованиям государственных стандартов Российской Федерации. Продукция и услуги, полученные и предоставленные с применением генно-инженерно-модифицированных организмов, подлежат в соответствии с федеральными правовыми актами обязательной сертификации, должны иметь сертификат качества и знак соответствия, выданные или признанные уполномоченным на то органом.

Закон определяет ответственность юридических лиц и граждан (физических лиц), которые осуществляют генно-инженерную деятельность, их действия или бездействия, ставшие причиной нанесенного вреда здоровью людей или окружающей среде, несут ответственность за нарушение законов Российской Федерации.

Финансирование генно-инженерной деятельности и ее безопасности, согласно закону, осуществляется в установленном порядке за счет средств соответствующих бюджетов, целевых средств организаций и фондов, а также иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.

«Российская Федерация – указано в законе – заключает международные договоры в целях дальнейшего развития и укрепления международного сотрудничества в области генно-инженерной деятельности».

На основании Федерального закона «О государственном регулировании в области генно-инженерной деятельности» Правительством Российской Федерации принят ряд постановлений, обеспечивающих его реализацию. Ими предусмотрено создание Межведомственной комиссии по проблемам генно-инженерной деятельности, контролю за выполнением закона и постановлений правительства в этой области.

Правительство Российской Федерации постановлением от 16 февраля 2001 г. № 120 утвердило положение о государственной регистрации генно-инженерно-модифицированных организмов (ГМО), предназначенных для первого на территории Российской Федерации выпуска в окружающую среду, промышленного использования или импорта. Регистрацию таких организмов и ведение сводного государственного реестра Правительство возложило на Министерство образования и науки Российской Федерации.

Биобезопасность применительно к указанному положению означает отсутствие фактического или прогнозируемого нежелательного воздействия модифицированного организма (в сравнении с исходными немодифицированными) на окружающую среду.

Положением утвержден также срок действия свидетельства о государственной регистрации модифицированного организма до 5 лете даты включения его в реестр. Срок действия свидетельства может быть продлен по заявлению его владельца на следующие 5 лет. При появлении в период срока действия свидетельства о государственной регистрации модифицированного организма новых научно обоснованных данных о биобезопасности модифицированного организма (в сравнении с исходным ^модифицированным организмом) Министерство образования и науки Российской Федерации может по представлению Экспертного совета принять решение о его перерегистрации без проведения экспертизы. В случае выявления негативного воздействия модифицированного организма на окружающую среду, подтвержденного экспертизой, проведенной в соответствии с указанным выше положением, по инициативе федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, заинтересованных организаций и граждан государственная регистрация модифицированного организма может быть аннулирована.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2001 г. № 120 «О государственной регистрации генно-инженерно-модифицированных организмов» Министерство образования и науки Российской Федерации создало Экспертный совет Минобрнауки России по вопросам биобезопасности и утвердило Положение о нем, согласно которому он является постоянно действующим органом, обеспечивающим объективность и надлежащий уровень качества проверки предоставляемых заявителями сведений о биобезопасности генно-инженерно-модифицированных организмов. Указанный совет организует и проводит экспертизу представленных заявителями в Минобрнауки России сведений о биобезопасности модифицированных организмов, устанавливает наличие или отсутствие фактического или прогнозируемого нежелательного воздействия модифицированных организмов (в сравнении с исходными немодифицированными) на окружающую среду, дает, по согласованию с Межведомственной комиссией по проблемам генно-инженерной деятельности, заключение о биобезопасности модифицированных организмов и возможности их государственной регистрации или об отказе в такой регистрации и представляет его в установленном порядке.

Состав Экспертного совета формируется из ведущих ученых и высококвалифицированных специалистов в области генно-инженерной деятельности.

Государственный контроль за биобезопасностью охватывает также области производства и использования новых пищевых продуктов, материалов и изделий, полученных из генетически модифицированных и других биологических объектов. В Российской Федерации принят Федеральный закон «О качестве и биобезопасности пищевых продуктов» № 29-ФЗ от 02.01.2000 г. В соответствии с этим законом Правительство Российской Федерации приняло Постановление «О государственной регистрации новых пищевых продуктов, материалов и изделий» № 988 от 21.12.2000 г. и утвердило Положение по этому вопросу.

В соответствии с этим постановлением Правительства в нашей стране введена государственная система регистрации новых пищевых продуктов, материалов и изделий и введен государственный реестр на указанные виды товаров, разрешенных для изготовления на территории Российской Федерации, или ввоза на ее территорию из-за рубежа и оборота этих товаров. Эту работу правительство поручило осуществлять Министерству здравоохранения России, а по продуктам животноводства – совместно с Министерством сельского хозяйства Российской Федерации.

Согласно утвержденному Правительством положению, под новой понимается впервые разработанная и внедренная д ля промышленного изготовления на территории Российской Федерации продукция, а также впервые ввозимая и ранее не реализовывавшаяся на территории Российской Федерации. Государственная регистрация этой продукции проводится на этапе ее подготовки к производству, а импортной продукции – до ее ввоза на территорию Российской Федерации. С 2004 г. в России установлена система обязательной маркировки пищевых продуктов, полученных из генетически модифицированных источников. Ее введение обеспечит условия выбора гражданами продовольственной и другой продукции с учетом ее генетической природы и личного отношения граждан к такой продукции. Вопрос цены на такую продукцию будет решаться по формуле «+» – «–» = 0.

14.7. КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ
БИОБЕЗОПАСНОСТИ ГМО

Общие принципы оценки биобезопасности

Целью проведения оценки биобезопасности в биоинженерии является выявление при помощи современных стандартизированных методов возможного потенциально неблагоприятного воздействия ГМО на человека и окружающую среду с учетом рисков для здоровья человека. Первичная оценка риска работ, проводимых с ГМО, является обязанностью Комиссии по генной инженерии в научной организации или научном учреждении. При оценке ГМО на биобезопасность сравнивают их характеристики с показателями исходного немодифицированного организма (растения, животного или микроорганизма) или организма реципиента (или ближайшего аналога) и его использованием в соответствующих ситуациях.

Этапы оценки риска должны включать идентификацию потенциально неблагоприятных, вредных эффектов ГМО на окружающую среду, включая здоровье человека; оценку их вероятности, оценку выявленных рисков; рассмотрение стратегий управления рисками.

Оценка риска, связанного с использованием ГМО, должна быть основана на анализе известных научных данных и результатов экспериментальных исследований, касающихся основных параметров: характеристики ГМО, организма реципиента, организма донора, вектора, нового признака(-ов), предполагаемого выпуска ГМО в окружающую среду, включая его масштаб, потенциальной принимающей среды, взаимодействия между ними.

Отсутствие научных знаний или научного консенсуса не должно обязательно истолковываться как указание определенного уровня наличия риска. При появлении новой информации о ГМО и его воздействии на здоровье человека и окружающую среду оценки рисков должны быть пересмотрены.

Меры по обеспечению биобезопасности должны соответствовать степени оцененного потенциального риска.

Конкретные критерии и показатели бнобезопасностн ГМР

 Критерии оценки биобезопасности должны быть надежными, максимально полными и базироваться на самых современных методах исследования.

Для организма реципиента оцениваются: инвазивность; способность к скрещиванию с сорняками; способ рассеивания семян; средства передачи генетического материала другим организмам.

Для вектора: естественная среда обитания и характеристики безопасности вектора; частотность, с которой вектор приобретает мобильность или может переноситься в другие организмы; факторы, которые могут влиять на способность вектора адаптироваться в других организмах-хозяевах.

Для ре комби нантной ДНК: источник введенной ДНК – от патогенного организма; фрагмент ДНК или полноразмерная копия гена; патогенность и токсичность (известные или потенциально возможные); гены устойчивости к антибиотикам.

Для экспрессируемого белка: токсичность и аллергенность (известные или потенциально возможные) по отношению кчеловеку и к другим организмам; естественным обитателям окружающей среды.

Для ГМР: инвазивность по отношению к естественным обитателям; болезнетворность, токсичность и аллергенность в отношении людей и других организмов; способность к передаче рекомбинантной ДНК/генов другим организмам; возможность превращения в сорняк; возможность взаимодействий между ГМР и целевыми организмами, включая влияние на уровень популяции конкурирующих видов и болезнетворных организмов.

Для принимающей окружающей среды: географическое расположение места планируемого выпуска ГМР; близость места выпуска к местам проживания и центрам происхождения исходных немодифицированных растений; наличие половой совместимости с дикими или сорными видами; способность организмов в потенциальной принимающей среде получить гены от ГМР в результате выпуска; данные о флоре, фауне и экосистемах, которые могут пострадать от выпуска ГМР.

Методические вопросы оценки ГМР на биобезопасность

Методические указания оценки ГМР на биобезопасность будут претерпевать необходимые изменения, но основные подходы и принципы оценки риска останутся теми же, с сохранением дифференцированного подхода к каждому новому ГМР в зависимости от вида растения, типа его генетической модификации.

1. Описание организма-реципиента: природные токсины и генетика реципиента; скрещиваемость с дикими родственниками; семеноводство.
2. Молекулярно-генетическая характеристика ГМР: способы генетической трансформации, характеристика вектора для трансформации; характеристика клонированных фрагментов экзогенной ДНК; молекулярная характеристика вставки.
3. Молекулярная дактилоскопия исходной и ГМ-линии (ПЦР-анализ).
4. Экспрессия целевого гена.
5. Сравнительная характеристика нового белка: структурная эквивалентность природному аналогу; аллергенность, токсичность по отношению к человеку, животным, насекомым; способность к биодеградации.
6. Общие свойства ГМР: способы размножения, распространения, выживаемость, фенотипическая стабильность, анализ композиционного состава, восприимчивость к болезням и вредителям, урожайность и качество продукции; последствия культивирования ГМР для окружающей среды, возможность вертикального и горизонтального переноса гена, потенциальная возможность превращения ГМО в сорняк, воздействие ГМР на целевые организмы и трофически сопряженные с ними не целевые организмы, устойчивость к гербицидам, стратегия и/или план по контролю за вредителями и возникновением резистентных форм вредителей к ГМР.

Обязательной и крайне важной является также медикобиологическая оценка пищевой продукции, полученной из ГМО.

Институтом питания РАМН, институтом вакцин и сывороток Н.И. Мечникова РАМН, Министерством здравоохранения РФ (Департамент Госсанэпиднадзора), Московской медицинской академией им. И.Т. Сеченова Минздрава РФ, Центром «Биоинженерия» РАН, Медико-генетическим центром РАН, Московским госуниверситетом прикладной биотехнологии разработаны методические указания «Медико-биологическая оценка пищевой продукции из генетически модифицированных источников». Они введены в действие Минздравом РФ 1 июня 2000 г. Методическими указаниями установлены порядок гигиенической экспертизы и государственной регистрации пищевой продукции, полученной из генетически модифицированных источников. Утверждены методики медико-гигиенической, медико-биологической оценки и клинических испытаний новых видов пищевой продукции, полученной из генетически модифицированных источников. Методические указания являются официальным изданием и их выполнение должно строго контролироваться Минздравом РФ, а также соответствующими юридическими и правовыми органами РФ.

14.8. ПОЛУЧЕНИЕ, ИССЛЕДОВАНИЕ И ИСПЫТАНИЕ ГМР

Получение и исследование ГМР: реализация путем генно-инженерной модификации генетического материала традиционных сортов, как правило, в замкнутых системах – лабораториях, фитотронах, фитоустановках, теплицах. Исследование ГМР, определение их качества и основных молекулярно-генетических характеристик также проводится в замкнутых системах с использованием достоверных методов анализа и контроля на их соответствие национальным и международным требованиям. Обязательные методы изучения определяются соответствующими методическими указаниями. Такое изучение проводит организация-разработчик с привлечением при необходимости других научных организаций и учреждений. Лабораторные работы и испытания в замкнутых системах, соответствующие I–II уровням риска, регистрируются в Комиссии по генной инженерии в организации (учреждении), осуществляющей генно-инженерную деятельность. Для проведения научно-исследовательских работ по изучению созданных ГМР, соответствующих III и IV уровням риска, Комиссия по генной инженерии данной организации направляет заявку для получения разрешения этих работ в Минобрнауки РФ, которое принимает решение о выдаче разрешения на осуществление НИР III–IV уровней риска при соответствии условий предполагаемой деятельности требованиям Госсанэпиднадзора, наличии положительного заключения Межведомственной комиссии по генно-инженерной деятельности (МВКГИД).

Результаты исследования ГМР в замкнутых системах являются основанием для решения вопроса о возможности проведения следующего этапа их оценки – ограниченных полевых испытаний.

Ограниченные полевые испытания ГМР проводятся в исследовательских целях для изучения ГМР на выраженность и стабильность введенного признака (нового свойства) и хозяйственную полезность, включая мониторинг, с соблюдением повышенных мер безопасности для представляющих вероятность возможного горизонтального и вертикального переноса генетической вставки другим организмам.

14.9. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПОЛЕВЫЕ
ИСПЫТАНИЯ ГМР НА БИОБЕЗОПАСНОСТЬ

Целью государственных полевых испытаний ГМР на биобезопасность является оценка реализации возможных рисков ГМР для окружающей среды. Разрешение на их проведение выдает Минобрнауки РФ. Такие испытания проводятся организациями или учреждениями, имеющими специальное разрешение и условия для проведения испытаний в открытом фунте на огороженных и охраняемых участках – полигонах, сертифицированных МВКГИД. При отсутствии у заявителя/заказчика сертифицированного участка он может обратиться в аккредитованные Минобрнауки РФ центры по сертификации ГМР.

Профамма испытаний ГМР должна содержать задачи, выполнение которых обеспечит получение всех данных, необходимых для принятия решения Минобрнауки РФ о возможности последующего испытания в рамках Государственного испытания ГМР на биобезопасность или принятия решения о безопасности ГМР для окружающей среды. Главным требованием к содержанию государственных испытаний являются: сертификационные испытания растений (проверка соответствия генетического материала ГМР заявленному) как непосредственно перед высевом (посадкой) в фунт, так и во время вегетации и после уборки урожая; проверка возможности передачи генетической конструкции в потенциальную принимающую среду (качественная оценка вертикальной и горизонтальной передачи генов); оценка способности исследуемого объекта образовывать сохраняющиеся в афоценозе растения-самосевы; оценка исследуемых объектов на устойчивость и сохранение репродуктивных свойств в ходе полного сезонного цикла или оставлении его в открытом фунте; влияние на численность полезных и вредных насекомых и устойчивость ГМР к биотическим и абиотическим стрессовым факторам среды.

Заявка на проведение испытания на биобезопасность подается в Минобрнауки РФ не позднее 4 марта для весенней посадки или не позднее 1 июня для осенней посадки.

Экспертизу заявки проводит Экспертный совет по вопросам биобезопасности Минобрнауки РФ.

14.10. ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕГИСТРАЦИЯ ГМР
И ПЕРВЫЙ ШИРОКОМАСШТАБНЫЙ ВЫПУСК
ТРАНСГЕННЫХ РАСТЕНИЙ В ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ

Регистрация ГМР – сложный и ответственный процесс постиспытательного периода. Заявитель представляет в Минобрнауки РФ заявление о государственной регистрации ГМР с указанием его таксономического статуса, материалы о заявителе-разработчике ГМР, заполненную анкету, результаты исследований в замкнутой системе, Офаниченных полевых испытаниях, государственных полевых испытаниях на биобезопасность, а также научные данные, известные в международной и отечественной практике.

Порядок государственной регистрации определен Положением «О государственной регистрации генно-инженерно-модифицированных организмов», утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2001 г. № 120.

Экспертиза представленных документов проводится Экспертным советом по вопросам биобезопасности Минобрнауки РФ. На основании заключения Экспертного совета, согласованного с МВКГИД, Минобрнауки РФ принимает одно из следующих решений:
1) о государственной регистрации ГМО;
2) о необходимости получения дополнительной информации;
3) о проведении дополнительных исследований;
4) о мотивированном отказе в государственной регистрации. В случае положительного решения Минобрнауки РФ вносит сведения о ГМР в реестр с присвоением регистрационного номера.
В случае возникновения спорных вопросов в роли государственного арбитра выступает МВКГИД.

Государственная система контроля безопасности ГМР включает Государственные органы исполнительной власти (Госсанэпиднадзор РФ, МВКГИД, НИИ учреждения, институты, лаборатории для разработки, исследования и осуществления безопасного использования ГМО), общественный контроль посредством использования средств массовой информации, обеспечивающий население достоверной информацией в местах планируемого выпуска ГМР.

Многие органы и средства контроля биобезопасности ГМО не выполняют в полном объеме свои функции, особенно в части информирования населения о безопасности ГМО, а СМИ в этих условиях дают необъективную информацию для населения, в результате чего создают волну массового протеста людей против решения важнейшего научного приоритета и сдерживают его развитие в России.

Правительство РФ не занимает четкой, объективной позиции по этой проблеме и тем самым способствует сдерживанию развития биотехнологии и генной инженерии в стране.

Первый широкомасштабный выпуск трансгенных растений в окружающую среду производится только после обязательной их регистрации и внесения в сводный государственный реестр, осуществляемый Минобрнауки РФ. Достоверная информация о выпуске ГМР в окружающую среду должна содержаться в официальных публикациях и объявлениях средств массовой информации, специализированных печатных изданиях, на webгсайте М ВКГИД интернета, а также в виде научных публикаций. При обнаружении у ГМО в производственных условиях после их регистрации отрицательных признаков и свойств, характеризующих потерю ими биобезопасности, Комиссия по регистрации и биобезопасности Минобрнауки РФ при получении необходимой информации принимает решение об отмене регистрации указанных объектов независимо от продолжительности его использования в условиях производства.

14.11. СТАНДАРТИЗАЦИЯ В БИОТЕХНОЛОГИИ И БИОИНЖЕНЕРИИ

Обязательным требованием для производства и реализации всех товаров в стране, в том числе и к товарам, полученным из ГМО, должна быть их стандартизация.

Госстандарт России предложил создать федеральную программу «Проблемы производства и реализации продуктов питания, полученных из генно-инженерно-модифицированных источников пищи», одной из главных задач которой будет нормативное и нормативно-методологическое обеспечение качества и генетической безопасности генно-инженерно-модифицированных продуктов питания и продовольственного сырья путем разработки и стандартизации документов, регламентирующих их производство, методы испытания, хранения и реализацию. Для этого должны быть проведены соответствующие научные разработки.

Основным приоритетным направлением научных исследований в области нормативного обеспечения Госстандарт России считает разработку «Концепции стандартизации генно-модифицированных продуктов», внесение изменений в действующие нормативные документы на пищевую продукцию, продовольственное сырье и методы испытания в части включения дополнительных требований по генетической чистоте, нормам использования и методам испытания, идентификации и маркировке генно-инженерно-модифицированных продуктов питания; на пороговые уровни потребления для человека ГМ-продуктов питания. Перед наукой ставятся также задачи по разработке и совершенствованию правил и порядка оценки соответствия ГМ-продукгов питания требованиям генетической безопасности; нормативных документов по государственному контролю и надзору за производством, хранением, реализацией и обращением ГМ-продуктов питания. Перечисленные нормативно-правовые документы крайне необходимы для повышения уровня мониторинга и контроля за биобезопасностью в биоинженерии и использования ее результатов в производстве и продовольственном обеспечении населения страны и вывоза продукции на экспорт. Отсутствие таких документов сдерживает реализацию научных достижений биотехнологии и биоинженерии в стране. Этот пробел должен быть устранен в самое ближайшее время.

14.12. ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО
РЕГУЛИРОВАНИЯ ГЕННО-ИНЖЕНЕРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
И КОНТРОЛЯ ЗА БИОБЕЗОПАСНОСТЬЮ ПРИ ПОЛУЧЕНИИ
И ИСПОЛЬЗОВАНИИ ГМО В РОССИИ И США

Масштабы и достижения биоинженерных работ в США значительно превышают российские. Это объясняется прежде всего устойчивой положительной позицией государственных органов США по отношению к созданию и использованию ГМО, а также финансовой поддержкой биоинженерных и генно-инженерных работ со стороны государства. В стране приняты законы и постановления Конгресса и президента, разрешающие использование генетически модифицированных организмов (ГМО) в производстве. 80 % посевов сои и четвертая часть посевов кукурузы в фермерских хозяйствах США заняты трансгенными сортами и гибридами. США занимают первое место в мире по объемам производства генетически модифицированной продукции.

Система государственного контроля за развитием генно-инженерных работ, созданием и использованием генно-инженерно-модифицированных организмов в США в основе своей мало отличается от российской. Но она имеет и свои особенности. В США за государственную регистрацию генетически модифицированных организмов отвечают три ведомства – министерство здравоохранения, министерство сельского хозяйства и министерство экологии. Принятие решения о регистрации или не регистрации модифицированных организмов каждое из этих министерств принимает самостоятельно. Положительное решение может быть принято только на основании консенсуса всех трех ведомств. Департамент сельского хозяйства США (USDA), его Служба ветеринарной инспекции и защиты растений (APHIS) в соответствии с утвержденными правилами и процедурой уведомления (нотификацией) принимают решения о передвижении генетически модифицированных организмов между штатами, об импорте и выпуске их в окружающую среду. Эти правила впервые были опубликованы и вступили в силу в США еще в марте 1993 года.

Своевременное создание эффективной нормативно-правовой базы биотехнологии и биоинженерии в США было еще одним фактором, обеспечивающим ускоренное развитие науки и практики в области генно-инженерной деятельности. Главное направление в биоинженерии США – создание генетически модифицированных сортов и гибридов сои, кукурузы, хлопчатника, сахарной свеклы, картофеля, томатов, рапса и других культур, устойчивых к тотальному гербициду раундапу (глифосату), грибковым болезням и насекомым. Интенсивно также ведутся исследования по созданию сортов пшеницы и других культур, устойчивых к грибковым и вирусным заболеваниям.

Никаких проблем с выращиванием и реализацией семян и зерна генетически модифицированных сортов и гибридов сои, кукурузы и других культур фермеры США не испытывают и не выдвигают. От использования ГМО они получают существенную добавку к прибыли, сокращая затраты на уход за посевами.

Обязательного маркирования продовольственных товаров, полученных из генетически модифицированных сортов и гибридов, в США пока не вводили. По желанию покупателей его могут ввести на любом торговом предприятии в любое время.

В России по требованию общественности введена система обязательного маркирования генетически модифицированных организмов и полученных их них продуктов.

В США создан и действует Национальный центр информации по биотехнологии, главной задачей которого является увеличение объема сбора, хранения, поиска и распространения результатов исследований в области биотехнологии и биоинженерии путем применения новейших информационных систем.

В США также создана и действует Национальная комиссия по развитию биотехнологий и Экспертный совет для оценки ГМО и получаемой из них продукции. В исполнительной ветви Федерального правительства создана Комиссия по национальной стратегии в области биотехнологии. В комиссию в качестве членов входят министры: сельского хозяйства, торговли, обороны, энергетики, председатель комитета по продуктам питания и медикаментам, руководитель агентства по экологии, директор национального научного фонда, директора многих научно-исследовательских институтов, департаментов и отделов различных министерств и ведомств и другие должностные лица и ведущие ученые биотехнологической науки. Комиссия имеет широкие полномочия. Она изучает и одобряет программы и деятельность Федерального правительства в области биотехнологии и биоинженерии и представляет по мере необходимости свои рекомендации президенту и конгрессу страны по всем основным вопросам состояния и развития биотехнологии и биоинженерии в США.

В США, России и других странах в соответствии с международным Картагенским Протоколом по биобезопасности (Cartagena

Protocol of Biosafety) в рамках конвенции по биологическому разнообразию, принятой в Монреале, должно быть подготовлено и ратифицировано соглашение, гарантирующее адекватный уровень защиты в области биобезопасности транспортировки, маркетинга и использования ГМО, получаемых с помощью современной биоинженерии. Система слежения – мониторинг на всем пути движения объектов ГМО (IP – Identity Preservation) широко используется в странах Америки и Европы для многих растительных и животных организмов и полученных из них продуктов.

Таким образом, в США создана мощная государственная система по организации, контролю и управлению развитием биотехнологии и биоинженерии, безопасности в науке и производстве, их финансирования и использования.

В России происходит деградация ранее созданных структур и мер государственного регулирования в области генно-инженерной деятельности, созданных в соответствии с законом, принятым в 1996 году.

По мере развития и создания единой международной системы биобезопасности в биотехнологиях и биоинженерии всех стран мира будут внесены соответствующие дополнения и изменения, повышающие ее эффективность за счет адаптации к современным условиям.

14.13. РЕАКЦИЯ МИРОВОЙ ОБЩЕСТВЕННОСТИ
НА РАЗВИТИЕ БИОТЕХНОЛОГИИ
И БИОИНЖЕНЕРИИ В РОССИИ И МИРЕ

Во многих странах ЕЭС сложилось отрицательное отношение общественности к развитию биотехнологии, главным образом, к созданию и использованию генно-инженерно-модифицированных организмов. Европарламент и правительство ЕЭС приняли ряд специальных документов, ограничивающих и даже запрещающих выпуск в окружающую среду генетически модифицированных растений и других организмов.

В то же время в США, Великобритании, Франции, странах Восточной Европы приняты важные правительственные решения в поддержку биотехнологии и биоинженерии, разрешающие использование генно-модифицированных сортов и гибридов сельскохозяйственных культур.

В России также приняты закон и другие нормативно-правовые акты государственного регулирования генно-инженерной деятельности.

Среди активных противников биоинженерных модификаций, как правило, ученых почти нет. В большинстве своем это политики, предприниматели, представители СМИ. Научно обоснованных, проверенных аргументов против создания и использования генно-модифицированных организмов и полученных из них продуктов ими не выдвигаются. А названные ими факты о, якобы, имевших место случаях нанесения ущерба здоровью людей или их гибели от использования генно-модифицированной пищи на поверку оказались не имеющими никакого отношения к трансгенным организмам и полученным из них продуктам.

Научно-обоснованный прогноз событий вокруг проблемы трансгенных организмов свидетельствует о том, что общественная волна протеста в мире, в том числе и в России, достигает своего апогея и при строгом соблюдении всех требований законов и углубленном научном мониторинге всего биоинженерного процесса в дальнейшем будет постепенно затухать.

По мнению специалистов-биотехнологов страны, которые искусственно выдвигают различные причины, задерживающие развитие биотехнологии и биоинженерии и использование их достижений в производстве, в конечном итоге понесут значительный экономический урон, так как объем важнейшей биотехнологической и генно-инженерной продукции на мировом рынке будет постоянно возрастать, и они вынуждены будут тратить значительную часть своих валютно-золотых запасов на покупку этих товаров на мировом рынке.

Причины различного отношения людей, стран и даже континентов к проблеме современной биоинженерии и генетически модифицированной продовольственной продукции четко определил лауреат Нобелевской премии, один из основных авторов «Зеленой революции», профессор кафедры Международного сельского хозяйства Техасского университета ASCM Norman Borlaug Е.: «Наука и технология подвергаются нападкам в благополучных странах, где неверно информированные защитники окружающей среды утверждают, что высокопроизводительные сельскохозяйственные технологии, в том числе технологии производства генетически модифицированных растений, отравляют потребителей».

Почему же так получается, что многие, на первый взгляд, «образованные» люди оказываются столь неграмотными в отношении науки? Судя по всему, существует определенный страх перед наукой, который растет по мере того, как научно-технические преобразования набирают темпы. И далее: «Мы должны найти выход из этого тупика. Мы не должны забывать о стоящей перед нами задаче – прокормить 10–11 миллиардов населения Земли. Многие из этих людей, может быть, большинство из нас, начнут свою жизнь в жалкой бедности... Сегодня я говорю, что мы либо уже разработали, либо находимся на завершающих стадиях разработки технологий, которые позволят прокормить население численностью более J 0 миллиардов человек. Самый актуальный вопрос сейчас – смогут ли фермеры и другие производители использовать эти новые технологии». В первую очередь Norman Borland Е имеет в виду биотехнологию и биоинженерию в сельском хозяйстве. Подобную позицию заняли в этой проблеме и многие другие видные ученые мира и руководители государств.

14.14. ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ ОТСТАВАНИЯ БИОТЕХНОЛОГИИ,
БИОИНЖЕНЕРИИ И БИОБЕЗОПАСНОСТИ В РОССИИ

Россия, к сожалению, очень отстала в развитии биотехнологии и биоинженерии. В нашей стране до сих пор не зарегистрировано ни одного генно-инженерно-модицифицированного сорта или гибрида сельскохозяйственных культур отечественного производства. Создалась реальная опасность длительного отставания России в XXI веке в развитии биоинженерии от мирового уровня.

По этому поводу нами (B.C. Шевелуха) в 2003 году направлено специальное письмо президенту страны В.В. Путину «Об опасности отставания России в генно-инженерной деятельности». Важнейшими мерами, предусмотренными в этом письме, являются:

  • создание и реализация утвержденной федеральным законом научной программы по биотехнологии, биоинженерии и биобезопасности;
  • признание важнейшим приоритетом XXI века ядерной биологии, стратегической части биотехнологии;
  • приоритетное финансовое обеспечение развития биотехнологии, биоинженерии и биобезопасности;
  • оснащение биоинженерных научных учреждений современным научным оборудованием;
  • привлечение для выполнения федеральной программы по биотехнологии, биоинженерии и биобезопасности молодых, талантливых исследователей, создание им оптимальных производственных, жилищных и финансовых условий;
  • обеспечение постоянного объективного информирования всего населения страны о содержании и результатах исследований по биотехнологии, биоинженерии и биобезопасности;
  • совершенствование законодательной и другой нормативно-правовой базы по биотехнологии, биоинженерии и биобезопасности;
  • создание в стране специального Федерального совета по биотехнологии, биоинженерии и безопасности;
  • активная интеграция России в мировой научный исследовательский процесс по биотехнологии и биоинженерии.

Для России самой острой, экономически наиболее важной является проблема вывода из глубокого экономического кризиса продовольственного цеха страны – сельского хозяйства, без чего практическое использование достижений биотехнологии невозможно. Второй проблемой является ускоренное развитие биотехнологии и биоинженерии. Вопросы биобезопасности могут и должны быть обеспечены на основе углубленных научных исследований и строжайшего выполнения закона, правительственных постановлений и высокой ответственности ученых и специалистов и практиков, работающих в области биотехнологии и биоинженерии. В решении этих задач очень важным является развитие международного сотрудничества на уровне государств, научных организаций и ученых. Выполнение совместных международных проектов позволит нашей стране преодолеть отставание и стать в этой области науки и производства в ряд с высокоразвитыми государствами мира.