Было бы неправильно утверждать, что плохое качество мяса не связано с плохим состоянием животного перед убоем. Сосредотачивая внимание на качестве, можно отметить, что качество мяса - это «чистый» результат влияния, и взаимодействия таких факторов, как генетика, питание, условия содержания на ферме, погрузка, транспортирование, разгрузка, состояние помещений для предубойного содержания и обращение на бойне.
Снизить вероятность стресса у животных позволяет соблюдение следующих основных требований:
- поддержание стабильного рациона кормления животных в последние 710 суток их пребывания на промышленных комплексах; в некоторых случаях рекомендуется обеспечивать скот кормом в избытке для повышения запаса гликогена в мышцах; за 10-12 часов до начала погрузки животных кормление прекращают;
- сокращение периода погрузки и разгрузки животных на транспортные средства, осторожное обращение с животными в это время для снижения физической и психологической нагрузки;
- избегать воздействия на животных внешних факторов: резких колебаний температуры, перепадов атмосферного давления, изменения относительной влажности воздуха, яркого света; температура среды в период транспортировки не должна выходить за пределы -5-20°С, необходимо устранить сквозняки, воздействие прямого солнечного света, следить за циркуляцией воздуха; в летний период свиней лучше транспортировать в ночное время, либо утром;
- не допускать состояния физической усталости у животных в период транспортировки;
- не допускать к транспортировке физически ослабленных и больных животных;
- продолжительность и скорость транспортировки должны быть минимальными; во избежание исчерпания запасов гликогена при длительной доставке скот периодически кормят, стараясь в минимальной степени изменять привычный для животных рацион; воду дают без ограничений;
- транспортные средства должны быть надлежащим образом оборудованы, оснащены вентиляцией, рифлеными металлическими полами, перегородками для разделения животных, кормушками и поилками;
- соблюдение ветеринарно-санитарных и зоогигиенических требований по содержанию животных;
- во избежание травматизма перевозку животных следует осуществлять партиями одного пола, вида и возраста; молодых быков следует привязывать, либо транспортировать отдельно друг от друга.
В ряде зарубежных стран рекомендовано вводить животным перед транспортировкой транквилизаторы, предотвращающие возникновение стрессового состояния.
Игнорирование вышерассмотренных факторов приводит к увеличению, как потерь живой массы животных, так и количества мяса с признаками PSE и DFD, ухудшению органолептических показателей и микробиологического состояния сырья, снижению величины водосвязывающей способности мяса.
Нельзя транспортировать животных, если заранее не приняты все меры, необходимые для снижения продолжительности перевозки и обеспечения нужд животных во время её; если транспортные средства не предназначены для перевозки животных, не оборудованы должным образом, не содержатся и не функционируют таким образом, чтобы избежать повреждений и неудобств животных и обеспечить их безопасность. Погрузочно-разгрузочные приспособления должны быть адекватно рассчитаны, сконструированы, содержаться и функционировать таким образом, чтобы избежать повреждений и неудобств животных и обеспечить их безопасность. Обслуживающий персонал должен быть специально обучен для этой цели, и выполнять свои обязанности без принуждения, и таким образом, чтобы не вызвать у животных неоправданный страх, повреждения или страдания. Транспортирование их до места назначения должно осуществляться без задержек, а условия состояния животных регулярно проверяться и поддерживаться на определенном уровне. В транспортном средстве должно обеспечиваться необходимое пространство пола и высота соответственно размеру животных и предстоящему транспортированию. Во время перевозки животным предлагаются вода, корм и отдых через удобные промежутки времени,которые свойственны данному их виду и размерам.
Подготовка животных на ферме. Перед транспортированием животные должны хорошо отдохнуть и иметь свободный доступ к качественному корму, который, однако, должен быть прекращен за 12 ч до погрузки. Доступ к воде должен быть постоянным. У взрослого скота содержимое кишечника может составлять около 20 % от массы тела, а потери живой массы в течение 24 ч лишения корма должны определяться потерей фекалия. Голодная выдержка скота перед убоем, лишение воды и транспортирование приводят к потере живой массы и массы туши. Обычно животные в течение первых 12 ч теряют 7% живой массы, через 24 ч - 9% и в течение 72 ч - 11%. Во время 48 часового голодного выдерживания потеря массы туши может составлять до 8 %.
Когда быки смешиваются с незнакомыми животными из других загонов той же или разных ферм до или во время перевозки они могут вступить в борьбу, что может привести к страху и травмам отдельных животных, мясо может становиться темным, жестким и сухим. При любом из этих обстоятельств состояние животных будет плохим. Случаи появления темных отрубов выше у быков, чем у кастрированных бычков.
Животные должны подвергаться ветеринарному инспектированию перед транспортированием. Именно ветеринарный врач является лицом, ответственным за определение пригодности или непригодности животного к перевозке. Кроме того, важна периодичность инспектирования. Если оно не проводится перед транспортированием, то возрастает риск того, что животные будут непригодны к его началу, или что во время него начнут развиваться симптомы заболевания. Никакое животное не может транспортироваться до тех пор, пока не будет подготовлено к этому процессу. Если животное имеет повреждения или проявляет физиологическую слабость, или возникают какие-либо патологические процессы, то оно не может считаться пригодным для перевозки. Телята в возрасте менее двух недель считаются непригодными для транспортирования, если расстояние будет более 100 км.
Погрузочно-разгрузочные приспособления. В большинстве случаев погрузка скота и обращение с ним, представляют собой наиболее стрессовую часть. Беспокоящими факторами могут быть страх, наносимые человеком болевые ощущения, принудительная физическая нагрузка и стресс, вызываемый непривычной процедурой погрузки и общественными контактами. Плохое состояние животных во время погрузки проявляется в том, что они останавливаются, поворачиваются, но поскольку их движение затруднено, они голосом выражают свой страх; при этом у животных учащается сердцебиение и повышается концентрация в плазме крови кортизола и других гормонов.
Движение животных облегчается наличием освещения; скоростью транспортного средства с твердыми жесткими бортами, которые устраняют визуальные внешние раздражители и наличием нескользящего полового покрытия.
Конструкция транспортного средства. Для перевозки скота на дальнее расстояние обычно используются двухъярусные полуприцепы и прицепы. Стресс от тряски может быть снижен при установке пневматической подвески, которая должна содержаться в хорошем состоянии, ее повреждение может приводить к более высокой вибрации, чем при пользовании листовой рессоры. Слишком большое давление в шине также может повысить вибрацию при перевозке живого скота. Стенки и крыша транспортного средства должны быть изолированы, чтобы свести к минимуму возможность перегревания или переохлаждения животных. Более того, транспортные средства и их оборудование должны быть спроектированы, изготовлены, содержаться и функционировать таким образом, чтобы: избежать травмирования и «страданий» животных и обеспечить их безопасность; проводить их мойку и дезинфекцию; гарантировать поступление воздуха в необходимых качествах. Следует предусмотреть достаточное пространство в отделениях для животных, чтобы на каждом уровне была адекватная вентиляция над животными, стоящими в обычном положении, с учетом их естественных движений.
Животные не должны быть на привязи во время движения транспорта. Если необходимо привязать животное во время погрузки, привязь должна быть ослаблена до отправки машины. Использование на машинах отсеков соответствующих размеров может устранить необходимость привязывания животных.
Поведение скота при движении транспортного средства. Наиболее привычное расположение животных в транспортном средстве принимается перпендикулярно или параллельно направлению движения; их расположение по диагонали используется редко. Это свидетельствует о том, что животные предпочитают данный способ ориентирования, чтобы сохранять равновесие во время движения. При длительном передвижении, наиболее привычным ориентированием стоящих животных является их нахождение перпендикулярно направлению движения.
Потеря равновесия животными во время движения транспортного средства это большая проблема, требующая рассмотрения с учетом опасности падения крупных животных во время транспортирования и риска их травмирования или удушения. В 80% случаях потери равновесия во время 24 ч транспортирования бычков имели место при торможении, переключении передач и поворотах. В большинстве случаев, животные теряют равновесие на поворотах при высокой плотности их размещения; в то же время они часто теряют равновесие во время торможения при низкой плотности их размещения. Эти данные показывают, что водитель машины может способствовать сохранению равновесия животными.
Вентиляция. Взрослые животные обладают способностью к терморегуляции, приспосабливаясь и к высокой, и к низкой температуре воздуха. В транспортных средствах традиционной конструкции обеспечивается пассивная вентиляция через щели вдоль бортов машины. Тем не менее, в практических условиях естественная вентиляция приводит к неравномерной циркуляции воздуха на уровне головы животного; поэтому рекомендуется установка в машине контролируемых механических вентиляционных систем при перевозке скота и на длинные и короткие расстояния. Вентиляционные системы должны обеспечивать равномерное распределение воздуха без сквозняка. В любое время минимальный поток воздуха в транспортном средстве должен составлять 10 м /ч /100 кг массы тела животного. Правильная вентиляция является важным фактором, она позволяет отводить тепло от животных при высокой окружающей температуре и избегать гипотермии при низкой. Она должна также предотвращать скопление высокой концентрации двуокиси углерода при выдыхании животных и аммиака при выделении мочи и фекалия.
Высота животных колеблется в значительной мере, поэтому нельзя использовать кузов минимальной высоты. Для соблюдения надлежащей технической характеристики должно обеспечиваться минимальное свободное пространство в 20 см между крышей и высокой частью самого высокого животного, стоящего в естественном положении. Вентиляционные системы автотранспортных средств должны быть рассчитаны, сконструированы и поддерживаться таким образом, чтобы в любое время в процессе перевозки в нем могли поддерживаться температура и влажность на среднем уровне, между максимальным и минимальным. Для животных в возрасте до 26 недель минимальная температура составляет 5°С, а для животных старше 26 недель - 0 °С. Для животных всех возрастов максимальная температура составляет 30 °С, когда относительная влажность <80 %. Все транспортные средства должны быть оборудованы датчиками для контроля температуры и влажности воздуха и регистрации этих параметров. Они должны размещаться в соответствующих точках грузовика, в зависимости от их конструктивных характеристик. Более того, транспортные средства должны быть снабжены системой предупреждения водителя, когда температура в отсеках, где размещаются животные, достигает максимального или минимального уровня.
Допустимые расстояния и продолжительность транспортирования.
Допустимое расстояние при транспортировании животных - одно из самых важных условий, влияющих на их состояние. Состояние животных зависит от двух факторов. Первый фактор - это площадь пола, необходимая для животного в положении стоя или лежа. Это обычно относится к плотности размещения животных. Второй - это высота отсека, в котором находится перевозимое животное. Повреждения туш увеличиваются в зависимости от плотности размещения. Помимо этого, масса разделанной туши значительно снижается при высокой плотности размещения животных. Такая потеря массы объясняется высоким уровнем обрези поврежденной ткани с туши при высокой плотности размещения.
Перевозка на большое расстояние может быть разрешена только для скота, для которого учтены все ее требования. Во время остановок животные отдыхают внутри транспортного средства. Продолжительность перевозки не должна превышать 9-ч, а отдыха - по крайней мере, 12 ч. В продолжительность 9 ч перевозки не включаются 45 мин отдыха для водителя, в течение которого машина находится в неподвижном положении.
Разгрузка. Для разгрузки обычно требуется больше одной наклонной платформы, чтобы облегчить разгрузку особенно при теплой погоде. Рекомендуются широкие (3 м) наклонные сходни для облегчения выхода животных из машины. Сходни должны иметь нескользящую поверхность, твердые бортики, а угол наклона не должен быть более 20°.
Потери живой массы и качество мяса. Потери живой массы и выхода туши во время транспортирования скота вызывают дополнительные финансовые потери. Животные теряют живую массу вследствие выделения экскрементов и пота, а также дыхательного обмена. Повреждения могут иметь место на любой стадии транспортировочной «цепи» и быть следствием плохой конструкции вспомогательных приспособлений, безразличного или грубого обращения персонала с животными и плохой дорожной техники в процессе перевозки. Высокая плотность размещения животных связана со значительным ростом повреждений (побитостей) туш при транспортировании.
После длительной перевозки при жаркой погоде (25 и 36°С) рекомендуется обеспечить доступ животных к воде за 3,5 ч или более перед убоем, что приведет к повышению ее содержания в мышцах и, следовательно, к увеличению массы туш. Существенной причиной ухудшения качества получаемого мяса может быть смешивание незнакомых животных перед убоем.
В процессе транспортирования и предубойной выдержки животных имеют место существенные потери полезной продукции из-за стрессов и падежа животных, особенно свиней. Для предупреждения или уменьшения нежелательных последствий стрессов свиней, рекомендуется использовать профилактические средства: холинхлорид или смесь его с никотиновой кислотой (витамином РР) в соответствии с «Временным наставлением по применению холинхлорида или его смеси с никотиновой кислотой». Холинхлорид технический (водный раствор) или кристаллический, витаминоподобный препарат, применяется в качестве средства, повышающего резистентность свиней в период транспортирования и предубойной выдержки. Никотиновая кислота используется для усиления его действия. Одноразовое введение в корм свиньям этих препаратов при последнем кормлении перед транспортированием на убой, дает возможность повысить в течение 24 ч их устойчивость к стрессу, сохранить качество и снизить потери мяса на 1,0...2,4 %. Перед применением одного холинхлорида, необходимое количество его растворяют в водопроводной воде из расчета 1:4 и вводят в корм частями при тщательном перемешивании из расчета: холинхлорид кристаллический - 1,4 г/кг корма, технический (водный раствор) - 2,0 мл/кг корма.
При использовании смеси холинхлорида с никотиновой кислотой, ее готовят из расчета: холинхлорид кристаллический - 1,4 г/кг корма; никотиновая кислота -0,12 г/кг корма; или холинхлорид технический (водный раствор) - 2,0 мл/кг корма; никотиновая кислота -0,12 г/кг корма. Полученную смесь разбавляют водопроводной водой в соотношении 1:4 и добавляют в корм частями при тщательном перемешивании. В рекомендуемых дозах препараты не вызывают побочного действия и противопоказаний для их применения не установлено.