No module Published on Offcanvas position

2.3 Транспортировка убойных животных автомобильным транс-портом, по железной дороге, водным транспортом, гоном. Уход за животными в пути и ветеринарно-санитарные мероприятия.

Убойных животных на мясокомбинаты доставляют автотранспортом, по железной дороге, гоном и водным транспортом.

Перевозка скота автомобильным транспортом. В настоящее время все виды скота перевозят как специализированным транспортом, так и обыч­ными автомашинами.

Известно, что использование спецавтотранспорта снижает стрессовые нагрузки на животных, их травматизм, а также уменьшает потери живой мас­сы и затраты на перевозку по сравнению с доставкой бортовыми и неприспо­собленными автомашинами. Для транспортирования убойных животных ис­пользуют полуприцепы «типа фургон» в одно- и двухъярусном исполнении моделей ОдАЗ с седельными тягачами.

Одесский автосборочный завод имеет почти 60-летний опыт проекти­рования и изготовления полуприцепной, прицепной, рефрижераторной и специальной техники различного назначения и является ведущим производи­телем в Украине и странах СНГ.

Завод предлагает для перевозки крупного и мелкого рогатого скота и свиней полуприцепы ОдАЗ-9958 и ОдАЗ-9976, техническая характеристика которых приведена в таблице 13.

2021-10-21_19-34-26.png

В связи с развитием предприятий небольшой мощности создаются ма­логабаритные специализированные прицепы для перевозки крупного рогато­го скота и свиней в небольших количествах на базе модели 83102, агрегатируемых к автомобилям УАЗ и Газель.

Основное назначение проектируемого специализированного прицепа - доставка крупного рогатого скота до трех голов или свиней в количестве до десяти голов общей живой массой не более 1150 кг (для каждого вида убой­ных животных). Габаритные размеры его - 4120х2035х2210 мм, внутренние размеры платформы - 2980x1860x2200 мм. Кузов прицепа изготавливается с применением современных конструкционных материалов. В задней части прицепа имеется металлический трап с перилами. Угол его наклона не более 23°. Конструкция трапа-двери может быть выдвижной и должна выдержи­вать многократные нагрузки в процессе погрузки и выгрузки животных. Вен­тиляция при движении автоприцепа осуществляется естественным потоком воздуха через жалюзи. Температура внутри кузова фургона не должна пре­вышать 5...20 °С во все сезоны года. Скорость транспортного средства при нагрузке не должна быть выше 60 км/ч.

Автомобили, предназначенные для перевозки скота, должны быть соот­ветствующим образом оборудованы. Для защиты животных при перевозках от сильной жары или холода в осеннее и зимнее время, кузов автомобиля за­крывают брезентом или другим материалом.

При перевозке овец, свиней, подсвинков, поросят и телят на автомоби­лях с удлиненными кузовами (на скотовозах) оборудуют два-три отсека (пе­регородки) для предотвращения скучивания животных на подъемах, спусках и при торможении.

Перевозка свиней в контейнерах. В целях лучшего сохранения качества сырья для мясной промышленности и продуктов убоя, а также механизации процессов погрузки и выгрузки, транспортирования несмешанными группа­ми, ликвидации перегонов в хозяйстве и на мясокомбинате разработана сис­тема автотранспортирования свиней в контейнерах КПС-13 (контейнер для перевозки свиней). Один контейнер рассчитан на 13-15 животных массой 110...130 кг. Площадь его - 6,8 м , размеры - 2960х2300х1000 мм, масса - 486 кг. Средством доставки могут быть седельные тягачи с крупнотоннажным полуприцепом, на котором в два яруса размещается 4-6 контейнеров. По­грузку и выгрузку их осуществляют вилочными автопогрузчиками. После выгрузки свиней, освободившиеся контейнеры грузят на платформу полу­прицепа и направляют на санобработку

При транспортировании свиней в контейнерах за один рейс можно пе­ревозить 60-90 голов. При таком способе доставки значительно сокращается количество пороков на шкурах и, соответственно, повышается их качество по сравнению с доставкой в скотовозах. Кроме того, достигается значительная экономия мясных ресурсов из-за снижения зачисток туш.

Весь скот перед погрузкой независимо от вида автотранспорта осмат­ривает ветеринарный врач (фельдшер) хозяйства (базы, организации), кото­рому он принадлежит, или ветеринарный врач (ветеринарный фельдшер) ме­стного ветеринарного учреждения.

Маршруты перевозок животных, неблагополучных по какой-либо за­разной болезни, а также порядок перевозки и необходимые ветеринарно­санитарные меры устанавливают ветеринарные органы.

Автомобили после каждой перевозки в них скота, необходимо очищать и дезинфицировать. В случае обнаружения при перевозках каких-либо зараз­ных болезней, очистку и дезинфекцию транспорта, а также все другие меро­приятия проводят в порядке, предусмотренном соответствующими инструк­циями.

Контроль за соблюдением ветеринарно-санитарных правил перевозки скота автомобильным транспортом осуществляют контрольные ветеринар­ные пункты на шоссейных дорогах, а также ветеринарные инспекторы и спе­циалисты ветеринарных учреждений органов государственного ветеринарно­го надзора.

За рубежом скот на перерабатывающие предприятия доставляют спе­циализированным автотранспортом. Требованиям бережного отношения к животным при транспортировании соответствуют многоярусные автоприцепы немецких фирм Mercedes-Benz и Ohlemann. Конструктивные преимуще­ства автоприцепов обеспечивают удобства при погрузочно-разгрузочных ра­ботах с животными и их безопасность.

Погрузка животных осуществляется по специальной рампе и промежу­точному полу. Рампа может при помощи пружин и гидравлики перемещаться в горизонтальное или наклонное положение. При установлении защитных бортов (откидные) образуется огороженная погрузочная площадка. Скот на рампе может спокойно быть поднятым до нужной высоты и затем его следу­ет перегнать на соответствующий этаж кузова. Основание рампы покрыто алюминиевыми рифлеными листами или резиной.

При погрузке промежуточные полы могут гидравлически опускаться до уровня основного пола и подниматься до желаемой высоты. Промежуточный пол является замкнутой отдельной площадкой с влагонепроницаемым осно­ванием, так что исключена возможность попадания на нижний этаж естест­венных выделений. Эти гигиенически удобные алюминиевые или пластмас­совые покрытия пола легко очищаются от загрязнений.

Безопасность животных обеспечивают оградительные решетки на эта­жах. Воздушники нужной величины находятся на разных высотах. Они регу­лируются по желанию и закрываются специальными клапанами. После раз­грузки или перед погрузкой скота возможно быстрое и тщательное проветри­вание, что исключает возможную инфекцию.

Передняя боковая дверь с двумя осями открывания, поставляется фир­мой для возможности боковой загрузки, например, при погрузке свиней эта дверь монтируется более низко.

Автотранспортные средства универсальны и позволяют удобно транс­портировать как поросят, так и крупный рогатый скот. В два этажа можно пе­ревозить до 32 голов крупного рогатого скота, а в три - до 150 свиней. Авто­прицепы можно комплектовать в автопоезд, и перевозить животных на даль­ние расстояния.

Перевозка скота по железной дороге осуществляется в железнодорож­ных вагонах, в которых предусмотрены приспособления для привязи живот­ных, откидные кормушки, металлические корыта для поения, система водо­снабжения, вентиляция и устройства для наблюдения за состоянием живот­ных во время движения. Оптимальная продолжительность транспортирова­ния - 2-4 дня, оптимальное расстояние - 300...800 км. Обязательным является согласование с мясокомбинатом даты отгрузки животных и их количество.

Нормы погрузки животных (количество животных) в двухосный вагон: крупного рогатого скота взрослого - 8... 12, молодняка массой более 120 кг - 12... 14 и 90-120 кг- 18...20; свиней массой 30...60 кг-30...40, массой 60...80 кг - 25.. .30 и массой 80-120 кг - 22.. .25; овец и коз - 40...50.

В четырехосный вагон разрешается грузить крупного рогатого скота в 2,5 раза, а свиней в 2,0 раза больше, чем в двухосный. В вагоне крупный ро­гатый скот размещают вдоль длинной стены настолько, чтобы сумма свобод­ных промежутков между всеми животными равнялась ширине одного живот­ного.

Не рекомендуется грузить в один вагон крупный рогатый скот, овец и свиней; быков и коров; баранов и овец.

Сопровождение скота в пути следования поручают бригаде рабочих, прошедших специальную подготовку; возглавляет ее старший проводник, от­ветственный за выполнение правил транспортирования животных.

Животных заранее подготавливают к перевозке по железной дороге, постепенно (за 4-5 дней) переводя их на транспортный рацион. В пути следо­вания их регулярно кормят три раза в сутки; зимой два раза поят перед корм­лением, летом три раза - после кормления.

Доставка скота гоном. Хозяйства, далеко отстоящие от мясокомбина­тов, доставляют крупный и мелкий рогатый скот гоном по специальным трас­сам или скотоперегонным трактам. Этот способ доставки используется для нагула скота с целью получения привесов и повышенной упитанности.

Ветеринарный контроль за состоянием гуртов и трасс перегона осуще­ствляется местными органами ветеринарного надзора.

Перегон скота поручают бригаде гонщиков из числа опытных рабочих во главе со старшим гуртоправом (чабаном). Ему хозяйство вручает два эк­земпляра заполненной товарно-транспортной накладной, ветеринарное сви­детельство, путевой журнал, зоотехнические указания о проведении нагула скота при перегоне. Перегон скота осуществляется в соответствии с установ­ленными правилами.

Перевозка скота водным транспортом допускается только при предъ­явлении отправителем ветеринарных свидетельств по установленной форме, которые считаются действительными, если они выданы за трое суток. В пор­тах и пристанях, где имеется постоянный Г осветсаннадзор, скот обязательно подвергают контрольному осмотру. Погрузку и выгрузку животных больши­ми партиями по согласованию с отправителем проводят на специально обо­рудованных причалах и пристанях. Погрузку и выгрузку мелких партий жи­вотных поштучно осуществляют на всех пристанях, открытых для грузовых операций.

Скот к месту погрузки, к сроку, назначенному начальником порта (пристани), доставляет отправитель.

Большие партии животных перевозят на специально оборудованных судах. Мелкие партии, а также животных, предъявляемых поштучно, перево­зят на грузовых и грузопассажирских судах, выделяемых комиссиями паро­ходства с участием ветеринарно-санитарной службы на водном транспорте.

Животные, представляемые к перевозке, должны быть предварительно обработаны, о чем в ветеринарных свидетельствах должны быть сделаны со­ответствующие отметки. Скот без указанной обработки, а также больные и истощенные (слабые) животные к перевозке не допускаются.

Массу животных определяют по таблице условной массы грузов, при­нимаемых поштучно, и ее указывает порт (пристань) в соответствующей графе накладной. Животных принимают к перевозке водным транспортом только при наличии проводников. Они обязаны надлежащим образом разме­щать скот в указанных местах, кормить, поить, чистить и постоянно наблю­дать за ним;содержать помещение в чистоте; после его выгрузки удалять в указанные места навоз и убирать помещения.

Скот партиями более 100 голов при сроке доставки свыше суток пере­возят в сопровождении ветеринарного врача или ветфельдшера, назначаемо­го для этой цели грузоотправителем. Животных осматривают в дневное вре­мя, а в ночное - только при условии наличия достаточного электрического освещения.

Размер площади (м ), необходимой на одно животное при перевозках на судах определяют по следующим ориентировочным нормам:

рабочие лошади  - 2,00...2,25,

быки, волы и крупные коровы - 2,25...2,50,

коровы  - 1,80...2,25,

овцы и козы - 0,50...0,75,

крупные свиньи - 1,00...1,50,

свиньи - 0,50...0,75,

подсвинки - 0,30...0,50.

Скот при нахождении в пути следования более 12 ч обеспечивают кор­мами по установленным нормам.

Санитарную обработку судов, портовых пристанских сооружений и приспособлений, а также мест погрузки-выгрузки скота проводят в соответ­ствии с действующими инструкциями.