Убойных животных на мясокомбинаты доставляют автотранспортом, по железной дороге, гоном и водным транспортом.
Перевозка скота автомобильным транспортом. В настоящее время все виды скота перевозят как специализированным транспортом, так и обычными автомашинами.
Известно, что использование спецавтотранспорта снижает стрессовые нагрузки на животных, их травматизм, а также уменьшает потери живой массы и затраты на перевозку по сравнению с доставкой бортовыми и неприспособленными автомашинами. Для транспортирования убойных животных используют полуприцепы «типа фургон» в одно- и двухъярусном исполнении моделей ОдАЗ с седельными тягачами.
Одесский автосборочный завод имеет почти 60-летний опыт проектирования и изготовления полуприцепной, прицепной, рефрижераторной и специальной техники различного назначения и является ведущим производителем в Украине и странах СНГ.
Завод предлагает для перевозки крупного и мелкого рогатого скота и свиней полуприцепы ОдАЗ-9958 и ОдАЗ-9976, техническая характеристика которых приведена в таблице 13.
В связи с развитием предприятий небольшой мощности создаются малогабаритные специализированные прицепы для перевозки крупного рогатого скота и свиней в небольших количествах на базе модели 83102, агрегатируемых к автомобилям УАЗ и Газель.
Основное назначение проектируемого специализированного прицепа - доставка крупного рогатого скота до трех голов или свиней в количестве до десяти голов общей живой массой не более 1150 кг (для каждого вида убойных животных). Габаритные размеры его - 4120х2035х2210 мм, внутренние размеры платформы - 2980x1860x2200 мм. Кузов прицепа изготавливается с применением современных конструкционных материалов. В задней части прицепа имеется металлический трап с перилами. Угол его наклона не более 23°. Конструкция трапа-двери может быть выдвижной и должна выдерживать многократные нагрузки в процессе погрузки и выгрузки животных. Вентиляция при движении автоприцепа осуществляется естественным потоком воздуха через жалюзи. Температура внутри кузова фургона не должна превышать 5...20 °С во все сезоны года. Скорость транспортного средства при нагрузке не должна быть выше 60 км/ч.
Автомобили, предназначенные для перевозки скота, должны быть соответствующим образом оборудованы. Для защиты животных при перевозках от сильной жары или холода в осеннее и зимнее время, кузов автомобиля закрывают брезентом или другим материалом.
При перевозке овец, свиней, подсвинков, поросят и телят на автомобилях с удлиненными кузовами (на скотовозах) оборудуют два-три отсека (перегородки) для предотвращения скучивания животных на подъемах, спусках и при торможении.
Перевозка свиней в контейнерах. В целях лучшего сохранения качества сырья для мясной промышленности и продуктов убоя, а также механизации процессов погрузки и выгрузки, транспортирования несмешанными группами, ликвидации перегонов в хозяйстве и на мясокомбинате разработана система автотранспортирования свиней в контейнерах КПС-13 (контейнер для перевозки свиней). Один контейнер рассчитан на 13-15 животных массой 110...130 кг. Площадь его - 6,8 м , размеры - 2960х2300х1000 мм, масса - 486 кг. Средством доставки могут быть седельные тягачи с крупнотоннажным полуприцепом, на котором в два яруса размещается 4-6 контейнеров. Погрузку и выгрузку их осуществляют вилочными автопогрузчиками. После выгрузки свиней, освободившиеся контейнеры грузят на платформу полуприцепа и направляют на санобработку
При транспортировании свиней в контейнерах за один рейс можно перевозить 60-90 голов. При таком способе доставки значительно сокращается количество пороков на шкурах и, соответственно, повышается их качество по сравнению с доставкой в скотовозах. Кроме того, достигается значительная экономия мясных ресурсов из-за снижения зачисток туш.
Весь скот перед погрузкой независимо от вида автотранспорта осматривает ветеринарный врач (фельдшер) хозяйства (базы, организации), которому он принадлежит, или ветеринарный врач (ветеринарный фельдшер) местного ветеринарного учреждения.
Маршруты перевозок животных, неблагополучных по какой-либо заразной болезни, а также порядок перевозки и необходимые ветеринарносанитарные меры устанавливают ветеринарные органы.
Автомобили после каждой перевозки в них скота, необходимо очищать и дезинфицировать. В случае обнаружения при перевозках каких-либо заразных болезней, очистку и дезинфекцию транспорта, а также все другие мероприятия проводят в порядке, предусмотренном соответствующими инструкциями.
Контроль за соблюдением ветеринарно-санитарных правил перевозки скота автомобильным транспортом осуществляют контрольные ветеринарные пункты на шоссейных дорогах, а также ветеринарные инспекторы и специалисты ветеринарных учреждений органов государственного ветеринарного надзора.
За рубежом скот на перерабатывающие предприятия доставляют специализированным автотранспортом. Требованиям бережного отношения к животным при транспортировании соответствуют многоярусные автоприцепы немецких фирм Mercedes-Benz и Ohlemann. Конструктивные преимущества автоприцепов обеспечивают удобства при погрузочно-разгрузочных работах с животными и их безопасность.
Погрузка животных осуществляется по специальной рампе и промежуточному полу. Рампа может при помощи пружин и гидравлики перемещаться в горизонтальное или наклонное положение. При установлении защитных бортов (откидные) образуется огороженная погрузочная площадка. Скот на рампе может спокойно быть поднятым до нужной высоты и затем его следует перегнать на соответствующий этаж кузова. Основание рампы покрыто алюминиевыми рифлеными листами или резиной.
При погрузке промежуточные полы могут гидравлически опускаться до уровня основного пола и подниматься до желаемой высоты. Промежуточный пол является замкнутой отдельной площадкой с влагонепроницаемым основанием, так что исключена возможность попадания на нижний этаж естественных выделений. Эти гигиенически удобные алюминиевые или пластмассовые покрытия пола легко очищаются от загрязнений.
Безопасность животных обеспечивают оградительные решетки на этажах. Воздушники нужной величины находятся на разных высотах. Они регулируются по желанию и закрываются специальными клапанами. После разгрузки или перед погрузкой скота возможно быстрое и тщательное проветривание, что исключает возможную инфекцию.
Передняя боковая дверь с двумя осями открывания, поставляется фирмой для возможности боковой загрузки, например, при погрузке свиней эта дверь монтируется более низко.
Автотранспортные средства универсальны и позволяют удобно транспортировать как поросят, так и крупный рогатый скот. В два этажа можно перевозить до 32 голов крупного рогатого скота, а в три - до 150 свиней. Автоприцепы можно комплектовать в автопоезд, и перевозить животных на дальние расстояния.
Перевозка скота по железной дороге осуществляется в железнодорожных вагонах, в которых предусмотрены приспособления для привязи животных, откидные кормушки, металлические корыта для поения, система водоснабжения, вентиляция и устройства для наблюдения за состоянием животных во время движения. Оптимальная продолжительность транспортирования - 2-4 дня, оптимальное расстояние - 300...800 км. Обязательным является согласование с мясокомбинатом даты отгрузки животных и их количество.
Нормы погрузки животных (количество животных) в двухосный вагон: крупного рогатого скота взрослого - 8... 12, молодняка массой более 120 кг - 12... 14 и 90-120 кг- 18...20; свиней массой 30...60 кг-30...40, массой 60...80 кг - 25.. .30 и массой 80-120 кг - 22.. .25; овец и коз - 40...50.
В четырехосный вагон разрешается грузить крупного рогатого скота в 2,5 раза, а свиней в 2,0 раза больше, чем в двухосный. В вагоне крупный рогатый скот размещают вдоль длинной стены настолько, чтобы сумма свободных промежутков между всеми животными равнялась ширине одного животного.
Не рекомендуется грузить в один вагон крупный рогатый скот, овец и свиней; быков и коров; баранов и овец.
Сопровождение скота в пути следования поручают бригаде рабочих, прошедших специальную подготовку; возглавляет ее старший проводник, ответственный за выполнение правил транспортирования животных.
Животных заранее подготавливают к перевозке по железной дороге, постепенно (за 4-5 дней) переводя их на транспортный рацион. В пути следования их регулярно кормят три раза в сутки; зимой два раза поят перед кормлением, летом три раза - после кормления.
Доставка скота гоном. Хозяйства, далеко отстоящие от мясокомбинатов, доставляют крупный и мелкий рогатый скот гоном по специальным трассам или скотоперегонным трактам. Этот способ доставки используется для нагула скота с целью получения привесов и повышенной упитанности.
Ветеринарный контроль за состоянием гуртов и трасс перегона осуществляется местными органами ветеринарного надзора.
Перегон скота поручают бригаде гонщиков из числа опытных рабочих во главе со старшим гуртоправом (чабаном). Ему хозяйство вручает два экземпляра заполненной товарно-транспортной накладной, ветеринарное свидетельство, путевой журнал, зоотехнические указания о проведении нагула скота при перегоне. Перегон скота осуществляется в соответствии с установленными правилами.
Перевозка скота водным транспортом допускается только при предъявлении отправителем ветеринарных свидетельств по установленной форме, которые считаются действительными, если они выданы за трое суток. В портах и пристанях, где имеется постоянный Г осветсаннадзор, скот обязательно подвергают контрольному осмотру. Погрузку и выгрузку животных большими партиями по согласованию с отправителем проводят на специально оборудованных причалах и пристанях. Погрузку и выгрузку мелких партий животных поштучно осуществляют на всех пристанях, открытых для грузовых операций.
Скот к месту погрузки, к сроку, назначенному начальником порта (пристани), доставляет отправитель.
Большие партии животных перевозят на специально оборудованных судах. Мелкие партии, а также животных, предъявляемых поштучно, перевозят на грузовых и грузопассажирских судах, выделяемых комиссиями пароходства с участием ветеринарно-санитарной службы на водном транспорте.
Животные, представляемые к перевозке, должны быть предварительно обработаны, о чем в ветеринарных свидетельствах должны быть сделаны соответствующие отметки. Скот без указанной обработки, а также больные и истощенные (слабые) животные к перевозке не допускаются.
Массу животных определяют по таблице условной массы грузов, принимаемых поштучно, и ее указывает порт (пристань) в соответствующей графе накладной. Животных принимают к перевозке водным транспортом только при наличии проводников. Они обязаны надлежащим образом размещать скот в указанных местах, кормить, поить, чистить и постоянно наблюдать за ним;содержать помещение в чистоте; после его выгрузки удалять в указанные места навоз и убирать помещения.
Скот партиями более 100 голов при сроке доставки свыше суток перевозят в сопровождении ветеринарного врача или ветфельдшера, назначаемого для этой цели грузоотправителем. Животных осматривают в дневное время, а в ночное - только при условии наличия достаточного электрического освещения.
Размер площади (м ), необходимой на одно животное при перевозках на судах определяют по следующим ориентировочным нормам:
рабочие лошади - 2,00...2,25,
быки, волы и крупные коровы - 2,25...2,50,
коровы - 1,80...2,25,
овцы и козы - 0,50...0,75,
крупные свиньи - 1,00...1,50,
свиньи - 0,50...0,75,
подсвинки - 0,30...0,50.
Скот при нахождении в пути следования более 12 ч обеспечивают кормами по установленным нормам.
Санитарную обработку судов, портовых пристанских сооружений и приспособлений, а также мест погрузки-выгрузки скота проводят в соответствии с действующими инструкциями.