ОБ ИСЛАМЕ

Ислам - вторая по численности приверженцев после христианства мировая религия. В настоящее время ислам исповедует около миллиарда человек. Т1о данным главы Совета Муфтиев России Равиля Гайнутдина, за последние три года численность мусульман в России возросла более чем в 1,5 раза - с 14,5 млн человек, зафиксированных последней переписью населения, до 23 млн. Примерно половина из них проживает в Татарстане, Башкортостане и республиках Северного Кавказа, остальные рассеяны по всей стране (в частности, мусульманская община в Москве насчитывает свыше 1 млн человек). Ислам в переводе с арабского означает «покорность», «предание себя воле Божьей». Его родина - Аравийский полуостров, г. Мекка, где около 570 г. родился Пророк Мухаммад. Религия широко распространена, во многих странах ислам является государственной идеологией. Мусульманство (другое название ислама) исповедуют Египет, Иран, Ирак, Афганистан, Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты, Пакистан, Марокко, Ливан, Йемен, Бахрейн, Азербайджан, Турция и Таджикистан. Ислам начал распространяться в начале VII в. в Хиджазе среди племен Западной Аравии и еще при жизни Пророка - Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) (570-632гг.) стал заметным и влиятельным духовным движением эпохи. Исламское вероучение, завершающее монотеистическую миссию единобожия Ибрагима (Авраама), в концептуальном виде выражено в КОРАНЕ - главном священном писании мусульман, э также сунне посланника Аллаха - своде сообщений о земной жизни и учении Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует).

Ислам - одна из ведущих мировых религий, внесшая значительный вклад в становление и развитие человеческой цивилизации.

Ислам - не только религия, основанная на вере в единого Бога-Творца, но и определенный диктуемый Сунной Пророка Мухаммада (Мир Ему) образ жизни и мировосприятия мусульманина. Ислам - это нерасторжимое единство веры, религиозных предписаний, правовых и моральных норм и оп­ределенных форм культуры. Это цельная система ценностей, формирующих идеологию и психологию, образ жизни и мышления, как каждого верующего, так и всей мусульманской общины. В этом заключаются его уникальность и отличие от других мировых религий.

Ислам опирается на пять «столпов веры», которые составляют нормативную основу жизнедеятельности каждого правоверного:

  • исповедание единобожия и пророческой миссии Мучлммада (да благословит его Аллах и приветствует)
  • ежедневное ритуальное поклонение Аллаху посредством пятикратной молитвы
  • пост раз в году в течение месяца Рамадан
  • добровольная очистительная милостыня (закят)
  • паломничество (хотя бы раз в жизни) в Мекку, совершаемое в двенадцатый месяц - зуль-хиджа мусульманского календаря.

Согласно исламскому вероучению религия представляет собой совокупность веры, исполнения религиозных предписаний, искренности и благочестия при исполнении религиозных обязанностей.

В основе мусульманского вероучения лежит вера в Аллаха - Творца и правителя Вселенной, в Его ангелов, священные писания, Его посланников, судный день, предопределение добра и зла. Все люди оцениваются с точки зрения следования заветам Аллаха и исполнения канонического закона ислама -Шариата. Для мусульман смысл бытия - это вера и поклонение Аллаху. Исходя из этого, формируются основные догмы веры:

Вера в Аллаха. Ислам утверждает, что Бог существует, Он един и единственный, Он творен всего сущего, Он вечен, всемогущ и всезнающ, нет нигде ничего равного или подобного Ему, Ему нет начала и конца, Он не исчезал и не исчезнет, Он живой и бессмертный, Он «не родил и не был рожден», все Его качества вечны, Он совершенен и лишен любых недостатков.

Вера в ангелов - существ иной, чем человек субстанции, созданных из света, исполнителей воли Всевышнего; они безгрешны, всегда поклоняются Ему. Существует множество ангелов: самые главные из них - архангелы Джабраиль, Азраиль, Микаиль и Исрафиль. Общее количество ангелов известно только Аллаху. Кроме того, каждый человек при жизни имеет двух ангелов, которые фиксируют все его добрые и злые деяния, определяющие его последующую жизнь - в раю или аду.

Вера в священные писания. Мусульмане верят, что Аллах через посланников ниспослал людям божественные книги в виде откровений, в которых разъяснены повеления и запреты. Ими являются 100 свитков и 4 книги: Тора (араб. - ат-Таура) ниспослана Мусе (Моисею), Псалтырь (аз- Забур) -Дауду (Давиду), Евангелие (аль-Икжиль) - Исе (Иисусу) и Коран - Мухаммаду (Мир Ему). Коран считается божественным откровением, которое Аллах передал Мухаммаду (Мир Ему) на протяжении 23 лет.

Вера в посланников от Аллаха. Они были посланы людям для проповедей, разъяснений, увещеваний и предостережений. Имена 25-ти из них упомянуты в Коране: Адам, Идрис, Нух (библейский Ной), Худ, Салих, Ибрахим (Авраам), Лут (Лот), Исмаил, Исхак (Исаак), Йакуб (Иаков), Йусуф (Иосиф), Айтоуб (Иов), Шуайб, Муса (Моисей), Харун (Аарон), Зуль-Кифль, Дауд (Давид), Сулейман (Соломон), Ильяс (Илия), Аль-Ясаа, Йунус (Иона), Закария, Яхъя (Иоанн Креститель), Иса (Иисус) и Мухаммад.

Согласно исламским убеждениям, среди всех пророков и посланников,которых было на земле около 124 тыс., «печатью пророков» является Мухаммад (Мир Ему). Пророки: Адам, Нух, Ибрахим, Муса, Иса и Мухаммад провозгласили народу повеления Бога, новые законы, установления и измерения в вере. В отличие от предыдущих посланников, каждый из которых был специально послан только к своему племени и на­роду, миссия Мухаммада (Мир Ему) универсальна для всего человечества и после него не будет ни одного пророка. Для мусульманина законы предыдущих пророков являются ступенями на пути человечества к Истине, возвещенной Кораном.

Лучшими людьми после пророков считаются сподвижники Мухаммада (Мир Ему), особенно четыре праведных халифа -Абу Бакр, Омар, Осман и Али, управлявшие мусульманами мосле него.

Вера в Судный день. В определенное Богом время наступит Судный день, на котором люди, все вместе, предстанут перед справедливым судом и каждому воздастся за его деяния на Земле. Людям будут показаны все совершенные ими дела, добрые и греховные, после взвешивания их на специальных весах и совершения суда, каждый будет справедливо возна­гражден, либо наказан.

Вера в предопределение. Оно означает, что все происходящее во вселенной, как добро, так и зло, обусловлено волей Всевышнего, его творением и определением. Деятельность людей осуществляется в соответствии с их выбором, их никто не принуждает совершать то или иное деяние, но хорошее и плохое им разъяснены, равно как и последствия того или иного действия.

Ислам представляет собой нерасторжимое единство веры, религии и государственно-правовых установлений определенных форм культуры. Ислам, как религия всемирного значения духовно представлена во всех частях света (более 120 стран), включая Россию и сопредельные с ней регионы.

Отношение к семье и браку. Согласно исламскому вероучению семья и брак священны, на детей распространяется полная опека родителей вплоть до их совершеннолетия. Ислам побуждает придерживаться справедливости и проявлять уважение к женщине, указывая cynpyi-y на то, что он должен под­держивать хорошие отношения со своей женой. Брак рассматривается в Исламе как средство успокоения души и отдохновения сердца. Это - совместная жизнь мужчины и женщины, которые любят и жалеют друг друга, придерживаясь принципов взаимопомощи, искренности, чтобы в атмосфере любви, нежности и счастья воспитывать детей и строить счастливую семью. Пророк Мухаммад (Мир Ему) сказал: «Всегда обходитесь с женщинами хорошо».

В соответствии с выше изложенным, согласно исламскому вероучению члены и служители организаций имеют право на брак, медицинское обслуживание, получение духовного и светского образования, а также на труд и отдых.

Отношение к родителям. Пророк Мухаммад (Мир Ему) сказал, что одно из наиболее предпочтительных дел перед Всевышним - это проявление почтительности к родителям. Поэтому, одной из наиболее характерных черт истинного мусульманина является его почтительность к родителям и хо­рошее отношение к ним.

Отношение к детям. Дети являются радостью человека в его жизни.

Мусульманин понимает, что он несет величайшую ответственность перед детьми, что им надо дать хорошее воспитание и формировать из них благочестивое поколение, чтобы они стали источниками счастья.

Пророк Мухаммад (Мир Ему) сказал, что не относится к нам тот, кто не жалеет детей и не признает прав старых.

Отношение к родственникам. Мусульманин не ограничивается проявлением доброты по отношению к своим родителям, жене и детям, он точно также относится и к своим родственникам, поддерживая с ними крепкие связи.

Отношение к соседям. Пророк Мухаммад (Мир Ему) повелевал людям хорошо относиться ко всем своим соседям, независимо, являются ли они родственниками и единоверцами. Он сказал, что пусть тот, кто верует в Бога, не обижает своего соседа.

Отношение к образованию. Пророк Мухаммад (Мир Ему) сказал: «стремление к знаниям - обязанность каждого мусульманина». Учиться необходимо каждому мусульманину, имеющему здравый ум, с детства и до глубокой старости. Никто не может быть ограничен в получении образования. В соответствии с этим, каждый верующий обязан получить духовное и светское образование.

Отношение к здоровью. Сказал Пророк Мухаммад (Мир Ему): «О верующие, берегите свое здоровье и лечитесь от болезней. Воистину Всевышний создал от каждой болезни лекарство и излечение». Поэтому каждый мусульманин должен бережно относиться к своему здоровью, здоровью членов своей семьи и но мере необходимости посещать врачей. Каждый мусульманин имеет право изучать медицину. По сей день все прогрессивное человечество помнит имена великих мусульманских медиков, таких как Абу Али Ибн Сина (Авиценна), Абу Бакр Разы и др.

Праздники ислама. В исламе три основных праздника: главный и два второстепенных. Г лавным праздником считается день пятницы.

Второстепенные делятся на большой и малый. Большой называется «Ид аль адха» или «Курбан байрам», который празднуется в течение 3-4 дней и приурочен к окончанию паломничества в Мекку. Малый называется «Ид аль фитр» или «Ураза байрам», который празднуется один день и приурочен к окончанию поста в месяце Рамадан. Существует также ряд памятных дат, ни одна из которых не имеет специального обрядового содержания.

Дозволенность или запретность тех или иных продуктов питания появилась со времени сотворения первого человека на Земле нашего праотца Адама «О Адам! С супругою своей живи в саду Эдема. И где б вы там ни находились, Вкушайте изобильные плоды себе в усладу, Но к дереву сему не приближайтесь, Иначе во зло и беззаконие впадете» (Коран 2-35)

Кстати обратите внимание, что Бог не называет конкретно, плоды какого дерева нельзя кушать. Тюркоязычные народы дали название этому дереву и его смысловое значение известно многим - «не бери» «не дотрагивайся».

АЛМА! - это яблоня, яблоко.

Всевышний Господь, создавая человека, определил (разрешил) чем питаться и (запретил) те продукты, которые кушать нельзя.

В Библии Бог говорит Ною, мир ему, (в мусульманской традиции Нуху): «Все движущееся, что живет, будет вам в пищу; как зелень травную даю вам все. Только плоти с душою ее, е кровью ее не ешьте» (Бытие 9.3,4.) Строго запрещалось, есть свинину и мертвечину (Второз. 14.8,21)

Ветхий завет содержит многочисленные упоминания о подобных запретах.

«Только сих не ешьте... И свиньи, ...нечиста она для вас; не ешьте мяса их, и к трупам их не прикасайтесь» (Второзаконие гл. 14,ст. 7,8)

«Не ешьте никакой мертвечины ...»(Второзаконие гл. 14 ст.21)

Пророку Нуху (Ною), мир ему, было заповедано:

«Только плоти с душою ее, с кровью не ешьте» (Быт.9:4)

«Только строго наблюдай, чтобы не есть крови...не ешь ее; выливай ее на землю, как воду. Не ешь ее, дабы хорошо было тебе и детям твоим после тебя...» (Второзаконие гл.12ст.23).

Эти же запреты подтверждены и в Новом завете: собор в Иерусалиме, в котором участвовали и апостолы, обсудив этот вопрос, рекомендовал христианам «воздерживаться от идоложертвенного и крови; и удавленины соблюдая сие, хорошо сделаете» Апостол Павел предлагает язычникам «воздерживаться от мяса, принесенного в жертву идолам, от крови, от мяса удавленных животных и от блуда» (Деяния 21:25). Под словом «удавленина» понимается мясо животного, заколотого не по обряду, установленному Господом (что в наш промышленный век и делается на всех мясокомбинатах).

В последнем из Божественных откровений - Коране - деление на пищу разрешенную и запрещенную более конкретизировано.

Таким образом, в Священном Коране Господь наш только подтвердил ниспосланные Им ранее своим пророкам заповеди о дозволенном и разрешенном в пище.

В священной книге мусульман - Коране - зафиксированы многие пищевые предписания, которые обязаны соблюдать верующие. Глава 5 Корана так и называется - «Пища» (араб. Ал-Маидах). Хотя в ней сообщается преимущественно о необходимости духовного совершенствования, вопросам питания отводится значительное место. Раздел 1 - «Совершенствование религии в Исламе»: «Запрещено вам есть то, что умерло собственной смертью, и кровь, и плоть свиньи, и то, над чем было произнесено иное, кроме Аллаха, имя, и удушенное (животное). И забитое до смерти, и убившееся при падении, и то, которое проткнуто рогом, и которое ели дикие звери - кроме тех, которых вы убили» (речь идет об одном из способов убоя скотины).

Смысл же таков: если животное, объеденное дикими зверями, найдено еще живым, то мясо его позволяется употреблять в пищу в том случае, если животное добивают надлежащим образом. Запрещается, есть мертвечину, пролитую кровь и мясо свиньи: «ибо, воистину, нечисто это».

Раздел XXI 2-й главы Священного Корана (называется «Корова») предписывает: «О люди, ешьте вещи законные и добрые из того, что есть на земле; не идите по стопам дьявола. Воистину, он - явный враг ваш».

Шариат (дословный перевод - «глубокое знание», смысл понятия - «мусульманский образ жизни», «законы веры», «правильный путь») подробно описывает продукты, категорически запрещенные для употребления, а также приводит перечень рекомендуемых, не рекомендуемых и осуждаемых продуктов. Например, запрещено употреблять в пищу, мясо сокола или удода, а есть журавля можно. Можно есть мясо рыб, кожа которых покрыта чешуей. Нельзя питаться мясом лягушек и змей, но можно есть саранчу и ящериц. Многие шииты не едят икру осетровых рыб. Не рекомендуется, есть сырой лук или чеснок.

Самые «правильные» продукты - это мед и молоко. Не запрещается, но и не поощряется употребление в пищу конины или ослятины. Свинину можно есть только под угрозой голодной смерти. Великим грехом для мусульман считается употребление спиртных напитков и любых изделий, в процессе приготовления которых используется вино. Существует ритуал принятия пищи. Перед едой и после нее правоверный должен мыть руки. Хозяин дома начинает трапезу первым и заканчивает ее последним. Разговор за едой не должен касаться неприятных тем. Не следует говорить громко и следует, есть двумя пальцами. Не следует дуть на горячую пищу. Как правило, трапеза начинается с хлеба. На Востоке традиционно выпекают хлеб в виде лепешек или лаваша. Их нельзя резать ножом, а можно только ломать руками. Хлеб считается священным и требует соответствующего к себе отношения.

Классическая арабская кухня построена с учетом заповедей пророка Мухаммада. Основу ее составляет использование следующих продуктов: мяса - баранины, козлятины, телятины; птицы и рыбы; яиц; растительных продуктов - риса, бобовых, овощей, фруктов, как свежих, так и консервированных; молочнокислых продуктов и сыра. Принято использовать значительное количество пряностей и ароматических трав. Типичные супы готовят на основе мясного бульона с фасолью и рисом, горохом и вермишелью, картофелем и стручковой фасолью. Второе блюдо обычно мясное - мясо либо тушеное, либо жареное. Популярен плов в различных модификациях.

Слово «халяль» (англ. Halal) в переводе с арабского означает «разрешенный» или «законный». Халяль в отношении еды - это диетический стандарт мусульман.

Аллах призывает мусульман и все человечество питаться исключительно халялем, вот лишь некоторые аяты Корана, где говорится об этом:

О люди! Вкушайте па этой земле то, что дозволено (халяль) и чисто, и не следуйте но стонам шайтана, ибо, воистину, он для вас - явный враг (сура «Корова», аят 168).

О вы, уверовавшие! Вкушайте добрую пищу, которую Мы дали вам в удел, и возблагодарите Аллаха, если вы Ему поклоняетесь (сура «Корова», аят 172).

Вкушайте пищу дозволенную (халяль) и приятную, Ту, что Аллах дал вам в удел, и бойтесь Аллаха, в которого вы веруете (сура «Трапеза», аят 88).

Посланникам и пророкам Аллаха и тем, к кому они были направлены, было велено питаться дозволенным и совершать праведные дела.

О посланники! Вкушайте благое и совершайте праведные дела (сура «Верующие», аят 51).

Примеры халяль продуктов: мясо животных (говядина, баранина, курятина и т.п.), заколотых с упоминанием имени Аллаха, молоко (коровье, козье, верблюжье, овечье), мед, рыба, растения, в том числе свежие и замороженные овощи, свежие и сушеные фрукты, орехи, злаковые и многое другое.

Противоположность халяль - харам (англ. Наташ), то есть «запрещенный» или «незаконный». Употребление запретного бывает двух видов:

первое - это когда человек питается тем, что в основе своей является дозволенным, но приобретено на запретное имущество, заработанное ростовщичеством, взятками, продажей алкоголя, украдено, отнято силой и т.п.;

второе - это когда человек употребляет в пищу то, что в основе своей запрещено. К запрещенному относятся: мертвечина, то есть животное, умершее естественной смертью; истекшая кровь, кроме незначительного количества, которое естественным образом остается в теле животного, зарезанного в соответствии с мусульманской традицией; свинина; животное, подвергнутое убою не с именем Аллаха или не по мусульманской, христианской или иудейской традиции; животное, подвергнутое убою через удушение или другим животным; умершее в результате высокого напряжения, удара или падения; хищное животное (волк, медведь и др.) и хищная птица (ястреб, коршун и др.); мясо собаки, осла и мула; железы внутренней секреции, гениталии, желчный и мочевой пузыри животных, в том числе зарезанных в соответствии с мусульманской традицией; алкоголь, наркотические вещества химического и растительного происхождения.

Вышеприведенные запреты, касающиеся основного сырья (мяса и жира), распространяются также на вспомогательное сырье и материалы, такие как добавки, наполнители, специи, натуральные колбасные оболочки, желатиновые загустители и другое.

Вред и опасность употребления запретного состоит в том, что в мире этом они препятствуют принятию деяний и ответу на мольбу, а в мире ином за это полагается наказание.

Сподвижник пророка Мухаммада Абу Хурайра сказал: «А потом пророк (да благословит его Аллах и приветствует) упомянул о покрытом пылью человеке с растрепанными волосами, который уже долго находится в пути и поднимает свои руки к небу, говоря: «О, Господь, о, Господь!) - однако пища его запретна, и питье его запретно, и одежда его запретна, и употреблял он запретное, так как же может быть дан ему ответ?!» (Муслим, 101 5).

Что же касается того, что запрещено употреблять в пищу, то Аллах Всемогущий разъяснил нам причину запретов, сказав: «Он повелевает одобряемое и запрещает порицаемое, делает дозволенным благое и запрещает скверное» (сура «Аль-Агъраф», аят 157). Этот аят указывает на то, что Всевышний Аллах запретил все то, что скверно и приносит человеку вред.

Аллах разрешает мусульманам сотрапезничать с людьми Писания. В Священном Коране написано: «Отныне разрешается вам в пищу добрая (и чистая) снедь. И пища тех, которым дано Писание (то есть христиане и иудеи), разрешается для вас, и ваша пища разрешается для них» (сура «Трапеза», аят 5). В данном аяте упоминаются слова снедь и пища. Они используются для обозначения всего съестного, в том числе и мяса животных. По мнению многих исламских ученых, здесь речь идет именно о мясе животных, которых закалывают для пищи. Однако разрешение на употребление пищи людей Писания не распространяется на те продукты и напитки, которые мусульманам запрещены - свинину, спиртные напитки, мертвечину, мясо жертвенных животных язычников и т.п.

Всевышний Аллах сказал: «И не ешьте того, над чем не было упомянуто имя Аллаха» (сура «Скот», аят 121), но в другом пяте Аллах делает исключение сказав: «И пища тех, которым даровано Писание разрешается для вас» (сура «Трапеза», аят 5), то есть мясо животных, которые заколоты в соответствии с канонами иудаизма или христианства (не убиты током, ударом и т.д,), разрешено для употребления мусульман.

Что касается постоянных обитателей воды, то рыбы всех ВИДОВ разрешены. В Священном Коране говорится: «Разрешено для вас (всех) рыболовство и употребление в пищу его результатов» (сура «Трапеза», аят 96). Земноводные считаются непригодными для еды, так что известные французские деликатесы мусульманам противопоказаны.

Когда у Пророка Мухаммада (Да благословит его Аллах и приветствует) спросили о пригодности морской воды для Совершения омовения; он ответил: «Вода морская пригодна для омовения и то, что умерло в море халяльно (имеются в и иду постоянные обитатели морской пучины)» (Суннан ат-Тирмизи, хадис № 69).

Среди исламских исследователей существуют различные мнения о халяльносги ряда пищевых добавок. С точки фения современной медицины, для каждой из них установлены допустимые нормы потребления. Однако очень трудно отследить, сколько продуктов с пищевыми добавками съедает конкретный человек, поэтому если мы говорим о здоровом питании, то желательно воздерживаться либо стараться ограничивать употребление продуктов с пищевыми добавками, обозначаемыми буквой «Е» - «Europe» - «Европа». Так, Европейская комиссия по пищевым добавкам помечает химические соединения, которые содержатся в продукте: красители, консерванты, антиокислители, стабилизаторы и т.д. — трехзначное или четырехзначное число после буквы - это код полного названия вещества.

Разрешается ли употреблять в пищу кондитерские изделия, в составе которых присутствуют алкогольные напитки или жиры, полученные от животных, забитых не по канонам ислама?

Вся еда не мясного происхождения, будь то хлебобулочные изделия, фрукты, овощи и т.д., разрешена для употребления. Единственный момент, который необходимо учесть, это то, чтобы в них не содержались запрещенные для мусульман добавки - спиртное, вино, ликер, свиной жир, кровь и т.п. В этом случае данные продукты подпадают под категорию запретного.

Мусульманам положениями Ислама вменяется в обязанность передача своим детям духовных ценностей. Если семейное воспитание находится полностью в руках родителей, то несколько иначе обстоит дело с воспитанием и обучением детей в детских садах и школах. Под выражением «исламский компонент», в первую очередь, имеется в виду система орга­низации питания дошкольников, учащихся и студентов. В высших учебных заведениях молодежь еще может о себе побеспокоиться и проследить за хадяльностью своего стола, а вот воспитанники детских дошкольных учреждений и учащиеся школ этот вопрос самостоятельно решить не в силах, разве что школьники, отказавшись от мясного обеда, могут съесть на перемене мамин пирожок или перекусить в столовой каким-нибудь вегетарианским блюдом. Такой подход всей проблемы не решает, так как это нельзя сравнить с полноценным горячим обедом, что важно для здорового развития детей.

Экономическая деятельность в рамках, разрешенных Исламом, добывание халяльных (дозволенных) средств к существованию является такой же религиозной обязанностью как шахада, намаз, ураза, закят и хадж. Абдулла ибн Масгуд (да будет доволен им Аллах) передает, что Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) говорил: . «Поиск халяльного заработка предписание, следующее по важности за основными обязанностями мусульманина».

В жизни мы нередко сталкиваемся с противоречием между духовным и материальным миром. «Мирские» дела отдаляют человека от духовного мира, а духовный подъем часто сопровождается тенденцией отказа от материальных благ. Некоторые неисламские учения идеализируют монаха- аскета, другие же наоборот, делают «мирские» удовольствия целью своей жизни.

Ислам предлагает срединный путь. Человеку присущи KS1K материальные, гак и духовные потребности. Решение проблемы заключается не в отрицании материальных благ, а в отказе признавать за ними высший приоритет и следовании велениям Аллаха в повседневной экономической деятельности. Деньги и имущество являются частью нашей жизни, но они не должны претендовать на место цели жизни. Проблема заключается не в самих деньгах, а в чрезмерной любви к ним. В самом по себе богатстве нет ничего плохого. В Коране говорится, что Аллах устроил имущество нам «для поддержки» (сура «Женщины», аят 5). Поэтому Ислам всячески поощряет ГРУД> не отдавая предпочтения тому или иному виду заработка и предоставляя этот выбор людям, в зависимости от условий и возможностей, которыми они располагают, а также в соответствии с их способностями и потребностями. Однако приобретение материальных благ должно осуществляться разрешенными способами.

Это утверждение является основой для правильного мировосприятия.

Не всякая бизнес-идея и не всякий вид предпринимательской деятельности общественно полезны. При этом решение, отделяющее правильное от неправильного, не должно зависеть от рыночной конъюнктуры или нормы поведения, выдуманной человеком. Добро и зло в экономической жизни, так же как и в жизни в целом, определяется согласно Корану и Сунне. Шариат учит, что является халялем, а что харамом, в том числе в области бизнеса, и мы должны следовать его руководству как на индивидуальном, так и на общественном уровнях. На индивидуальном уровне наш долг заключается в том, чтобы искать дозволенные профессии и виды бизнеса. На общественном - содействовать развитию взаимоотношений, при которых облегчалось бы соблюдение предписаний Ислама, и выстраивался некий барьер недозволенным видам деятельности.