В сырах с поверхностным развитием плесени на всем протяжении созревания во внутренних слоях преобладают лактококки и лейконосто- ки. Максимальное их количество (2,5-1010 г-1) в сыре Камамбер отмечалось примерно через 3 ч после прессования. Вплоть до посолки в сырах доминировал сливочный лактококк, который после этого начал быстро вымирать. Минимальным содержание лактобактерий было в сырах 10-суточного возраста. В 20-суточных сырах был второй максимум, который был ниже первого примерно на полтора порядка. Доминирующей микрофлорой в глубинных слоях с 5- до 27-суточного возраста были лейконостоки. На последнем этапе до конца созревания во внутренних слоях преобладали молочный лактококк и мезофильные гомоферментативные молочнокислые палочки. В 46-суточном возрасте общее количество микрофлоры во внутренних слоях было на 4 порядка ниже, чем в период первого максимума. Состав молочнокислой микрофлоры на поверхности был такой же, как внутри сыра.
Интересно наличие второго максимума в развитии микрофлоры. Скорее всего, прекращение размножения лактобактерий в сыре Камамбер во время прессования связано с подавлением роста сливочного лактококка низким pH. Рост лейконостоков и молочного лактококка после 10-суточного возраста обусловлен повышением pH. В начальный период эти виды не обнаруживались, очевидно, из-за низкого содержания в сыре.
Сразу после выработки на поверхности сыров начинается интенсивное размножение дрожжей Kluyveromyces lactis, Saccharomyces се- revisiae, Debaryomyces hanseni, Saccharomyces italicus, Torulopsis sphaerica, которые образуют пленку толщиной около 200 мкм. Иногда параллельно с дрожжами растут плесени G. candidum, но это случается только при слабой посолке сыра. Спустя 6-7 дней начинается видимый рост Р. camemberti, и поверхность сыра покрывается сплошным белым газоном.
Р. camemberti при развитии на поверхности сыров получает энергию окислением лактатов, что вызывает быстрое повышение pH в поверхностных слоях сыра (рис. 8.4). Рост плесени продолжается в течение 15-20 сут, после чего на поверхности сыров начинает активно размножаться кислоточувствительная, устойчивая к соли микрофлора, в частности микрококки и Br. linens. Рост плесени затухает в связи с исчерпанием лактатов в поверхностных слоях.
Количество микрококков, Br. linens, а также БГКП достигает значительных величин в сырах из сырого молока, в сырах из пастеризованного молока численность всех групп микроорганизмов, кроме Р. саmemberti на поверхности и лактококков в интерьере, резко снижается, а вкус сыра становится менее острым и выраженным.
Высокий pH на поверхности грибных сыров типа Камамбер в зрелом возрасте делает опасным его загрязнение посторонней микрофлорой. Проверка 100 образцов этого сыра, взятых из торговой сети в ФРГ, показала, что на поверхности сыра среднее содержание равнялось: энтерококков - 4,6105, колиформ - 3,5-108 в 1 г. Внутри сыра содержание этих бактерий было ниже примерно в 4-10 раз. Сходные данные получены в Нидерландах, 4% промышленных сыров Бри и 15% сыров Камамбер содержали более 105 КОЕ/г Е. coli.
Изучена судьба Listeria monocytogenes - наиболее опасного возбудителя пищевых отравлений, специально внесенного в молоко для выработки Камамбера после пастеризации в количестве 500 КОЕ/мл. В первые сутки количество листерий в сырах возросло в 5-10 раз. В течение последующих 18 сут количество жизнеспособных клеток у трех штаммов листерий снизилось до 10-100 КОЕ/г, у одного штамма не изменилось. После 18 сут все штаммы начали размножаться и к 65-суточному возрасту их биомасса достигла 1106-5107 КОЕ/г. Рост шел параллельно с повышением pH.
Сыры все время находились при 6° С. Р. camemberti стимулировал рост листерий. В сырах без плесени в центре головки листерии не размножались при pH 4,6-5,5, но размножались при более высоком pH. В опытах других исследователей Listeria monocytogenes, попавшая на поверхность мягких сыров во время созревания, размножается так же, как при попадании в молоко. Все это свидетельствует о необходимости строжайшего соблюдения санитарных правил и режима пастеризации молока при выработке этих сыров.
Изменение бактериальной микрофлоры во время выработки и созревания сыра Рокфор из сырого овечьего молока показано на рис. 8.5 (1 - поверхность, 2 - глубинные слои). В молоке перед внесением сычужного энзима содержалось 3,5-108 клеток бактерий/мл, в т. ч. БГКП и дрожжей 105 и 106 клеток/г соответственно.
Во время выработки (до формования) количество бактерий увеличилось за счет микрофлоры закваски в 1,6 раза, количество БГКП и дрожжей не изменилось. В сырах до посолки общее количество бактерий на поверхности изменилось незначительно, содержание дрожжей увеличилось, содержание микрококков и стафилококков уменьшилось примерно на два порядка, содержание БГКП снизилось на 4,5 порядка, биомасса Lbc. casei и Lbc. plantarum достигла максимума. Тенденции изменения содержания микрофлоры во внутренних слоях такие же, но количественно они гораздо ниже. Стремительное снижение количества БГКП, микрококков и стафилококков можно объяснить низким pH, памятуя при этом, что чувствительность бактерий к pH, устанавливаемому наличием в среде органических кислот, намного выше, чем при использовании неорганических кислот. Закономерно и размножение дрожжей, обладающих высокой устойчивостью к pH и способных хорошо расти при температурах созревания.
Во время посолки количество дрожжей на поверхности уменьшилось больше чем на два порядка, а внутри сыра практически не изменилось. Снизилось и общее число бактерий. Внутри сыра содержание дрожжей снизилось незначительно, что понятно, так как соль достигает центральных слоев сыра не ранее чем через 11 сут после посолки. Однако, только посолкой снижение содержания дрожжей в этот период объяснить нельзя. После посолки количество дрожжей начало увеличиваться внутри и особенно быстро на поверхности сыра. Но увеличиваться в количестве начали не те дрожжи, которые размножались до посолки. Дрожжи, размножавшиеся на поверхности сыра до посолки, утилизировали молочную кислоту; дрожжи, размножавшиеся после посолки, ее не использовали. По-видимому, первые погибли во время посолки, потому что на поверхности сыра резко снизилось содержание молочной кислоты.
После посолки начало быстро расти содержание солеустойчивых бактерий. В этой группе тоже произошли качественные изменения: до посолки в ней преобладали стафилококки, после посолки их перестали обнаруживать на поверхности сыра, а внутри сыра они исчезли к 37-суточному возрасту, когда сыр упаковали в фольгу. Количество микрококков в сырах этого возраста на поверхности превышало 109, внутри сыра было примерно равно 5107 г'1. Физико-химические условия в сыре более благоприятны для роста стафилококков, которые являются факультативными анаэробами, чем микрококков - облигатных аэробов. Подавление же их роста, так же как роста БГКП, является результатом антагонистического действия плесневых грибов - основной микрофлоры сыров этой группы. Получены штаммы пенициллов, обладающие сильной антагонистической активностью по отношению к стафилококкам, сальмонеллам, кишечной палочке и другим микроорганизмам, способным причинить вред здоровью потребителя при размножении в сырах выше определенного уровня. Следует отметить, что в литературе нет сообщений о стафилококковых интоксикациях сыром Рокфор и сырами подобного типа. В «голубом» сыре, выработанном из молока, инокулированного энтеротоксигенными штаммами стафилококков, энтеротоксины не были обнаружены при содержании 50-106 КОЕ/r стафилококков, хотя в других видах сыров они обнаруживались при более низких уровнях развития стафилококков.
В сырах с развитием плесени по всему интерьеру, выработанных из пастеризованного молока, во время созревания доминируют микроорганизмы закваски, в числе которых обязательно присутствуют газообразующие молочнокислые бактерии и Р. roqueforti, спорообразование которого становится видимым через 2-3 недели после выработки сыра. Эта микрофлора ответственна за формирование специфических для сыров этого класса органолептических показателей. В сырах из сырого молока значительное место в микрофлоре занимают дрожжи, микрококки, а также обнаруживаются стафилококки, отличающиеся высокой устойчивостью к соли, и БГКП.