Микрофлору, размножающуюся в твердых сырах после окончания сбраживания основной массы лактозы, в отличие от микрофлоры заквасок, иногда называют вторичной. Можно выделить три основных группы вторичной микрофлоры:
- молочнокислые бактерии, не входящие в состав бактериальных заквасок и попадающие в сыр с молоком и из внешней среды;
- пропионовокислые бактерии, которые принимают активное участие в созревании сыров с высокой и средней температурой II нагревания;
- маслянокислые бактерии.
Определенную роль в созревании некоторых зарубежных твердых сыров с низкими и высокими температурами II нагревания играет микрофлора сырной слизи, но на российских сырах этого класса она не культивируется. Развитие поверхностной микрофлоры вызывает различные пороки сыра. Современная технология позволяет исключить развитие поверхностной микрофлоры, и поэтому в данном разделе она не рассматривается.
Незаквасочные молочнокислые бактерии в качестве источников энергии используют остатки лактозы, которые по каким-либо причинам, например, в результате действия бактериофага, не были сброжены микрофлорой закваски, галактозу, углеводы, высвобождающиеся при гидролизе казеина и лизисе клеток заквасочных микроорганизмов. Пропионовокислые и маслянокислые бактерии используют как источник энергии лактаты. Развитие вторичной микрофлоры, кроме пропио- новокислых бактерий, в сырах с высокими и средними температурами II нагревания чаще всего, но не всегда, сопровождается снижением качества или порчей сыра.
Другие группы микрофлоры при соблюдении технологических и гигиенических требований не могут размножаться в твердых сырах до опасных количеств из-за комбинированного действия анаэробных условий, отсутствия или низких концентраций углеводов, достаточно высоких значений титруемой и активной кислотности, специфического антагонизма молочнокислых бактерий.
Молочнокислые бактерии
Лактобактерии незаквасочного происхождения всегда есть в сырах. Их вклад в формирование органолептических показателей сыра зависит от вида, штамма, исходного количества, которое, в свою очередь, обусловлено уровнем гигиены и соблюдением технологии производства.
Мезофилъные лактобациллы. Главными представителями лактобактерий незаквасочного происхождения являются мезофильные молочнокислые палочки. Выработка сыров в асептических условиях и многолетняя практика сыроделия показывают, что в зависимости от количества, видового и штаммового состава мезофильные лактобациллы могут оказывать и положительное, и отрицательное влияние на качество сыров с низкими температурами II нагревания. Положительное влияние состоит в ингибировании развития маслянокислых бактерий, повышении выраженности сырного вкуса, уменьшении опасности появления горечи.
Мезофильные лактобациллы при достаточно больших количествах в сыре в зависимости от вида и штамма могут быть причиной появления нечистого, броженого, дрожжевого, горького, металлического вкуса и привкусов, самокола и щелевидного рисунка. Одним из наиболее распространенных дефектов сыров, вызываемых лактобациллами при излишнем развитии в сырах, является пряный вкус. Солеустойчивые гетероферментативные молочнокислые палочки вызывают растрескивание поверхности сыра (гл. 12). Солеустойчивые штаммы Lbc. plantarum могут быть причиной таких пороков, как фекальный и гнилостный запах, мучнистая консистенция. Однако чаще всего пороки в сырах с низкими температурами II нагревания вызывают гетероферментативные лактобациллы.
Описан случай позднего вспучивания сыра Сбринц, вызванного Lbc. fermentum и пропионовокислыми бактериями. Показательно, что в дефектном сыре содержание лактобацилл достигло 109 КОЕ/г при высоком pH, что свидетельствует о неудовлетворительном сбраживании лактозы во время выработки сыра.
Lbc. buchneri и некоторые другие виды лактобацилл обладают большой декарбоксилазной активностью и образуют в сырах амины, которые при высоких концентрациях вызывают пищевые отравления. Lbc. plantarum и Lbc. casei - представители заквасок - амины в сырах не образуют.
Внезаквасочные мезофильные лактобациллы не приносят ущерба качеству сыров с низкими температурами II нагревания, если их количество в сырах 2-недельного возраста не превышает 2106 КОЕ/г [783, 1007]. Для предупреждения излишнего развития мезофильных лактобацилл следует использовать активные закваски лактококков и лейконо- стоков, разбавлять сыворотку водой, контролировать содержание солеустойчивых лактобацилл в рассоле.
По предложению ВНИИМС в некоторые закваски для производства сыров с низкими температурами II нагревания вводят штаммы мезофильных лактобацилл, обладающие специфическим антагонизмом по отношению к посторонней микрофлоре. Благодаря более высокому содержанию в сырах в начале созревания они вытесняют «дикие» штаммы лактобацилл из имеющейся в сырах экологической ниши для молочнокислых палочек или ограничивают их размножение и тем самым предупреждают появление пороков сыра, которые могут вызвать «дикие штаммы». Успех этого метода обеспечивается тщательным подбором штаммов молочнокислых палочек и строгим контролем количества их клеток в закваске, которое не должно быть слишком высоким.
Во время максимального развития их количество не должно превышать 108 КОЕ/г. Мезофильные лактобациллы в составе заквасок сейчас начали применять во многих странах.
При выработке крупных сыров мезофильные лактобациллы сбраживают лактозу, которую не успевает сбродить термофильная микрофлора закваски, прекращающая развитие при температуре ниже 18° С, и галактозу, остающуюся в сырной массе в результате гидролиза лактозы термофильным стрептококком, которая утилизируется не всеми видами и штаммами термофильных лактобацилл. Среди «диких» штаммов мезофильных лактобацилл могут быть штаммы, ингибирующие рост про- пионовокислых и стимулирующие рост маслянокислых бактерий, вызывающие самокол (гетероферментативные виды) и другие пороки в сырах. Поэтому целесообразно для заполнения в крупных сырах экологической ниши для мезофильных лактобацилл, так же как при выработке мелких сыров, включать в состав заквасок специально отобранные штаммы мезофильных лактобацилл, биологически совместимые с пропионовокислыми бактериями и, желательно, ингибирующие рост маслянокислых бактерий, т. е. сделать процесс созревания более направленным. Показательно, что в сыре Пармезан, вырабатываемом на термофильных заквасках, в зрелом возрасте из молочнокислых бактерий преобладает Lbc. casei.
Энтерококки. В сырах всегда есть энтерококки, часть клеток которых выдерживает пастеризацию молока. При нормальной активности микрофлоры заквасок их количество в твердых сырах находится в пределах 10-107 КОЕ/г, что особого влияния на качество сыра не оказывает. Медленное сбраживание лактозы интенсифицирует развитие энтерококков в сыре. В Чеддере, вырабатываемом на заквасках, содержащих энтерококки, их количество увеличивается до 5-108 - 1,4-109КОЕ/г.
В разд. 3.2.8 приведены доказательства образования энтеротоксинов отдельными штаммами энтерококков. Энтерококки могут также образовывать в сырах токсичные амины. Исследование энтерококков, выделенных из 64 сыров из козьего молока прифермского производства, показало, что из них образовывали гистамин 41 (31,5%) штамм Ent. faecium и 2 (1,9%) штамма Ent. faecalis. Если в опытных сырах Чеддер, выработанных на обычной лактококковой закваске, количество тирамина составляло 4-87 мкг/г, то в сырах, выработанных на закваске Ent. faecalis, оно варьирует в пределах 333-1397 мкг/г. Аромат был более выражен в сырах на энтерококковых заквасках. Некоторые авторы отмечали ускорение созревания сыра, выработанного на энтерококковых заквасках. В то же время другие авторы отмечают корреляцию между количеством энтерококков и чувствительностью крупных сыров к позднему вспучиванию. Ent. faecalis subsp. liquefaciens при достижении критической биомассы образует горечь в сырах. Несмотря на некоторое положительное влияние энтерококков на органолептические показатели сыров, выработку и созревание сыров нужно проводить так, чтобы количество энтерококков поддерживать на возможно более низком уровне.
Термофильный стрептококк. Термофильные стрептококки для мелких сыров являются нежелательной микрофлорой, так как их размножение приводит к образованию сетчатого рисунка, нечистого вкуса и может создать благоприятные условия для развития гетероферментативных лактобацилл за счет образования стрептококком свободной галактозы. Причинами развития термостойкого стрептококка в мелких сырах являются нарушения правил эксплуатации пастеризационных установок, высокие температуры посолки и созревания (разд. 3.2.6).
Педиококки. Благодаря высокой устойчивости к соли и кислоте, температурам II нагревания в сырах во второй половине созревания всегда размножаются педиококки, которые по численности занимают третье место после микрофлоры заквасок и лактобацилл (3.2.7). В сыре Чеддер их количество в период максимума может достигать 108 КОЕ/г.
У педиококков обнаружены очень активные лейцин- и валинамино- пептидазы и липолитические энзимы с очень низкой активностью.
Итальянские ученые заметили, что крупные сыры с высоким содержанием педиококков менее подвержены позднему вспучиванию. Это может быть обусловлено трансформацией лактатов, что влияет на степень их использования маслянокислыми бактериями. Значение педиококков в формировании органолептических показателей сыров мало исследовано.
Пропионовокислые бактерии
Пропионовокислые бактерии - обязательный фактор созревания сыров с высокими и средними температурами II нагревания, за исключением терочных сыров. В сыре, выработанном по технологии Швейцарского сыра с термофильным стрептококком и Lbc. helveticus, вкус был нетипичным для этого вида сыра; добавление к этим видам пропионовокислых бактерий обеспечивало формирование типичного вкуса. Однако некоторые ограничения в развитии этих бактерий в крупных сырах имеются. Нежелательно размножение пропионовокислых бактерий после выдержки сыров в теплой камере, что приводит к самоколу. Излишнее развитие пропионовокислых бактерий может привести к позднему вспучиванию крупных сыров.
Контроль развития пропионовокислых бактерий в крупных сырах осуществляют селекцией штаммов и видов, степенью посолки и температурой созревания. Пропионовокислые бактерии должны активно размножаться в сыре в теплой камере и не образовывать газ в сырах в холодной камере.
Участие энзимов пропионовокислых бактерий в липолизе и протеолизе в сырах начинается после лизиса их клеток, начало лизиса зависит от штамма. У Prb. freudenreichii и Prb. acidi обнаружены штаммы с сильной и слабой липолитической активностью, у Prb. jensenii липолитическая активность не выявлена. Эти обстоятельства также следует учитывать при подборе пропионовокислых бактерий.
Следует контролировать не только скорость накопления биомассы пропионовокислых бактерий, но и условия для образования ими С02, ответственного за рисунок крупных сыров. Сыры с одинаковым содержанием клеток пропионовокислых бактерий могут иметь нормальный рисунок или не иметь его совсем. Это обусловлено тем, что при ухудшении условий для развития пропионовокислых бактерий, например, при снижении активности воды, вначале ингибируется образование газа, затем размножение. Пропионовокислые бактерии, выращиваемые в молоке, при добавлении в среду до 4% соли через 20 ч инкубации продолжали размножаться, но на какое-то время перестали образовывать газ.
Пропионовокислые бактерии не обладают казеолитической активностью, но обладают пептидазной активностью с образованием большого количества свободного пролина. Они вызывают специфический липолиз, сопровождающийся образованием деценовой кислоты. Липолитическая активность их выше, чем у лактококков. Кроме пропионовой кислоты пропионовокислые бактерии образуют уксусную, небольшие количества масляной, изомасляной, валерьяновой и изовалерьяновой кислот и диацетила. Соотношение между продуктами метаболизма в значительной степени зависит от штамма. Пропионовокислые бактерии обладают фосфолипазной активностью, которая может проявляться в крупных сырах.
Для мелких сыров пропионовокислые бактерии являются нежелательной микрофлорой, так как придают им нетипичные вкус и рисунок. Размножение пропионовокислых бактерий в мелких сырах происходит при низком уровне посолки, повышенной температуре созревания.
Маслянокислые бактерии
Влияние размножения маслянокислых бактерий в Голландском сыре на его органолептическую оценку показано в табл. 6.18. Подробно оно рассмотрено в разд. 6.5.