Подготовка квалифицированных кадров

Развитие микробиологических исследований, их внедрение в производство и прогресс в других сферах биотехнологии породили нужду в квалифицированных кадрах. Эту проблему старались разрешить, привлекая специалистов различных биологических дисциплин: микробиологии, генетики, молекулярной и клеточной биологии, энзимологии, клеточной физиологии, иммунологии и фармакологии. Кроме того, привлекались представители инженерных специальностей: химической и биохимической инженерии, агрономии. Указанные специалисты обучались новым специальностям в исследовательских лабораториях; при этом инженер-химик становился биохимиком, а микробиолог овладевал процессами и техникой крупномасштабного получения различных веществ для нужд медицины, фармакологии или производства продуктов питания. Во главе исследовательских отделений биотехнологических компаний и научных комитетов стояли крупные ученые, в том числе Нобелевские лауреаты. Эту деятельность ученые сочетали с научной работой в университетских лабораториях. Между компаниями разыгрывались настоящие сражения - каждая стремилась привлечь лучших специалистов, которые должны были обеспечить корпорациям шансы на успех в конкурентной борьбе.

В конце октября 1981 г. в Великобритании при Совете по научным и инженерным исследованиям был создан новый директорат. В его основную задачу входило усиление связи между промышленностью и академическими институтами, работающими на ниве биотехнологии. Другая задача - препятствовать «утечке мозгов», иными словами, удерживать английских специалистов, намеревающихся покинуть страну. Созданию директората способствовали рекомендации доклада Спинкса, в котором подчеркивались трудности поиска инженерных кадров, способных разрабатывать новые производственные технологии. Дело в том, что в отличие от микробиологов инженеры неохотно принимали приглашения работать в биотехнологической индустрии. Поэтому вновь созданный директорат пытался обеспечить достаточное поле деятельности для английских исследователей и инженеров, чтобы удержать их от эмиграции и даже привлечь тех из них, кто сотрудничал в иностранных компаниях. «Утечка мозгов» беспокоила также Королевское общество. Рабочая группа общества опубликовала доклад, из которого следовало, что в период 1980-1990 гг. биотехнологии Англии потребуется дополнительно 1000 специалистов с высшим образованием и 4000 инженеров. По мнению рабочей группы, нецелесообразно читать специальные курсы по биотехнологии для бакалавров; следует сохранить существующую систему дополнительного обучения для магистров, опирающуюся на сведения по биологии и химической инженерии, приобретенные в высшем учебном заведении. Группа поддержала рекомендацию доклада Спинкса о создании по крайней мере 20 новых учебно-исследовательских центров при английских университетах.

Во Франции к 1978 г. число специалистов, занятых в биотехнологии, составляло всего 200 человек. Прилагались усилия к тому, чтобы подготовить достаточное число квалифицированных кадров ученых и техников, необходимых для успешной конкуренции с США и Японией и уменьшения технологической зависимости. Эти усилия увенчались успехом, и уровень фундаментальных исследований в основных областях биотехнологии во Франции, как и в большинстве других европейских стран, стал достаточно высоким. Некоторые инженерные школы в ответ на бурное развитие биоиндустрии организовали биотехнологические курсы. Кроме того, в стране были созданы специализированные центры, такие, как Национальный институт прикладных исследований в Тулузе, Технологический университет в Компьене и Национальная высшая промышленная школа в Лилле, сотрудничающая с Национальным институтом агрономических исследований. В этих центрах обучались инженеры и специалисты, которые в дальнейшем работали в научных лабораториях и в биотехнологической промышленности. Определенная осторожность в кадровой политике, осуществляемой во Франции, объяснялась событиями середины 1960-х гг. тогда бурное развитие биохимии и молекулярной биологии повлекло за собой выпуск сотен дипломированных специалистов, которые затем не могли найти работу по специальности. Большинство из них вынуждены были перейти в пищевую промышленность.

Университет в Компьене осуществил любопытный эксперимент по сотрудничеству с промышленными предприятиями. В целях более успешного обучения после трех лет учебы студенты направлялись на предприятия для полугодовой практики перед получением диплома инженера. В свою очередь промышленность финансировала покупку дорогого исследовательского оборудования и заключала контракты с университетом (в 1981 г. таких контрактов было заключено на 2 млн. долл.). Для улучшения связи между университетскими лабораториями и промышленностью в 1974 г. был создан Институт технологии поверхностно-активных веществ, а в 1978 г. соответствующий информационный банк. К обучению специалистов было привлечено большое число преподавателей, работающих по контрактам с промышленным сектором. По отделению биологической инженерии доля таких специалистов составила треть от общего числа преподавателей.

В ФРГ помимо лабораторий по общей и прикладной микробиологии, существовавших десятилетиями в Берлине, Гёттингене и Тюбингене, начиная с 1974 г. создавались новые институты и отделения при университетах. Такие центры возникли в Брауншвейге, Дортмунде, Ганновере, Мюнстере, Хогенхейме. Бохуме и Зигене. В них проходил подготовку научный и технический состав для будущей работы в биотехнологии (в начале 1970-х гг. в этой сфере было занято лишь 300 ученых).

Планировать кадровую политику в биотехнологии нелегко, поскольку изменения в этой новой сфере труднопредсказуемы. И дело не столько в числе специалистов (в глобальном масштабе), сколько в их способности приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям работы.

Такая способность приспосабливаться к меняющимся обстоятельствам в высшей мере характерна для Японии, где разнообразие сфер деятельности - закон экономического развития компаний и где ведущие исследователи пришли в микробиологию из пищевой промышленности. В этой стране микробиология и энзимология занимают достойное место среди специальностей, получаемых в высших учебных заведениях. Лаборатории университетов в Киото, Осаке и Токио занялись исследованиями в этой области еще в 1910-1920 гг. Благодаря постепенному наращиванию усилий и тесному сотрудничеству между университетскими лабораториями и промышленными компаниями к 1981 г. в Японии насчитывалось 12 000 дипломированных микробиологов. Из них 70% были заняты в частных фирмах, участвующих в развитии современных биотехнологий, 20-25% работали в университетах и частных исследовательских лабораториях и 5-10% - в правительственных институтах. В области генной инженерии, где у Японии наметилось некоторое отставание, к 1984 г. число исследователей должно было достичь 1000 человек. В 1982 г. в этой области было занято пять частных исследовательских институтов; кроме того, многие фирмы располагали лабораториями, где можно было проводить исследования в условиях РЗ.

В США обучение биологии организовано таким образом, что после прохождения основного курса возможна специализация либо в сфере медицины, либо в ферментационной промышленности. Допустйм также переход из одной области в другую. Вдобавок отношения между высшими учебными заведениями и промышленностью США становятся все более тесными, что позволяет ориентировать студентов на успешную деятельность в биотехнологии. Вместе с тем число инженеров-биохимиков и специалистов по ферментационным процессам, способных довести научную разработку до промышленного внедрения, все еще недостаточно. В специализированных компаниях число биологов значительно превышает число инженеров. За исключением Массачусетского технологического института, в американских высших учебных заведениях до 1980 г. не было курсов по биотехнологии. Этим объясняется интенсивный поиск квалифицированных специалистов частными фирмами. В 1981 г. некоторые университеты, и среди них Балтиморский, ввели в программу будущих магистров биотехнологические дисциплины.

Обучение квалифицированных кадров не исчерпывается подготовкой исследователей и инженеров. Необходим также технический персонал, который не только оказывает помощь в проведении экспериментов и кропотливой работе с приборами, но и выполняет будничную, утомительную, однако не менее важную работу, такую, как, например, выделение и контроль микробных штаммов. Их деятельность в значительной степени определяет успех биопромышленных разработок.