Глава XIV. Основы стандартизации и сертификации 14.1 Значение, сущность, функции, цели и задачи стандартизации

Стандартизация является ключевым фактором поддержки ряда направ­лений государственной политики, таких как конкуренция, внедрение иннова­ций, устранение торговых барьеров, расширение торговли, защита интересов потребителей, защита окружающей среды, государственные поставки и т.д.

Стандартизация, совмещаемая с законодательством, способствует бо­лее эффективному техническому регулированию на государственном уровне.

27 декабря 2002 года был принят Федеральный закон Российской Фе­дерации №184-ФЗ «О техническом регулировании», а 01 мая 2007 года был принят Федеральный закон №65-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О техническом регулировании».

Принятие настоящего Федерального закона регламентирует отношения, возникающие при:

  • разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требо­ваний к продукции или к связанным с ними процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, экс­плуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации;
  • разработке, принятии, применении и исполнении на добровольной ос­нове требований к продукции, процессам проектирования (включая изыска­ния), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хране­ния, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг;
  • оценке соответствия.

Настоящий Федеральный закон также определяет права и обязанности участников регулируемых настоящим Федеральным законом отношений.

Требования к функционированию единой сети связи Российской Феде­рации и к продукции, связанные с обеспечением целостности, устойчивости функционирования указанной сети связи и ее безопасности, отношения, свя­занные с обеспечением целостности единой сети связи Российской Федера­ции и использованием радиочастотного спектра, соответственно устанавли­ваются и регулируются законодательством Российской Федерации в области связи. Действие настоящего Федерального закона не распространяется на со­циально-экономические, организационные, санитарно-гигиенические, лечеб­но-профилактические, реабилитационные меры в области охраны труда, го­сударственные образовательные стандарты, положения (стандарты) о бухгал­терском учете и правила (стандарты) аудиторской деятельности, стандарты эмиссии ценных бумаг и проспектов эмиссии ценных бумаг.

Настоящий Федеральный закон не регулирует отношения, связанные с:

  • применением мер по предотвращению возникновения и распростране­ния массовых инфекционных заболеваний человека, профилактике заболева­ний человека, оказанию медицинской помощи (за исключением случаев раз­работки, принятия, применения и исполнения обязательных требований к продукции, в том числе лекарственным средствам, медицинской технике, пищевой продукции);
  • применением мер по охране почвы, атмосферного воздуха, водных объектов курортов, водных объектов, отнесенных к местам туризма и массо­вого отдыха.

В Федеральном законе дается определение стандартизации:

Стандартизация - деятельность по установлению правил и характери­стик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения про­дукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ или услуг.

В условиях рыночных отношений стандартизация выполняет три функции: экономическую, социальную и коммуникативную.

Экономическая функция позволяет заинтересованным сторонам по­лучить достоверную информацию о продукции, причем в четкой и удобной форме. При заключении договора (контракта) ссылка на стандарт заменяет описание сведений о товаре и обязывает поставщика выполнять указанные требования и подтверждать их; в области инноваций анализ международных и прогрессивных национальных стандартов позволяет узнать и систематизи­ровать сведения о техническом уровне продукции, современных методах ис­пытаний, технологических процессах, а также исключить дублирование; стандартизация методов испытаний позволяет получить сопоставимые харак­теристики продуктов, что играет большую роль в оценке уровня конкуренто­способности товара; стандартизация технологических процессов, с одной стороны, способствует совершенствованию качества продукции, а с другой - повышению эффективности управления производством.

Социальная функция стандартизации заключается в необходимости стремиться включать в стандарты и достигать в производстве такие показа­тели качества объекта стандартизации, которые содействуют здравоохране­нию, санитарно-гигиеническим нормам, безопасности в использовании и возможности экологической утилизации продукта.

Коммуникативная функция связана с достижением взаимопонимания в обществе через обмен информацией. Для этого нужны стандартизованные термины, трактовки понятий, символы, единые правила делопроизводства и т. п.

В Федеральном Законе определены: цели стандартизации, её принци­пы, документы в области стандартизации.

Цели стандартизации. Целями стандартизации являются:

  • повышение уровня безопасности жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного и муниципального иму­щества, объектов с учетом риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, повышение уровня экологической безопасности, безопасности жизни и здоровья животных и растений;
  • обеспечение конкурентоспособности и качества продукции (работ, ус­луг), единства измерений, рационального использования ресурсов, взаимоза­меняемости технических средств (машин и оборудования, их составных час­тей, комплектующих изделий и материалов), технической и информационной совместимости, сопоставимости результатов исследований (испытаний) и измерений, технических и экономико-статистических данных, проведения анализа характеристик продукции (работ, услуг), исполнения государствен­ных заказов, добровольного подтверждения соответствия продукции (работ, услуг);
  • содействие соблюдению требований технических регламентов;
  • создание систем классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации, систем каталогизации продукции (работ, услуг), систем обеспечения качества продукции (работ, услуг), систем поиска и пе­редачи данных, содействие проведению работ по унификации.

Основными задачами стандартизации являются:

  • обеспечение взаимопонимания между разработчиками, изготовите­лями, продавцами и потребителями (заказчиками);
  • установление оптимальных требований к номенклатуре и качеству продукции в интересах потребителя и государства, в том числе обеспе­чивающих ее безопасность для окружающей среды, жизни, здоровья и иму­щества;
  • установление требований по совместимости (конструктивной, элек­трической, электромагнитной, информационной, программной и др.), а также взаимозаменяемости продукции;
  • согласование и увязка показателей и характеристик продукции, ее элементов, комплектующих изделий, сырья и материалов;
  • унификация на основе установления и применения параметрических и типоразмерных рядов, базовых конструкций, конструктивно-унифициро­ванных блочно-модульных составных частей изделий;
  • установление метрологических норм, правил, положений и требо­ваний;
  • нормативно-техническое обеспечение контроля (испытаний, анализа, измерений), сертификации и оценки качества продукции;
  • установление требований к технологическим процессам, в том числе для снижения материалоемкости, энергоемкости и трудоемкости, для обеспе­чения применения малоотходных технологий;
  • создание и ведение систем классификации и кодирования технико­экономической информации.

Трудности, характерные для России, ставят перед стандартизацией и более узкие, конкретизированные задачи, к которым можно отнести на­сыщение рынка безопасными потребительскими товарами и установление цивилизованных барьеров поступлению на российский рынок некачествен­ных импортируемых товаров

Принципы стандартизации. Стандартизация осуществляется в соот­ветствии с принципами:

  • добровольного применения стандартов;
  • максимального учета при разработке стандартов законных интересов заинтересованных лиц;
  • применения международного стандарта как основы разработки нацио­нального стандарта, за исключением случаев, если такое применение призна­но невозможным вследствие несоответствия требований международных стандартов климатическим и географическим особенностям Российской Фе­дерации, техническим и (или) технологическим особенностям или по иным основаниям, либо Российская Федерация в соответствии с установленными процедурами выступала против принятия международного стандарта или от­дельного его положения;
  • недопустимости создания препятствий производству и обращению продукции, выполнению работ и оказанию услуг в большей степени, чем это минимально необходимо для выполнения целей, указанных выше;
  • недопустимости установления таких стандартов, которые противоречат техническим регламентам;
  • обеспечения условий для единообразного применения стандартов.