ПОВЕРКА СРЕДСТВ ИЗМЕРЕНИЙ: ВОПРОСЫ АККРЕДИТАЦИИ

На вопросы читателей отвечают специалисты Росаккредитации

Допустимо ли использование калиброванных, а не поверенных термометров в аккредитованной лаборатории для проведения физико-химических исследований?

В силу пункта 6.4.5 ГОСТ ISO/IEC 17025-2019 оборудование, используемое для измерений, должно обеспечивать точность и/или неопределенность измерений, требуемые для обеспечения достоверного результата.

Согласно пункту 6.4.6 ГОСТ ISO/IEC 17025-2019 измерительное оборудование должно быть калибровано, если точность и неопределенность измерений влияют на достоверность представляемых результатов и/или калибровка оборудования требуется для установления метрологической прослеживаемости представляемых результатов.

В соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона от 26.06.2008 № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» (далее - Федеральный закон № 102-ФЗ) измерения, относящиеся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, должны выполняться по первичным референтным методикам (методам) измерений, референтным методикам (методам) измерений и другим аттестованным методикам (методам) измерений, за исключением методик (методов) измерений, предназначенных для выполнения прямых измерений, с применением средств измерений утвержденного типа, прошедших поверку.

Результаты измерений должны быть выражены в единицах величин, допущенных к применению в Российской Федерации. Пунктом 22 Порядка проведения поверки средств измерений, утвержденного приказом Минпромторга России от 31.07.2020 № 2510, определено, что по заявлению владельца средств измерений или лица, представившего их на поверку, с учетом требований методик поверки аккредитованное на поверку лицо, проводившее поверку, в случае положительных результатов поверки (подтверждено соответствие средств измерений метрологическим требованиям) наносит знак поверки на средства измерений и (или) выдает свидетельства о поверке, оформленные в соответствии с требованиями к содержанию свидетельства о поверке, утверждаемыми настоящим приказом, и (или) в паспорт (формуляр) средств измерений вносит запись о проведенной поверке или в случае отрицательных результатов поверки (не подтверждено соответствие средств измерений метрологическим требованиям) выдает извещения о непригодности к применению средства измерений.

С учетом изложенного лаборатории должны осуществлять измерения, относящиеся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, с применением средств измерений утвержденного типа, прошедших поверку. Дополнительно отмечаем, что в случае если методиками измерений, применяемыми лабораторией в области аккредитации, установлены требования об использовании средств измерений, прошедших процедуру калибровки, то калибровка указанных средств измерений является обязательной.

В иных случаях лаборатории вправе проводить калибровку измерительного оборудования на добровольной основе.

Является ли обязательным при подтверждении компетентности наличие всех стандартных образцов - поверочных газовых смесей, указанных в методике поверки (документе, устанавливающем требования к работам (услугам) по обеспечению единства измерений), если газоанализатор конструктивно предназначен для измерений одной газовой смеси?

 Пунктом 9 статьи 4 Федерального закона от 28.12.2013 № 412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации» (далее - Федеральный закон № 412-ФЗ) установлено, что под областью аккредитации понимается сфера деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя, на осуществление которой подано заявление и (или) которая определена при их аккредитации либо расширена, сокращена или актуализирована.

В силу пункта 8 части 1 статьи 4 Федерального закона № 412-ФЗ под критериями аккредитации понимается совокупность требований, которым должен удовлетворять заявитель и аккредитованное лицо при осуществлении деятельности в определенной области аккредитации.

Пунктом 39 Критериев аккредитации и перечня документов и сведений, подтверждающих соответствие заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 26.10.2020 № 707 (далее - Критерии аккредитации), установлено требование о наличии системы менеджмента качества и соблюдении в деятельности заявителей и аккредитованных лиц, выполняющих работы и (или) оказывающих услуги по обеспечению единства измерений, требований системы менеджмента качества, установленных в соответствии с требованиями пункта 46 настоящих критериев аккредитации и дополнительными требованиями в отдельных областях выполнения работ и (или) оказания услуг по обеспечению единства измерений настоящих критериев аккредитации, за исключением работ и (или) оказания услуг по калибровке средств измерений.

Абзацем первым пункта 43 Критериев аккредитации установлено, что юридическое лицо и индивидуальный предприниматель, выполняющие работы и (или) оказывающие услуги по обеспечению единства измерений, должны обеспечить наличие по месту осуществления деятельности в области аккредитации, в том числе по месту осуществления временных работ, на праве собственности или на ином законном основании, предусматривающем право владения и пользования, помещений, оборудования, эталонов единиц величин, средств измерений, стандартных образцов, реактивов, вспомогательного, испытательного оборудования и иных технических средств и материальных ресурсов, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, необходимых для выполнения работ (оказания услуг) по обеспчению единства измерений в соответствии с требованиями нормативных правовых актов, документов по стандартизации и иных документов, устанавливающих требования к работам (услугам) по обеспечению единства измерений, в соответствии с областью аккредитации, указанной в заявлении об аккредитации или в реестре аккредитованных лиц.

Следовательно, лица, выполняющие работы и (или) оказывающие услуги по поверке средств измерений, должны удовлетворять установленным требованиям Критериев аккредитации.

Опыт работы сотрудников, непосредственно участвующих в поверке средств измерений, составляет не менее одного года. В 5-м абзаце пункта 41 Критериев аккредитации установлено, что опыт работы должен строго соответствовать области аккредитации, указанной в заявлении об аккредитации или в реестре аккредитованных лиц. Можно ли учитывать опыт любой поверки?

5-й абзац пункта 41 Критериев аккредитации является частным случаем (для поверителей) 3-го абзаца пункта 41, который устанавливает общее требование о наличии опыта работы по обеспечению единства измерений в области аккредитации, указанной в заявлении об аккредитации или в реестре аккредитованных лиц, не менее трех лет. В связи с этим требуется наличие у работника опыта работы по поверке средств измерений, соответствующего области аккредитации и его функциональным обязанностям.

Что понимается в пункте 42 Критериев аккредитации под навыками и профессиональными знаниями работников, непосредственно участвующих в выполнении работ (оказании услуг) по обеспечению единства измерений?

 С учетом формулировки пункта 13 Правил осуществления аккредитации в национальной системе аккредитации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26.11.2021 № 2050:

  • под навыками понимается, в том числе, способность работника продемонстрировать на практике выполнение всех этапов работ в заявленной области аккредитации, относящихся к его функциональным обязанностям;
  • под профессиональными знаниями понимается, в том числе, владение работником знаниями документов, включенных в заявляемую (расширяемую) область аккредитации и систему менеджмента качества заявителя (аккредитованного лица), способность к самостоятельной оценке и практическому применению указанных документов в своей деятельности, способность обосновать свои практические действия ссылками на соответствующие нормативные документы.

При аккредитации в области поверки средств измерений экспертная группа не проверяла нас на соответствие пункту 55 Критериев аккредитации, но сейчас мы хотели бы осуществлять деятельность в области использования атомной энергии. Как быть в такой ситуации?

Пункт 55 Критериев аккредитации включает ряд сложных специфических требований, без проверки соответствия которым нельзя допустить аккредитованное лицо к такой деятельности. В случае если начало работы по пункту 55 Критериев аккредитации влечет изменения в области аккредитации, необходимо пройти процедуру расширения области аккредитации. В случае если область аккредитации не меняется, аккредитованное лицо должно внести изменения в документы СМК и внедрить все требования пункта 55 Критериев аккредитации в рамках очередной процедуры подтверждения компетентности аккредитованного лица.

Сроки подтверждения компетентности на право поверки средств измерений для нашего аккредитованного юридического лица истекают: по пятилетнему циклу 20.12.2023 г., по двухлетнему циклу 21.01.2024 г. и с учетом Закона № 412-ФЗ мы должны проходить процедуру подтверждения компетентности в срок 20.12.2023 г., то есть по пятилетнему циклу. Но с учетом Особенностей, принятых Постановлением Правительства Российской Федерации № 353, срок пятилетнего цикла, наступающий до 01.01.2024 г., переносится на 6 месяцев. Означает ли это, что процедуру подтверждения компетентности мы также должны перенести на этот срок? Или следует учитывать его применительно к части 2 статьи 24 и тогда сроком подтверждения станет 21.01.2024 г., потому что новый срок пятилетнего цикла теперь наступит ранее, чем через один год после процедуры двухлетнего цикла?

С учетом положений Особенностей осуществления аккредитации в национальной системе аккредитации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.03.2022 № 353, если с момента вступления в силу Постановления Правительства Российской Федерации № 353 до 01.01.2024 наступают сроки прохождения процедуры подтверждения компетентности, то они однократно переносятся:

  • на 9 месяцев для аккредитованных испытательных лабораторий (центров) и органов инспекции, подведомственных федеральным органам исполнительной власти;
  • на 6 месяцев для иных аккредитованных лиц.

Перенос срока процедуры подтверждения компетентности - это право, а не обязанность аккредитованного лица. При этом аккредитованные лица не освобождены от прохождения плановой процедуры подтверждения компетентности. Перенос сроков прохождения процедуры подтверждения компетентности, предусмотренный Особенностями, распространяется на плановые сроки процедуры подтверждения компетентности, установленные в пунктах 2 и 3 части 1 статьи 24 Федерального закона № 412-ФЗ.

Таким образом, аккредитованное лицо вправе (на выбор):

  • не переносить срок прохождения процедуры ПК-5, представив в Росаккредитацию заявление о проведении процедуры ПК;
  • перенести срок прохождения процедуры ПК-5. В указанном случае аккредитованное лицо обязано будет обратиться в Службу с заявлением о прохождении процедуры подтверждения компетентности в сроки, установленные для ПК-2, при этом указав в заявлении о необходимости прохождения ПК-5 (применяется ч. 2 ст. 24 Федерального закона № 412-ФЗ).

Источник: https://fsa.gov.ru/documents/20743/

Данный материал не является рекламой, направлен на достижение образовательных, просветительских и иных общественно полезных целей.