Компания намерена расширить сегмент агробизнеса, чтобы выпускать 650 тонн мяса в год.
Торговая сеть «Азбука Вкуса» в 2017—2018 годах планирует увеличить маточное стадо абердин-ангусов в своем хозяйстве в Калужской области до 2,7 тыс. Для этого будет расширена существующая площадка, на которой сейчас содержится 450 КРС, и построено еще две на 900 животных каждая. Об этом рассказал руководитель сельскохозяйственного направления «Азбуки Вкуса» Эдуард Бонадыков.
Также компания расширит фидлот, сейчас общее стадо скота насчитывает 1170 КРС, после реализации проекта только на откорме будет стоять 1,2 тыс. бычков в год. Это позволит сдавать на бойню 140−160 животных в месяц и производить 650 т говядины в год, подсчитывает Бонадыков. «Таковы потребности нашей торговой сети, которые мы должны закрыть», — уточняет он. Компания делает ставку на травяной органический откорм, для получения необходимой степени мраморности будет использоваться небольшой объем зерна.
800 голов из увеличенного маточного стада будут собственными — это имеющийся сейчас скот с учетом 350 телок, которые перейдут в разряд коров, продолжает Бонадыков, остальных животных компания будет докупать. «Где именно — в России или за рубежом — пока не определились, — делится он. — Будем рассматривать варианты в зависимости от ветеринарной и экономической ситуации». По его словам, импортный скот предпочтительнее, но не потому, что он лучше отечественного, а из-за того, что в нашей стране абердин-ангусов пока не очень много, и есть риск приобрести животных, которых нельзя использовать в дальнейшей селекции, если это будут родственные линии. «У нас сейчас три группы коров, и мы понимает, что для того, чтобы пускать их в селекцию, нужно где-то брать быков, иначе будет близкородственное скрещивание, и мы не получим хорошего мяса», — комментирует он. Сейчас весь скот у «Азбуки Вкуса» российский, в частности, первую партию хозяйство покупало у компании «Спутник» (Ленинградская область).
По словам Бонадыкова, развивая свой сельхозпроект, «Азбука Вкуса» придерживается стратегии дифференциации в отличие от других агропредприятий, традиционно использующих стратегию низких издержек. «Перед нами не стоит задач сокращения издержек в ущерб качеству — например, за счет применения стимуляторов роста. Наши покупатели очень требовательны к качеству продукции и понимают, почему высококачественное мясо стоит дороже массовой продукции. Именно поэтому торговая сеть в 2013 году начала развивать собственное производство, чтобы контролировать процесс от поля до прилавка, - рассказывает Бонадыков. — Со сторонними поставщиками это не всегда удается. Наше сельхозпроизводство изначально было ориентировано на производство органической продукции без использования синтетических минеральных удобрений и химикатов, различных добавок, которые могут быть потенциально вредны. Когда мы работаем со сторонними поставщиками, теоретически, всегда есть риск, что они будут применяться». Прошедшие годы показали, что продукция хозяйства востребована в торговой сети, и проект экономически целесообразен. Поэтому было принято решение развивать его дальше, тем более что у компании есть люди, обладающие необходимыми компетенциями и опытом.
А вот планов возведения бойни у «Азбуки Вкуса» пока нет — сейчас убой скота производится по аутсорсу. «Мы контролируем процесс, даже ведем видеосъемку на случай возникновения споров по качеству, — рассказал Бонадыков «Агроинвестору». — Если встанет вопрос, что нужно построить бойню, чтобы производить качественную продукцию, если сторонняя бойня не будет справляться со своими задачами, то мы это сделаем, но на сегодняшний день такой необходимости нет».
Кроме того, если создавать бойню, то придется решать вопросы с побочной продукцией — шкурой, субпродуктами и др. — которая не нужна торговой сети. «Это уже будет вертикальная интеграция, а «Азбука Вкуса» все-таки специализируется на торговле, а не традиционном сельском хозяйстве, и наш формат бизнеса предполагает только получение высококачественного мяса, — поясняет Эдуард Бонадыков. — Существующая модель для нас экономически выгодна, и мы ее придерживаемся».
Кроме производства говядины хозяйство занимается овцеводством. Сейчас компания отрабатывает бизнес-процессы на имеющейся овчарне, где содержится романовская порода с примесью мясных пород. В планах — замена этого стада на финского ландраса, поскольку у него лучше показатели продуктивности. «Мы хотим производить ягнятину травяного органического откорма, плановый размер стада — 800 овцематок. Ягнят будем выращивать до 18 кг в убойном весе», — делится Бонадыков.
Еще одно направление агробизнеса компании — овощеводство в открытом грунте по технологиям органического земледелия. В этом году 150 га занято овощами «борщевого набора», кроме того, выращивают кабачки цуккини и тыкву. Основные продукты — картофель и морковь. В 2017-м посевы планируется увеличить до 240 га: 200 га займет картофель, 30 га — морковь, 10 га — свекла. Под остальные агрокультуры площади будут планироваться после обсуждения необходимых объемов производства с коммерческим управлением «Азбуки Вкуса», уточняет Бонадыков.
Объем сделанных инвестиций компании в сельхозпроизводство составляет 350 млн руб. Основные вложения были связаны с приобретением земли, техники и закупкой скота. Главные статьи будущих инвестиций — это также приобретение животных, уточняет Бонадыков. Срок окупаемости проекта он оценивает в восемь-девять лет — как и в среднем по рынку.