Всероссийский опрос ВЦИОМ был проведен 29-30 октября в 130 населенных пунктах 46 регионов России среди 1,6 тысячи респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,5%.
"Помимо овощей и фруктов (рост цен на них в последний месяц-два отметили 65%, в том числе 25% — существенный), ощутимым стало подорожание мяса и мясопродуктов (об этом сказали 66%)", — говорится в материалах исследования.
Социологи подсчитали индекс роста цен, этот показатель измеряется в пунктах и может колебаться в диапазоне от —100 до 100, чем выше значение индекса — тем выше, по мнению россиян, инфляция. В октябре эти индексы на овощи и мясо составили 43 и 45 пунктов соответственно, в сентябре были на отметках 28 и 42 пункта, а в октябре 2015 года — 59 и 60 пунктов.
Также большинство покупателей отметили подорожание молочной продукции (63%, индекс 39 пунктов против 36 в сентябре) и хлебобулочных изделий (52%, индекс 30 пунктов против 32 в сентябре). Чуть менее половины из тех, кто занимается покупками, заметили рост цен на сахар (48%), крупы и макароны (47%) – показатели восприятия инфляции по этим группам товаров составили 28 пунктов, месяц назад оба индекса также были на одной отметке – 30 пунктов.
"Подорожание коммунальных платежей ощутили 67% – рассчитываемый показатель по ним 49 пунктов, что, однако, заметно ниже, чем год назад (81%, 64 пункта). Повышение цен на бензин заметил каждый второй (50%, индекс – 35 пунктов). Расходы на проезд в общественном транспорте по-прежнему остаются наиболее постоянной, среди прочих, статьей расходов: о повышении цен на них сказали только 29%, тогда как 51% не отмечают изменений в сумме оплаты (индекс – 20 пунктов)", — говорится в материалах ВЦИОМ.
При этом индексы роста цен на услуги ЖКХ и проезд за месяц не изменились – в сентябре они составляли также 49 и 20 пунктов соответственно, а вот индекс роста цен на бензин даже снизился в сравнении с сентябрем, когда составлял 37 пунктов.
Эксперт ВЦИОМ Олег Чернозуб отметил, что инфляция в России снижается даже более высокими темпами, чем ожидалось, и по итогам года, вероятнее всего, окажется ниже 6%.
"Общественное сознание вполне адекватно отражает этот процесс. Некоторый всплеск воспринимаемой инфляции по отдельным товарным группам носит сезонный характер. Переломить общую положительную тенденцию данное явление не может", — прокомментировал эксперт результаты опроса.