Об этом сообщает газета «Коммерсантъ».
Производители продуктов, в том числе майонеза, начали получать уведомления о повышении цен на растительное масло с этой недели почти на 20%, до 130 руб. за 1 кг. Это объясняется резким ростом стоимости сырья на мировых рынках. В себестоимости майонеза на масло приходится до 70% затрат. Но производители соусов вряд ли сразу станут транслировать расходы в розничные цены, опасаясь падения спроса.
Маслозаводы начали уведомлять b2b-клиентов о повышении отпускных цен. Как сообщил топ-менеджер крупного производителя майонеза, на прошлой неделе стоимость масла была около 110 руб. за 1 кг, а на этой неделе поставщики подняли цены до 130–135 руб. за 1 кг.
Гендиректор АО «Эссен продакшн АГ» (выпускает майонез, кетчуп, горчицу под брендом «Махеевъ») Леонид Барышев говорит, что после заключения соглашения производителей и ритейлеров стоимость подсолнечного масла в b2b-канале сразу начала расти.
По словам господина Барышева, маслозаводы, вероятно, пытаются переложить убытки от фиксации цен на b2b-клиентов.
Исполнительный директор ГК «Благо» Сергей Бахонкин напоминает, что соглашение фиксирует стоимость рафинированного дезодорированного фасованного масла в торговых сетях и не распространяется на остальную продукцию, например наливное масло, стоимость которого меняется в зависимости от конъюнктуры.
В ГК «Эфко» также объясняют повышение отпускных цен на растительные масла в сегменте b2b ростом цен на мировом рынке. Гендиректор ГК «Русагро» Максим Басов говорит, что группа цены не пересматривала, но отметил, что масла на внутреннем рынке осталось не так много. По словам господина Барышева, в b2b-сегменте уже ощущается нехватка сырья, а урегулировать ситуацию может введение экспортной пошлины.
Растительные масла в мире продолжают дорожать в том числе в связи с увеличением цен на нефть и растущим спросом, отмечает он. По словам гендиректора Института конъюнктуры аграрного рынка Дмитрия Рылько, частично рост мировых котировок может быть связан с опасениями введения экспортной пошлины на российское масло.
По данным «Эссен продакшн АГ», 67% себестоимости майонеза приходится на подсолнечное масло, а повышение цен на масло почти на 35% в течение 2021 года — это рост себестоимости 1 кг майонеза на 23 руб.
Исполнительный директор «Русбренда» Алексей Поповичев отмечает, что производители майонеза не могут проигнорировать столь заметное удорожание ключевого сырья, но компании вряд ли станут резко транслировать рост себестоимости в цены на полках, опасаясь падения спроса. Собеседник «Ъ» на рынке добавляет, что подорожание масла влияет и на производителей другой продукции, например, кондитерских изделий. С учетом роста стоимости сырья, подорожания логистики и невозможности поднять цены в условиях низкой покупательной способности ситуация для поставщиков может быть критичной, указывает он.
После выхода заметки в «Ъ», в Минсельхозе заявили, что обязательства производителей распространяются на масло подсолнечное рафинированное, дезодорированное, произведенное без смешивания с другими видами, без примесей и добавок, в потребительской упаковке. Там добавили, что в целях сохранения стабильных объемов производства рассматривается возможность разработки временного механизма поддержки предприятий, предусматривающего возмещение затрат на производство и реализацию бутилированного масла.