Исследовательский центр «Тинькофф Data» утверждает, что из-за кризиса овощи, фрукты, мясо и даже хлеб многим теперь не по карману.
В первом квартале 2021 года траты россиян на продукты питания, одежду и базовые услуги увеличились на 18% год к году, выяснили в исследовательском центре «Тинькофф Data» на основе анализа трансакций более 13 млн потребителей. Причина — в росте инфляции. По данным Росстата, только в феврале стоимость продуктов, входящих в потребительскую корзину, выросла на 16% год к году. Это значительно выше индексации прожиточного минимума, размер которого, по данным ведомства, с февраля 2020 года по февраль 2021 года вырос лишь на 7,5%.
Разрыв между темпами роста цен и прожиточным минимумом вынуждает россиян серьезно экономить на продуктах, сокращая траты на них.
Так, по данным «Тинькофф Data», в феврале 2021 года покупки яблок упали на 60% год к году. Расходы на приобретение моркови, апельсинов, капусты и хлебобулочных изделий сократились более чем на 40%, картофеля — на 30%, муки — на 13%. Россияне стали меньше есть и мяса: траты на говядину сократились на 25%, свинину — на 13%. При этом потребители увеличили траты на сахар на 18%.
Таким образом, потребители урезали траты на покупку овощей и фруктов на 30-60%, на мясо — до 25%, а на хлебобулочные изделия — на 40%, выяснили аналитики «Тинькофф». Одна из причин — в заметном отставании темпов индексации прожиточного минимума в стране от продуктовой инфляции.
Сейчас продуктовая инфляция находится на самом высоком уровне за последние пять лет, констатирует партнер инвестгруппы «Атон» Виктор Дима. Едва ли это ситуация изменится в ближайшее время.
Исполнительный директор Национального союза хлебопечения Рустам Айдиев не согласен с тенденцией снижения количества покупок хлеба: «Потребление хлеба в кризис, наоборот, растет».
Попытки сократить траты на фоне растущей инфляции привели к росту популярности среди россиян магазинов-дискаунтеров, отмечает Виктор Дима.
То, что россияне выбирают не только дешевые продукты, но и недорогую одежду, подтверждается данными розничных компаний. Так, ритейлеры, продающие стоковые коллекции, нарастили обороты в кризис.
На фоне снижения трат на продукты и одежду у россиян увеличились расходы на государственные сборы, включая налоги, пошлины и штрафы. В первом квартале 2021 года, по данным аналитиков «Тинькофф Data», они выросли на 10%.
Источник: Коммерсантъ