ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОГО САНИТАРНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
Санитарный надзор за питанием населения, являясь частью государственного санитарного надзора в нашей стране, проводится в соответствии с «Основами законодательства Союза ССР и союзных республик о здравоохранении» и «Положением о государственном санитарном надзоре в СССР», утвержденным постановлением Совета Министров СССР № 361 от 31.05.73 г.
Постановлением определено, что государственный санитарный надзор за соблюдением санитарно-гигиенических правил всеми министерствами и ведомствами, учреждениями и гражданами осуществляется органами и учреждениями санитарно-эпидемиологической службы Министерства здравоохранения СССР и министерств здравоохранения союзных республик.
Руководство работой санитарно-эпидемиологической службы возложено на Главное санитарно-эпидемиологическое управление Министерства здравоохранения СССР.
Санитарно-эпидемиологическая служба Министерства здравоохранения СССР осуществляет государственный санитарный надзор на всей территории Союза ССР, за исключением объектов Министерства путей сообщения СССР, Министерства гражданской авиации СССР, Министерства обороны СССР, Комитета Государственной безопасности при Совете Министров СССР и Министерства внутренних дел СССР и союзных республик. На этих объектах санитарный надзор осуществляет ведомственная санитарная служба.
В составе главных санитарно-эпидемиологических управлений союзного и республиканских министерств здравоохранения имеются отделы гигиены питания.
Основным комплексным медицинским учреждением санитарно-эпидемиологической службы СССР является СЭС, призванная осуществлять все виды санитарно-гигиенических и санитарно-противоэиидемических мероприятий в районе обслуживания. Согласно территориальному делению, имеются республиканские, краевые, областные, окружные, городские и районные СЭС.
На водном транспорте имеются бассейновые, портовые и линейные СЭС. В структуре СЭС имеется отделение-гигиены питания.
При отсутствии такого отделения санитарный надзор за питанием населения осуществляет самостоятельно работающий врач по гигиене питания (СЭС сельских районов I и II категории) или общесанитарный врач (СЭС сельских районов III категории). Заведующий отделением гигиены питания подчиняется заведующему санитарно-гигиеническим отделом СЭС, а при отсутствии последнего – главному санитарному врачу СЭС.
Главному государственному врачу предоставляется право:
- предъявлять учреждениям и организациям, а также должностным лицам и отдельным гражданам требования о проведении санитарных и противоэпидемических мероприятий с указанием сроков их исполнения;
- давать основанные на действующих санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемических правилах и нормах заключения по проектам норм проектирования, проектам планировки и застройки населенных пунктов, размещения промышленности;
- давать заключение по выбору земельных участков под строительство, мест водозабора и условиям спуска сточных вод и выбросов в атмосферный воздух;
- давать заключение на технические и рабочие чертежи строящихся предприятий, зданий, сооружений в случаях, когда возникает необходимость частичного отступления от требований действующих норм и правил, а также при отсутствии утвержденных норм и правил;
- рассматривать подлежащие согласованию проекты стандартов и технических условий на новые виды сырья, продуктов питания, промышленных изделий, строительных материалов, тары и упаковочных материалов и изделий из них, а также проекты новых технологических процессов, видов оборудования, приборов и рабочего инструментария, могущих оказать вредное влияние на здоровье людей;
- давать заключение о соответствии вводимых в эксплуатацию жилых домов, зданий культурно-бытового назначения, промышленных и других предприятий и сооружений действующим санитарно-гигиеническим и санитарно- противоэпидемическим правилам и нормам;
- запрещать или приостанавливать до проведения необходимых санитарных и противоэпидемических мероприятий эксплуатацию действующих производственных объектов промышленности, транспорта, сельского хозяйства и связи, предприятий общественного питания, торговли и иных сооружений, зданий;
- запрещать применение химических веществ, средств й методов при производстве и обработке продуктов питания, а также применение стимуляторов роста пищевых сельскохозяйственных растений и животных, химических средств защиты растений, полимерных и пластических масс и других химических продуктов в случае наличия опасности вредного влияния Их на здоровье людей;
- запрещать использование для питания людей пищевых продуктов в случае признания их негодными для употребления в пищу;
- возлагать в необходимых случаях на научно-исследовательские учреждения и лаборатории санитарно-гигиенического профиля, независимо от их подчиненности, проведение гигиенической экспертизы;
- временно отстранять от работы лиц, являющихся бактерионосителями и могущих быть источниками распространения инфекционных болезней в связи с особенностью производства, в котором они заняты, или с выполняемой работой;
- беспрепятственно посещать объекты надзора в любое время суток при предъявлении служебного удостоверения установленной формы и давать указания об устранении обнаруженных санитарных нарушений;
- требовать от должностных лиц и отдельных граждан сведения и документы, необходимые для выяснения санитарного и эпидемиологического состояния объекта;
- производить выемку пищевых продуктов, изделий, предметов и материалов для лабораторного анализа и гигиенической экспертизы, а также пробу пищевых продуктов;
- привлекать к осуществлению текущего санитарного Надзора общественных и санитарных инспекторов.
- Решения и заключения органов и учреждений санитарно-эпидемиологической службы системы Министерства здравоохранения СССР по вопросам, относящимся к их компетенции, обязательны для должностных лиц государственных органов, предприятий, учреждений и организаций, а также для граждан. Должностные лица санитарно-эпидемиологической службы, осуществляющие
- государственный санитарный надзор в области гигиены питания, обязаны:
- вносить на рассмотрение соответствующих органов предложения о проведении необходимых оздоровительных мероприятий в области охраны продуктов питания, предупреждения пищевых отравлений и других вопросов, имеющих отношение к питанию и продовольственному снабжению населения;
- изучать санитарное состояние объектов пищевой промышленности, общественного питания и торговли продовольственными товарами, расположенных на обслуживаемой территории, и сообщать руководителям предприятий и учреждений о несоблюдении их подчиненными установленных гигиенических требований и нормативов с целью привлечения виновных к ответственности;
- сообщать партийным и профсоюзным организациям об имевших место нарушениях для принятия мер общественного воздействия.
Если меры дисциплинарного взыскания и общественного воздействия окажутся недостаточными, то на виновных может быть наложен денежный штраф.
Штрафы за нарушение санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемических правил налагаются: главным государственным санитарным врачом СССР и его заместителями в размере 50 руб. на должностных лиц и до 10 руб. на граждан;
главными государственными санитарными врачами союзных республик и их заместителями в размере 30 руб. на должностных лиц и до 10 руб. на граждан;
главными государственными санитарными врачами автономных республик, краев, областей и их заместителями, главными государственными санитарными врачами округов, городов, имеющих районное деление, й главным государственным санитарным врачом бассейнов на водном транспорте в размере 20 руб. на должностных лиц и до 10 руб. на граждан;
главными государственными санитарными врачами городов, не имеющих районного деления, районов и главными государственными санитарными врачами портов и линейных участков на водном транспорте в размере 10 руб. на должностных лиц и граждан.
Наложение и взыскание штрафов, а также обжалование постановлений о наложении штрафов производятся в порядке, установленном Указом Президиума Верховного Совета СССР от 21 июня 1961 г. «О дальнейшем ограничении применения штрафов, налагаемых в административном порядке».
Действия главных государственных санитарных врачей, кроме того, могут быть обжалованы в 10-дневный срок вышестоящему должностному лицу санитарно-эпидемиологической службы.
Подача жалобы во всех случаях не приостанавливает выполнение обжалованного решения.
В необходимых случаях должностные лица санитарно- эпидемиологической службы имеют право возбуждать перед органами прокуратуры вопрос о привлечении лиц, виновных в нарушении санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемических правил и норм, к уголовной ответственности.
Порядок осуществления государственного санитарного надзора определяется также положениями, инструкциями и другими актами, издаваемыми в установленном порядке Министерством здравоохранения СССР.
Государственный санитарный надзор осуществляется органами и учреждениями санитарно-эпидемиологической службы с широким привлечением населения, профсоюзного актива, актива обществ Красного Креста и Красного Полумесяца, общественных советов при санитарно- эпидемиологических учреждениях, научных медицинских обществах и др.
Органы и учреждения санитарно-эпидемиологической службы организуют и участвуют в осуществлении пропаганды научных гигиенических знаний среди населения.
В функции отделения гигиены питания СЭС входят:
- участие в организации рационального питания различных групп населения, в том числе рабочих, занятых в промышленности и сельском хозяйстве, детей и подростков в дошкольных и школьных учреждениях, лиц пожилого возраста, больных в лечебных учреждениях и др.;
- санитарный контроль за качеством поступающих для снабжения населения пищевых продуктов и профилактика пищевых отравлений;
- текущий санитарный надзор за существующими пищевыми предприятиями;
- предупредительный санитарный надзор за проектируемыми, вновь строящимися, реконструируемыми предприятиями общественного питания, пищевой промышленности и торговли;
- санитарно-просветительная работа среди населения с целью пропаганды знаний о рациональном питании.
- В соответствии с «Положением о государственном санитарном надзоре в СССР» врачам по гигиене питания и их помощникам предоставлены следующие права:
- требовать от должностных лиц сведения и документы, необходимые для выявления санитарного и эпидемического состояния пищевого предприятия;
- производить изъятие пищевых продуктов и материалов для лабораторного анализа и гигиенической экспертизы, а также пробу продуктов;
- беспрепятственно посещать пищевые предприятия в любое время суток и вносить предложения об устранении обнаруженных санитарных нарушений.
Работа отделения гигиены питания, врача и его помощника по гигиене питания СЭС проводится по комплексному плану, в который включаются мероприятия, их исполнители, сроки выполнения по всем указанным выше разделам.
Врачи по гигиене питания и их помощники составляют годовой и квартальный планы, планы-графики обследования объектов. Годовой план работы включает основные задачи отделения гигиены питания, организационные мероприятия, предупредительный санитарный надзор, текущий санитарный надзор, лабораторный контроль, санитарно-просветительную работу с санитарным активом. В квартальных планах более детально и конкретно отражаются мероприятия, выполнение которых предусмотрено основными положениями годового плана на соответствующий квартал. На основании квартального плана врачи по гигиене питания и их помощники составляют индивидуальные планы-графики, в которых отражается работа непосредственно на объектах. Проделанную за день работу санитарные врачи и помощники учитывают путем записей в индивидуальные дневники, подтверждая их составленной документацией.
Для действенной организации санитарного надзора необходим контроль исполнения предписаний в соответствии со сроками, указанными в административно-правовых актах. В случае невыполнения предписаний санитарных органов могут быть применены следующие меры: продление срока выполнения предписания, общественное и административное воздействие, запрещение эксплуатации пищевого объекта, запрещение выработки и продажи пищевого продукта, наложение штрафа, отстранение от работы, привлечение к уголовной ответственности и т.д.
Большой объем мероприятий проводится санитарным врачом и его помощниками при осуществлении текущего санитарного надзора. .
Задачами текущего санитарного надзора являются: проведение систематического наблюдения за качеством и состоянием питания населения, соответствием питания физиолого-гигиеническим требованиям с целью его рационализации и предупреждения алиментарной заболеваемости;
осуществление постоянного контроля за соблюдением санитарно-гигиенических и противоэпидемических условий в местах производства, хранения, транспортировки, реализации пищевых продуктов и готовой пищи с целью своевременного выявления, устранения и предупреждения возможных нарушений.
Работа по текущему санитарному надзору может быть плановой и внеплановой. Основная работа по плановому надзору ведется в соответствии с предусмотренными мероприятиями квартального и месячного графика работы.
Внеплановый текущий санитарный надзор проводится по специальным заданиям органов санитарно-противоэпидемической службы, запросам и обращениям различных учреждений и организаций, а также населения н в связи с возникшими эпидпоказаниями (например, пищевое отравление, случаи массовых или групповых острых желудочно-кишечных заболеваний и др.).
В процессе работы санитарно-эпидемиологическая служба добивается контакта и комплексного разрешения возникающих вопросов совместно с медико-санитарными организациями своего района, а также районными советами, партийными, хозяйственными, профсоюзными и другими общественными организациями. Комплексность в работе должна быть предусмотрена в возможном объеме и плане текущего санитарного надзора.
При текущем санитарном надзоре в ходе обследований пищевых объектов используются лабораторно-инструментальные методы исследований (санитарно-бакте- риологические и санитарно-химические). По заданию отделения гигиены питания Лаборатория осваивает и внедряет в практику необходимые методы исследований.
К прогрессивным формам и методам работы по улучшению деятельности пищевых объектов относится проведение одномоментных целенаправленных рейдовых обследований однотипных предприятий по какому-либо одному вопросу (готовность предприятий общественного питания к работе в весенне-летний период; производство и реализация особо скоропортящихся продуктов питания; соблюдение правил личной и производственной гигиены работниками предприятий общественного питания; соблюдение санитарно-гигиенических требований при получении и первичной обработке молока на молочных фермах и т.п.).
Подобные материалы позволяют предъявлять хозяйственным организациям обоснованные требования, подкрепленные данными целевой одновременной проверки многих объектов. Кроме того* рейдовые проверки позволяют собрать материалы для постановки и обсуждения вопроса с советскими и партийными органами района, города.
Изучая в процессе текущего надзора санитарное состояние пищевых объектов, гигиенические условия производства пищевых продуктов, а также гигиенические условия труда и заболеваемость на пищевом предприятии, санитарные врачи, их помощники (совместно с ведомственными службами, медико-санитарными частями, представителями профсоюзных организаций объектов) разрабатывают планы-задания санитарно-оздоровительных мероприятий для выполнения их администрацией объектов в следующем календарном году.
В планах-заданиях предусматриваются более крупные мероприятия, имеющие значение для благоустройства, улучшения условий производства и снижения заболеваемости рабочих.
Успех мероприятий, проводимых СЭС по поддержанию должного санитарного режима на пищевых объектах, повышению производственной гигиены и санитарной культуры на этих объектах, внедрению принципов рационального питания среди населения, во многом зависит от сознательного отношения к санитарно-гигиеническим и противоэпидемическим требованиям со стороны населения и всех без исключения работников пищевой промышленности, предприятий общественного питания и торгово-складской сети. Санитарно-просветительная работа в области гигиены питания является неотъемлемым элементом повседневной деятельности санитарных врачей и их помощников.
В соответствии с планом проводится следующая санитарно-просветительная работа:
- пропаганда среди населения основ рационального питания;
- ознакомление населения с профилактикой алиментарных заболеваний инфекционной природы;
Организация и контроль за прохождением работниками пищевых предприятий санитарного минимума (знание основ гигиены питания и санитарного дела, знание личной и производственной гигиены и т.п.) в соответствии с установленным порядком, повышение санитарной грамотности и воспитание санитарных навыков среди населения (лекции, беседы, статьи в местной печати).
Чрезвычайно важным является привлечение общественности к проведению санитарно-оздоровительных мероприятий. Основными резервами в этом отношении являются активисты Красного Креста и общественные санитарные инспектора, избираемые на профсоюзных собраниях рабочих и служащих предприятий и учреждений.
Предупредительный санитарный надзор
Основными задачами гигиены питания в области предупредительного санитарного надзора являются: контроль за выполнением санитарных норм и требований при разработке и пересмотре государственных нормативных документов, связанных с выпуском продуктов питания и пищи (ГОСТов, технических условий на продукты питания, оборудование пищевых предприятий, тару, упаковочные материалы для пищевых продуктов), а также нормативных документов по строительству пищевых предприятий, надзор за соблюдением санитарных норм и правил при проектировании, строительстве, реконструкции пищевых предприятий, а также при изменении их профиля, технологического процесса, выпускаемого ассортимента продуктов.
При осуществлении предупредительного санитарного надзора за проектированием, строительством и реконструкцией предприятий необходимо предусмотреть и обеспечить:
- производство и отпуск населению высококачественных по санитарным показаниям продуктов и пищи;
- создание надлежащих санитарно-гигиенических условий для работников, занятых на пищевых предприятиях;
- исключение взаимного неблагоприятного влияния пищевого предприятия и окружающих его объектов.
Предупредительный санитарный надзор за новыми пищевыми объектами слагается из трех этапов:
1) контроль за соблюдением санитарных норм и правил при составлении проектов пищевых предприятий;
2) надзор за выполнением санитарных требований, норм и правил в ходе строительства пищевого объекта;
3) контроль за выполнением санитарных требований, норм и правил при пуске выстроенного или реконструированного объекта в эксплуатацию.
Другие виды предупредительного санитарного надзора направлены на контроль за разработкой стандартов и технических условий на новые виды продуктов питания, тары и упаковки для них; выпуском новых видов пищевых продуктов, посуды, тары, инвентаря, упаковочных материалов, покрытий для технологического, холодильного и торгового оборудования пищевого назначения; использованием новых видов пестицидов, моющих средств и др.
Все новые нормативные документы, новые пищевые Продукты, новые виды посуды, тары, упаковочных материалов проходят тщательное изучение в научно- исследовательских институтах и других научных учреждениях, и только после того, когда установлено, что все они отвечают санитарным требованиям и доказана их абсолютная безвредность, органы санитарного надзора дают разрешение на их внедрение.
ВЕТЕРИНАРНО-САНИТАРНАЯ СЛУЖБА
Ветеринарно-санитарная служба осуществляет все мероприятия по защите населения от заболеваний и гельминтозов, передающихся от животных человеку через пищевые продукты. Особенно важна роль ветеринарно-санитарной службы в обеспечении населения доброкачественным мясом и молоком. Ветеринарно-санитарный надзор, организуемый при этом, представляет собой сложный комплекс ветеринарных мероприятий и наблюдений, осуществляемых как в отношении животных и птиц, так и в отношений пищевых продуктов (мясо, молоко).
В мероприятиях ветеринарно-санитарного надзора видное место занимают наблюдения за состоянием здоровья животных, поступающих для убоя, и состоянием здоровья молочного скота на молочных фермах, снабжающих население молоком. Особенно высокие требования предъявляются к состоянию здоровья животных (коров) на фермах, обеспечивающих молоком детские учреждения.
Ветеринарно-санитарный надзор, осуществляемый в отношении доброкачественности мяса, должен быть непрерывным и преемс/венным. Он должен начинаться с ветеринарного наблюдения за состоянием животных задолго до убоя в районах заготовок и продолжаться вплоть до выпуска готовой продукции из мясокомбинатов и мясоперерабатывающих предприятий.
Наблюдение за эпизоотологическим благополучием в районах заготовок убойного скота также является элементом ветеринарно-санитарного надзора. Важным этапом ветеринарно-санитарного надзора является транспортировка скота к месту убоя, на мясокомбинаты и мясоперерабатывающие предприятия.
В функции ветеринарно-санитарного надзора на мясоперерабатывающих предприятиях входит, помимо ветеринарного наблюдения за состоянием убойных животных, надзор за всем технологическим процессом, убоем, разделкой и обработкой туш, проведение ветеринарной экспертизы туши и ее клеймение. Весьма важная роль принадлежит ветеринарно-санитарному надзору на колхозных рынках, осуществляемому в отношении рыночной торговли мясом.
Органы ветеринарно-санитарного надзора не подчинены органам государственного санитарного надзора, однако последним предоставлено право требовать и проверять выполнение санитарных норм-правил в процессе осуществления ветеринарного надзора на мясоперерабатывающих предприятиях и на рынках.
Деятельность ветеринарно-санитарного надзора должна Протекать в тесном контакте с органами санитарно- эпидемиологической службы и должна быть направлена к единой цели ограждения населения от заболеваний, связанных с употреблением в пищу тех или иных пищевых продуктов.
С развитием птицеводства и рыбоводства возрастает значение ветеринарного надзора и в этих областях сельского хозяйства и видах пищевой промышленности. Подготовка специалистов ветеринаров-орнитологов и ветеринаров-ихтиологов позволяет наиболее эффективно развивать птице- и рыбоводство в стране и еще в большей степени повысить удельный вес птиц, яиц и рыбы в питании населения.
САНИТАРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬНАЯ РАБОТА СРЕДИ НАСЕЛЕНИЯ
Проблема рационального питания не может быть решена без высокой санитарно-гигиенической культуры населения в области гигиены питания. Недостаточные гигиенические знания создают предпосылки возникновения среди населения болезней, являющихся следствием неправильного питания, а также пищевых отравлений и других заболеваний.
Необходимо привить населению навыки правильного питания, бороться с вредными привычками в питании, широко пропагандировать профилактику алиментарных, сердечно-сосудистых, злокачественных, аллергических, желудочно-кишечных и других заболеваний.
Пропагандировать знания по гигиене питания среди населения следует на строго научной основе с изложением основных требований к рациональному, профилактическому и диетическому питанию как средству, способствующему сохранению трудовых ресурсов и снижению трудовых потерь, гармоническому развитию подрастающего поколения, удлинению активного периода жизни старших возрастных групп населения, снижению заболеваемости и смертности.
Мероприятиями по пропаганде знаний в области гигиены питания среди широких слоев населения следует прежде всего охватывать «организаторов» питания в семье (женщин). Пропаганда знаний по внедрению рационального питания должна быть свободной от моды и различных сенсационных сведений в области питания.
При пропаганде знаний по гигиене питания используют массовую, групповую и индивидуальную формы. Различают устный, печатный и наглядный методы пропаганды, каждый из которых выполняет специфические функции.
При проведении санитарно-просветительной работы по гигиене питания следует предусмотреть беседы, лекции по следующим темам:
1. Профилактика пищевых токсикоинфекций, желудочно-кишечных инфекций, передающихся с пищей.
2. Рациональное питание различных групп населения.
3. Лечебно-профилактическое питание промышленных рабочих.
4. Роль рационального питания в профилактике алиментарных заболеваний.
5. Витамины и их роль в питании человека.
6. Охрана пищевых продуктов от бактериального загрязнения.
7. Применение пестицидов и их возможное влияние на организм человека.
8. Полимерные материалы в быту и их правильное применение.
9. Гигиенические основы консервирования пищевых продуктов.
10. Гигиенические основы кулинарного процесса обработки пищи.
САНИТАРНЫЙ АКТИВ
Эффективность текущего санитарного надзора может быть резко повышена, если к его осуществлению привлекаются представители общественных организаций предприятия (члены профкома, члены Красного Креста и Красного Полумесяца и др.). Эти лица являются общественными помощниками санитарной службы в повседневной профилактической работе. Кроме того, санитарный актив можно формировать из представителей народного контроля, студентов вузов, учащихся техникумов, рабочих предприятий.
С санитарным активом врач СЭС – специалист по гигиене питания – проводит занятия, на которых освещает следующие вопросы:
- основы рационального питания и его значение для здоровья населения;
- понятие о микробах и основы эпидемиологии в области гигиены питания;
- пищевые отравления и их предупреждение;
- санитарные требования к устройству, оборудованию и содержанию предприятий общественного питания;
- санитарные требования к качеству пищевых продуктов, их перевозке и хранению;
- санитарные требования к кулинарной обработке продуктов и раздаче пищи;
- личная гигиена, санитарная грамотность и ответственность за выполнение санитарных правил работников общественного питания.
Большую помощь в работе санитарно-эпидемиологической службы может оказать санитарный актив, созданный из наиболее грамотных и исполнительных в санитарном отношении работников самого пищевого предприятия. В каждом цехе и на каждом производственном участке назначается санитарный пост из числа занятых там работников. Им вменяется в обязанность осуществлять систематическое наблюдение за выполнением санитарных правил, а при нарушениях извещать администрацию и санитарную службу.
ОБЯЗАННОСТИ САНИТАРНОГО ФЕЛЬДШЕРА
Санитарный фельдшер, являясь основным помощником санитарного врача городской или районной СЭС, осуществляет по его указанию или на основе нормативных документов контроль за выполнением рекомендаций по организации рационального питания рабочих промышленных предприятий, детей и подростков, диетического питания в больницах, санаториях, профилакториях, домах отдыха и т. п. Этот раздел работы требует современных знаний о влиянии пищевых веществ на организм в зависимости от профессии, возраста, состояния здоровья, климатических условий, а также физиологических рекомендаций по содержанию в рационе питания пищевых веществ и их соотношению.
Хорошая практическая подготовленность санитарного фельдшера по вопросам гигиенической экспертизы пищевых продуктов необходима для осуществления контроля за доброкачественностью пищевых продуктов, реализуемых на предприятиях общественного питания и торговли. Санитарный фельдшер должен уметь отобрать пробы и составить средние образцы для исследования, владеть методами лабораторного анализа пищевых продуктов.
Хорошее знание технологических процессов производства основных пищевых продуктов и приготовления пищи на предприятиях общественного питания позволит санитарному фельдшеру квалифицированно осуществлять текущий санитарный надзор.
Санитарный фельдшер, наряду с врачом, принимает активное участие и в выполнение предупредительного санитарного надзора: оформляет документы, обследует строящиеся пищевые объекты на различных этапах их строительства, участвует в комиссии при составлении актов на скрытые работы и т. д.
Санитарный фельдшер выполняет соответствующие разделы комплексного плана СЭС по профилактике желудочно-кишечных и алиментарных заболеваний, а также активно участвует в санитарно-просветительной работе среди работников пищевых предприятий и населения.