Хлеб после выхода из печи подают ленточными транспортерами на циркуляционные столы, а затем перекладывают на лотки. Для изделий большой массы используют трехбортные лотки с решетчатым дном, а для мелкоштучных булочных и сдобных изделий — четырехбортные со сплошным дном. В настоящее время широко применяют легкие пластмассовые лотки, хорошо поддающиеся санитарной обработке.
Хлеб должен укладываться таким образом, чтобы он не мялся и сохранял свою форму. Запрещается укладка и хранение горячего хлеба на полках в несколько рядов, круглого — на ребро.
Лотки с изделиями помещают в передвижные вагонетки или контейнеры закрытого или открытого типа. Наиболее распространен способ хранения и перевозки хлеба в контейнерах ХКЛ-18, которые загружают в автомашину. В магазинах торговлю хлебом осуществляют из контейнеров.
Укладка, хранение, транспортирование хлеба и булочных изделий должны производиться в соответствии с ГОСТ 8227, бараночных — ГОСТ 7128, сухарных — ГОСТ 8494.
Систематический контроль качества изделий по органолептическим показателям и на соответствие их действующим ГОСТ, ТУ осуществляется сменными бракерами или лицами, их замещающими, при выходе хлеба, булочных и бараночных изделий из печи или при укладке их на вагонетки.
После укладки изделия хранят в остывочном отделении хлебозавода, в котором проводят учет, сортировку и органолептическую оценку изделий. Продукция подвергается балльной оценке. Оценка качества хлеба по физико-химическим показателям проводится ежедневно лабораторией. При отсутствии на предприятии лаборатории физико-химическая оценка качества хлеба осуществляется органами Роспотребнадзора.
Порядок отбраковки хлеба на хлебопекарном предприятии изложен в «Правилах бракеража».
В остывочных отделениях и экспедициях некоторых хлебопекарных предприятий Москвы, Санкт-Петербурга и других городов процесс передвижения контейнеров, их загрузка в автомашины и выгрузка механизированы.
В состав комплексно-механизированной линии хранения и транспортирования хлеба по схеме УкрНИИпрод- маша входит следующее оборудование: унифицированные лотки, контейнеры, транспортные устройства для подачи хлеба к хлебоукладывающим агрегатам с механизмами ориентирования хлеба; агрегаты для укладки хлеба (формового, подового круглого, батонов и городских булок), транспортные устройства остывочного отделения и экспедиции; оборудование для комплектации отгрузочных партий контейнеров с продукцией, их погрузки в автохлебовозы и выгрузки пустых контейнеров на хлебозаводе; механизмы ориентирования автохлебовозов и стыковки их с транспортными устройствами экспедиции; пульт диспетчера для комплектации контейнеров и учета продукции, агрегат для санитарной обработки лотков, оборудование для ручной укладки хлеба в аварийных случаях.
Установлены сроки хранения хлебобулочных изделий на предприятии, которые исчисляются с момента выхода изделий из печи до момента доставки их в магазин (табл. 11.1). При этом необходимо обеспечить температуру в остывочном отделении 18-20°С и относительную влажность воздуха 65-70%.
Хлеб, хранившийся на предприятии или в магазине свыше установленных сроков, подлежит переработке. Сроки хранения упакованных изделий на предприятии исчисляются с момента упаковывания.
Заключительной операцией технологического процесса производства хлебобулочных изделий является их упаковывание. Упаковка хлеба выполняет несколько функций, из которых четыре наиболее значимые: защитная, увеличение срока хранения, информационная и маркетинговая. Первая обеспечивает защиту от воздействия внешних факторов — таких, как влажность, пыль, насекомые, механические повреждения и потеря товарного вида на всех этапах пути от производителя до потребителя: погрузка-разгрузка, транспортирование, продажа в магазине или палатке и т. д. Вторая замедляет процесс черствения и увеличивает срок хранения изделий, так как полностью предотвратить черствение мякиша не удается; третья позволяет покупателю идентифицировать производителя хлеба, предоставляет ему информацию о составе, сроке изготовления, пищевой и энергетической ценности ит. д.; четвертая играет значительную роль в увеличении объема продаж и расширении производства, так как прозрачная глянцевая упаковка с ярким рисунком заставляет покупателя обратить внимание на данный товар, а в дальнейшем позволяет ему легко находить понравившуюся продукцию на прилавке.
Упаковка хлебобулочных изделий должна быть прозрачной, чтобы покупатель визуально мог оценить качество и внешний вид продукта. Производитель получает еще одно преимущество: защиту его продукции от подделки.