Транспортировка.
В период транспортировки и подготовки животных к убою происходит резкое изменение привычных условий их содержания, что вызывает стрессовое состояние различной силы и продолжительности. Стресс приводит к нарушениям направленности биохимических процессов, в результате чего уменьшается выход и снижается качество мяса. В результате нарушения хода гликолиза в неохлажденных мышцах ускоряются денатурационные изменения белков и соответственно снижается влагосвязывающая способность мяса.
Основная задача доубойной подготовки: предупреждение стресса у животных.
Во время стресса под воздействием адреналина, который выбрасывается в кровь, кровеносные сосуды мышц расширяются. При этом в капиллярах и сосудах остается большое количество крови, что ухудшает обескровливание и делает мясо темным.
В результате стресса значительно снижаются защитные функции организма, а это приводит к проникновению микроорганизмов через кровеносные сосуды в ткани и органы животных, что увеличивает обсемененность полученного мяса.
Влияние стресса животных на качество мясного сырья:
- снижение водосвязывающей способности;
- плохое обескровливание;
- темный цвет;
- повышение микробиальной обсемененности.
Наиболее стрессочувствительными животными являются свиньи, из-за повышенной возбудимости и генетический наследственности к стрессу.
Каждый этап предубойной подготовки скота должен быть организован таким образом, чтобы снизить вероятность стресса у животных.
На заключительном этапе выращивания крупный рогатый скот и свиньи должны получать адекватный корм и не должны голодать, чтобы обеспечить нормальный уровень гликогена в мышцах. За 10-12 часов до начала погрузки животных кормление прекращается.
Для равномерной и бесперебойной работы предприятий мясной промышленности доставка скота должна производиться по графику. Скот доставляют гоном, автомобильным, водным и железнодорожным транспортом. Перед отправкой производят ветеринарный осмотр каждой партии скота или птицы и выдают ветеринарное свидетельство, гуртовую ведомость и дорожный журнал. В них указывают пол, возраст, живую массу, упитанность, порядковый номер, количество голов, данные об отсутствии инфекционных заболеваний, характер ветеринарной обработки, маршрут, пункты кормления и водопоя.
Гоном животных доставляют на близкие расстояния в пастбищный период.
Автомобильным транспортом перевозят скот на расстояние до 300 км грузовыми и специальными машинами — скотовозами.
Основное преимущество автотранспорта — сокращение длительности перевозки в 2-3 раза по сравнению с железной дорогой.
Перевозить скот по железной дороге в специально оборудованных вагонах на расстояние свыше 800 км не рекомендуется.
Птицу перевозят в ящиках-клетках или контейнерах, в оборудованных для этой цели птицевозах. Оптимальный радиус доставки птицы — 45-50 км. Кроликов доставляют в клетках и контейнерах, обеспечивающих их индивидуальное размещение и сохранность волосяного покрова.
К транспортировке нельзя допускать больных и ослабленных животных. Во избежание травматизма необходимо перевозить животных партиями одного вида, пола и возраста. При длительной доставке во избежание снижения запасов гликогена животных периодически кормят, не изменяя привычного рациона; воду дают без ограничений.
При транспортировке животных источниками стресса могут быть неосторожное обращение при погрузке-разгрузке, внешние воздействия (колебание температуры и относительной влажности воздуха), использование не оснащенных для этой цели транспортных средств, способ содержания животных во время транспортировки (отсутствие группировки животных по виду, полу и возрасту).
Основная задача транспортировки:
- доставка животных в кратчайший срок;
- исключение потерь живой массы;
- уберечь от заболеваний.
Сила и продолжительность действия указанных факторов на организм в значительной степени зависят от возраста, пола, породы, типа, живой массы, упитанности убойных животных, режимов предубойной подготовки животных и других факторов.
Условия транспортировки животных имеют важное значение для сохранения качества мяса не только из-за стресса, но и вследствие травматизма животных, которого не удается избежать. Травматизм приводит к необходимости зачистки туш от травматических повреждений с последующим переходом их в нестандартные, а повреждения кожного покрова снижают сортность шкур. Транспортные средства для доставки убойных животных и птицы на переработку должны обеспечивать соблюдение ветеринарно-санитарных и зоогигиенических правил, направленных на исключение падежа и травм животных, потерь живой массы, снижения психологической и стрессовой нагрузки. Транспортные средства должны быть специально оборудованы, оснащены вентиляцией, рифлеными металлическими полами, перегородками, кормушками и поилками. Использование неспециализированного транспорта для перевозки животных на убой приводит к повреждениям и порывам шкуры, переломам костей и т.д.
Наилучшим транспортным средством для перевозки животных являются современные специализированные скотовозы, оснащенные гидравлическими подъемниками, автоматическими весами, корытами, кормушками, принудительной вентиляцией, рифленым металлическим полом, передвижными перегородками. В таких условиях есть возможность отделения свиней перегородками, а крупного рогатого скота — привязыванием, что предотвращает скученность, стесненность животных, а это соответственно уменьшает расход гликогена в мышцах на 8-41 %.
Специальные автомобили для перевозки скота, которые могут быть одноярусными или двухъярусными (рис. 1. 2), отвечают всем требованиям.
Загрузка в автомобили — трудоемкий процесс, поскольку приходится преодолевать сопротивление животных. Кроме того, смешивание животных разных групп вызывает повышенное возбуждение и агрессию, что приводит к травмам. В связи с этим необходимо сохранять в одной партии группы животных, выращенных в одном загоне.
Крупный рогатый скот загружают в одноярусные машины для перевозки по трапу (рис. 1.3 а) или с эстакады платформы (рис. 1.3 б), угол наклона трапа должен быть не более 25°.
Свиней лучше всего перевозить в контейнерах, предназначенных для механизации доставки свиней из свиноводческих комплексов на предприятия убоя (рис. 1.4). Контейнер вместе с животными погружают и разгружают с помощью автопогрузчика.
При загрузке свиней и мелкого рогатого скота в специальные автомобили для перевозки с неподвижно укрепленными ярусами (рис. 1.5 а) используют гидравлический подъемник. Платформа подъемника служит задней дверью кузова.
По схеме, показанной на рис. 1.5 б, пол можно перемещать вертикально путем вращения винтов. Загрузку многоярусного кузова начинают при опущенном верхнем ярусе по трапу.
Наибольший процент потерь происходит в первые 24-36 часов перевозки. Масса и упитанность также влияют на потери.
Транспортировка, например, свиней на расстояние до 100 км не уменьшает живую массу животных, но изменяет pH мяса.
Длительность перевозки животных снижает резервы гликогена в тканях, что приводит к повышению pH мяса.