No module Published on Offcanvas position

ТЕХНОЛОГИЯ ПРЕДУБОЙНОЙ ПОДГОТОВКИ ЖИВОТНЫХ

Транспортировка.

В период транспортировки и под­готовки животных к убою происходит резкое изменение привычных условий их содержания, что вызывает стрессо­вое состояние различной силы и про­должительности. Стресс приводит к нарушениям направленности биохими­ческих процессов, в результате чего уменьшается выход и снижается качество мяса. В результате нарушения хода гликолиза в неохлажденных мышцах ускоряются денатурационные изменения белков и соответственно снижается влагосвязывающая способность мяса.

Основная задача доубойной подготовки: предупреждение стресса у животных.

Во время стресса под воздействием адреналина, который выбрасывается в кровь, кровеносные сосуды мышц расширяются. При этом в капиллярах и сосудах остается большое количество крови, что ухудшает обескровливание и делает мясо темным.

В результате стресса значительно снижа­ются защитные функции организма, а это при­водит к проникновению микроорганизмов че­рез кровеносные сосуды в ткани и органы животных, что увеличивает обсемененность полученного мяса.

Влияние стресса животных на качество мясного сырья:

  • снижение водосвязывающей способности;
  • плохое обескровливание;
  • темный цвет;
  • повышение микробиальной обсемененности.

Наиболее стрессочувствительными живот­ными являются свиньи, из-за повышенной воз­будимости и генетический наследственности к стрессу.

Каждый этап предубойной подготовки скота должен быть организован та­ким образом, чтобы снизить вероятность стресса у животных.

На заключительном этапе выращивания крупный рогатый скот и свиньи должны получать адекватный корм и не должны голодать, чтобы обеспечить нормальный уровень гликогена в мышцах. За 10-12 часов до начала погруз­ки животных кормление прекращается.

Для равномерной и бесперебойной работы предприятий мясной промы­шленности доставка скота должна производиться по графику. Скот доста­вляют гоном, автомобильным, водным и железнодорожным транспортом. Перед отправкой производят ветеринарный осмотр каждой партии скота или птицы и выдают ветеринарное свидетельство, гуртовую ведомость и до­рожный журнал. В них указывают пол, возраст, живую массу, упитанность, порядковый номер, количество голов, данные об отсутствии инфекционных заболеваний, характер ветеринарной обработки, маршрут, пункты кормле­ния и водопоя.

Гоном животных доставляют на близкие расстояния в пастбищный пе­риод.

Автомобильным транспортом перевозят скот на расстояние до 300 км грузовыми и специальными машинами — скотовозами.

Основное преимущество автотранспорта — сокращение длительности перевозки в 2-3 раза по сравнению с железной дорогой.

Перевозить скот по железной дороге в специально оборудованных ваго­нах на расстояние свыше 800 км не рекомендуется.

Птицу перевозят в ящиках-клетках или контейнерах, в оборудованных для этой цели птицевозах. Оптимальный радиус доставки птицы — 45-50 км. Кроликов доставляют в клетках и контейнерах, обеспечивающих их индиви­дуальное размещение и сохранность волосяного покрова.

К транспортировке нельзя допускать больных и ослабленных животных. Во избежание травматизма необходимо перевозить животных партиями од­ного вида, пола и возраста. При длительной доставке во избежание сниже­ния запасов гликогена животных периодически кормят, не изменяя при­вычного рациона; воду дают без ограничений.

При транспортировке животных источника­ми стресса могут быть неосторожное обращение при погрузке-разгрузке, внешние воздействия (колебание температуры и относительной влаж­ности воздуха), использование не оснащенных для этой цели транспортных средств, способ со­держания животных во время транспортировки (отсутствие группировки животных по виду, полу и возрасту).

Основная задача транспортировки:

  • доставка животных в кратчайший срок;
  • исключение потерь живой массы;
  • уберечь от заболеваний.

Сила и продолжительность действия указанных факторов на организм в значительной степени зависят от возраста, пола, породы, типа, живой мас­сы, упитанности убойных животных, режимов предубойной подготовки жи­вотных и других факторов.

Условия транспортировки животных имеют важное значение для сохранения качества мя­са не только из-за стресса, но и вследствие травматизма животных, которого не удается избежать. Травматизм приводит к необходимо­сти зачистки туш от травматических повреж­дений с последующим переходом их в нестан­дартные, а повреждения кожного покрова снижают сортность шкур. Транспортные сред­ства для доставки убойных животных и птицы на переработку должны обеспечивать соблюде­ние ветеринарно-санитарных и зоогигиенических правил, направленных на исключение па­дежа и травм животных, потерь живой массы, снижения психологической и стрессовой на­грузки. Транспортные средства должны быть специально оборудованы, оснащены вентиля­цией, рифлеными металлическими полами, перегородками, кормушками и поилками. Использование неспециализированного транспорта для перевоз­ки животных на убой приводит к повреждениям и порывам шкуры, перело­мам костей и т.д.

Наилучшим транспортным средством для перевозки животных являют­ся современные специализированные скотовозы, оснащенные гидравличе­скими подъемниками, автоматическими весами, корытами, кормушками, принудительной вентиляцией, рифленым металлическим полом, передвиж­ными перегородками. В таких условиях есть возможность отделения свиней перегородками, а крупного рогатого скота — привязыванием, что предотвра­щает скученность, стесненность животных, а это соответственно уменьшает расход гликогена в мышцах на 8-41 %.

Специальные автомобили для перевозки скота, которые могут быть одноярусными или двухъярусными (рис. 1. 2), отвечают всем требованиям.

2021-10-13_19-57-19.png

Загрузка в автомобили — трудоемкий процесс, поскольку приходится преодолевать сопротивление животных. Кроме того, сме­шивание животных разных групп вызывает повышенное возбуждение и агрессию, что приводит к травмам. В связи с этим необхо­димо сохранять в одной партии группы жи­вотных, выращенных в одном загоне.

Крупный рогатый скот загружают в од­ноярусные машины для перевозки по трапу (рис. 1.3 а) или с эстакады платформы (рис. 1.3 б), угол наклона трапа должен быть не более 25°.

Свиней лучше всего перевозить в кон­тейнерах, предназначенных для механизации доставки свиней из свиноводческих ком­плексов на предприятия убоя (рис. 1.4). Кон­тейнер вместе с животными погружают и разгружают с помощью автопогрузчика.

При загрузке свиней и мелкого рогатого скота в специальные автомобили для перевоз­ки с неподвижно укрепленными ярусами (рис. 1.5 а) используют гидравличе­ский подъемник. Платформа подъемника служит задней дверью кузова.

По схеме, показанной на рис. 1.5 б, пол можно перемещать вертикально путем враще­ния винтов. Загрузку многоярусного кузова начинают при опущенном верхнем ярусе по трапу.

Наибольший процент потерь происхо­дит в первые 24-36 часов перевозки. Масса и упитанность также влияют на потери.

Транспортировка, например, свиней на расстояние до 100 км не уменьшает живую массу животных, но изменяет pH мяса.

Длительность перевозки животных сни­жает резервы гликогена в тканях, что приво­дит к повышению pH мяса.