При температуре ниже криоскопической точки тканевой жидкости мяса развивается процесс фазового превращения воды в кристаллический лед. В связи с тем, что мясной сок является раствором солей, он имеет температуру начала замерзания или криоскопическую точку в диапазоне от -0,6 до 1,2 °С (кровь от -0,55 до -0,56 °С). Для начала процесса необходимо не только получение температуры ниже криоскопической, т.е. достижение стадии переохлаждения, но и появление центров кристаллизации — зародышей кристаллов. Такими зародышами могут быть твердые и коллоидные частицы, коагулят белков и т.д. Центры кристаллизации возникают, прежде всего, в межклеточных пространствах, так как там концентрация тканевого сока меньше, чем внутри волокна.
Характер льдообразования в тканях мяса при непрерывном отводе теплоты определяется двумя факторами: скоростью роста числа центров кристаллизации и скоростью роста самих кристаллов.
Максимальная скорость роста размеров кристалла приходится на температурный интервал -1-5 °С. Скорость образования зародышей кристаллов имеет максимум в более глубокой зоне охлаждения. Следовательно, при медленном охлаждении за счет высокой скорости роста кристаллов они образуются крупными (до 1000 мкм).
Образование кристаллов повышает концентрацию межклеточной жидкости и ее осмотическое давление. Возникает диффузионный перенос воды из клетки в межклеточное пространство (криоосмос). При относительно небольшой скорости теплоотвода происходит рост кристаллов только в межклеточном пространстве. В клетках кристаллы не образуются, но они обезвоживаются.
Образование крупных кристаллов льда в практике замораживания мяса — явление нежелательное. Большая часть воды после таяния кристаллов теряет связь с белками и выделяется из мяса в виде сока. С ним теряются вкусовые и питательные вещества, ухудшается качество мяса и его функциональные свойства.
При средних и высоких скоростях охлаждения отмечают сочетание быстрого роста числа центров кристаллизации и высокой скорости увеличения их размеров. Кристаллы льда образуются небольших размеров (5-20 мкм).
При сверхбыстром замораживании (при температуре -93 -194 °С) до 90 % кристаллов образуется внутри волокон. Они имеют размеры 0,2-0,3 мкм и оказывают не такое сильное деформирующее воздействие на ткани мяса, как крупные кристаллы, что положительно влияет на качество замораживаемого сырья.
При высоких скоростях отвода теплоты кристаллы равномерно распределены как непосредственно в волокнах, так и в межволоконных пространствах, что уменьшает потери сока при размораживании.
Таким образом, размеры и характер распределения кристаллов в тканях определяют размеры потерь тканевой жидкости при размораживании мяса. Для исключения отрицательного влияния криоосмоса, получения мелкокристаллической структуры льда в местах естественного распределения воды в тканях без ее миграции необходимо сырье замораживать с высокой скоростью.
Продукт, поступающий на замораживание, обычно имеет температуру, которая выше криоскопической. Поэтому процесс замораживания складывается из трех этапов: охлаждение продукта до криоскопической температуры, собственно замораживание, когда происходит кристаллизация основной массы влаги, и доведение температуры продукта до заданной.
Графическое изменение температуры продукта во времени носит название кривых замораживания. На рис. 10.4 показана кривая замораживания мяса при различных скоростях замораживания.
Кривая 1 относится к медленно замороженному мясу. Участок А-S соответствует периоду охлаждения до момента, при котором еще не образовались кристаллы льда. В точке S начинается кристаллизация или замораживание. Выделенная теплота кристаллизации — причина повышения температуры до точки В. Участок В-С соответствует периоду, при котором замерзает основная часть влаги, находящейся в продукте. Наклон кривой не резкий, так как выделяющаяся теплота кристаллизации льда слабо отводится из-за медленного теплообмена. После точки С замерзает мало воды, выделяется мало теплоты и поэтому температура продукта понижается до температуры, близкой к температуре охлаждающей среды.
В технологии замораживания наибольший интерес представляет второй этап, соответствующий зоне наибольшего кристаллообразования (участок В-С). Холод при прохождении данного участка расходуется в большей степени на компенсацию теплоты льдообразования. Упорядочение структуры жидкости при кристаллизации сопряжено с уменьшением интенсивности молекулярного движения, что сопровождается освобождением значительного количества внутренней энергии, выделяющейся в виде скрытой теплоты фазового превращения из жидкого в твердое состояние. Если интенсифицировать отвод скрытой теплоты льдообразования, то можно добиться получения мелкокристаллической структуры льда в тканях мяса. Участок В-С на кривой 3 (см. рис. 10.4) практически отсутствует. Кривая 2 характеризует изменение температуры при средней скорости замораживания.
На первом этапе расходуется 15-20 %, втором — около 55 % и третьем — 20-25 % холода, что свидетельствует о наибольшей энергоемкости фазового перехода воды в лед. Значительное уменьшение расхода холода на третьем этапе по сравнению со вторым объясняется резким снижением термического сопротивления замороженной части мяса вследствие увеличения теплопроводности почти в 2,5 раза.
Распределение температурного поля в объеме мяса при замораживании крайне неравномерно: поверхностные слои мяса замерзают сразу, в то время как в центре температура еще значительно выше криоскопической точки. Чем быстрее процесс замораживания, тем больше неравномерность распределения температуры в толще мяса.
Динамика вымораживания воды. В холодильной технологии воду, превратившуюся в лед, называют вымороженной. Процесс замораживания мяса можно рассматривать, прежде всего, как процесс замерзания тканевой жидкости. Эта жидкость состоит из водорастворимых минеральных солей (электролитов) и органических гидрофильных веществ коллоидного характера (белковые золи, гели).
Наибольшее влияние на криоскопическую температуру оказывают электролиты. При замораживании тканей мяса после достижения крноскопической точки начинает вымерзать или кристаллизоваться чистая вода. Соответственно этому концентрация электролитов оставшейся жидкой фазы возрастает и ее криоскопическая температура понижается. До определенного предела по мере снижения температуры вымерзают все новые количества воды, но какая-то ее часть с наибольшей энергией связи с материалом остается не замерзшей.
Динамика вымораживания воды в тканях мяса в зависимости от температуры показана на рис. 10.5. Наиболее интенсивно фазовый переход воды происходит при температуре — 4 ± 2 °С.
Анализируя динамику вымораживания воды в тканях мяса можно подойти к обоснованию температуры его замораживания.
Так, при температуре -18 -20 °С около 90 % свободной воды, содержащейся в мясе, переходит в лед, при этом в основном инактивируются протеолитические ферменты.
Снижение температуры до -30 °С обеспечивает переход в состояние льда еще около 1,5 % воды, что значительно снижает активность липолитических ферментов.
Более глубоким замораживанием можно достичь и вымораживание связанной воды, однако такое замораживание технически сложно и экономически не выгодно. Поэтому при низкотемпературной обработке достаточная степень консервирования достигается при замораживании нежирного сырья до температуры -18 -20 °С, жирного — -25 -30 °С.
Количество вымороженной воды в продукте является функцией температуры.
Для расчета количества вымороженной воды рекомендуется формула, предложенная Д. Г. Рютовым:
Для расчетов количество связанной воды в продуктах животного происхождения берут b = 0,27 кг/кг, растительного — b = 0,12 кг/кг сухого вещества.