При замораживании мяса в нем происходят сложные физико-химические, гистологические, коллоидно-биохимические и микробиологические изменения, которые приводят к изменениям исходных свойств.
Гистологические изменения. Образование кристаллов льда, наличие у них острых граней вызывают необратимые изменения в естественной структуре тканей мяса.
Распределение кристаллов льда в структуре мяса, их размер и форма зависят как от условий замораживания, так и свойств сырья.
При медленном замораживании с образованием крупных кристаллов вне клеток может быть повреждена исходная структура клеток вследствие нарушения полупроницаемости мембран и механического разрушения клеточных оболочек кристаллами льда.
Быстрое замораживание значительно предотвращает диффузионное перераспределение влаги и растворенных веществ и способствует образованию мелких, равномерно распределенных кристаллов льда.
Существует прямая зависимость между размерами кристаллов и степенью повреждения тканевых структур. Наибольшие структурные изменения отмечают при медленном замораживании вследствие образования крупных кристаллов льда. В то же время возможно значительное механическое повреждение материала при сверхбыстром замораживании. Появление трещин и разрывов при замораживании продуктов в жидком азоте объясняется возникновением в системе значительных механических повреждений, приводящих к разрушению периферийных слоев продукта из-за утраты его пластических свойств.
Помимо внешних условий замораживания существенное влияние на структурные изменения мяса оказывают состав и свойства сырья. Состояние мембран и клеточных оболочек, их проницаемость, молярная концентрация растворенных веществ, степень гидратации белков предопределяют особенности распределения льда в системе, размер и форму кристаллов.
Например, высокая степень гидратации белков парного мяса, низкая проницаемость сарколеммы на этой стадии автолиза препятствуют перемещению влаги из мышечного волокна при замораживании. Поэтому кристаллы льда сосредоточены внутри мышечного волокна. В ходе развития посмертных изменений мяса, когда уменьшается гидратация мышечных белков и увеличивается проницаемость мембран и клеточных оболочек, замораживание сопровождается значительной миграцией влаги в межволоконное пространство и образованием в нем крупных кристаллов льда. Таким образом, максимальное сохранение качества мяса обеспечивает проведение холодильной обработки на ранних стадиях автолиза.
Коллоидно-биохимические изменения. Изменения нативного состояния мышечных белков при замораживании имеют существенные практические последствия, так как влияют на потери мясного сока при размораживании. Снижение этих потерь является важной технологической задачей.
Ведущая роль в биохимических изменениях тканей мяса отводится денатурации белков с их последующей агрегацией.
Наибольшим превращениям при холодильной обработке подвержены миофибриллярные белки — миозин, актин, тропомиозин. Что касается саркоплазматической фракции белков, то она является более стойкой к низкотемпературному воздействию.
Увеличение концентрации тканевого сока при замораживании способствует ослаблению водородных связей, определяющих исходное строение белков. Это вызывает денатурационные изменения белков. Процесс является необратимым, так как денатурация белков сопровождается их коагуляционными превращениями.
К повышению концентрации солей особенно чувствительны липопротеиды мембран клеток, которые быстро разрушаются при замораживании. В результате этого создаются условия для вторичного взаимодействия белков и липидов. Образующиеся продукты гидролиза и окисления липидов присоединяются к белковым молекулам, блокируя их функциональные группы. Соответственно белки, особенно актомиозин, теряют растворимость.
Внешним признаком указанных процессов является выделение мясного сока при размораживании, обусловленное снижением влагоудерживающей способности.
Происходящие в белковой системе мяса процессы могут несколько снизить пищевую ценность и вкусовые достоинства мяса из-за потерь белковых и экстрактивных веществ после размораживания.
Повреждающее действие замораживания зависит в значительной мере от гидратации белков к моменту замораживания мяса.
Повышенная гидратация мышечных белков мяса с высоким значением pH (парное, DFD-мясо) понижает возможность их денатурации и агрегатирования.
Интенсивность и глубина денатурации белков находятся в зависимости от температуры. Поскольку дегидратация белков в большей степени происходит при температурах -1-5 °С, то и наиболее существенные изменения белков происходят при тех же температурах. Поэтому для ослабления необратимой денатурации белков необходимо при замораживании как можно быстрее проходить «опасную» зону -1-5 °С. Следует отметить, что денатурационные изменения в белковых структурах практически прекращаются при температуре -25 °С и ниже.
Степень денатурации белков можно снизить применением специальных веществ — криопротекторов: полисахаридов, сорбитола, сахарозы, глюкозы, глицерина и других добавок. Существенный положительный эффект достигается при использовании в качестве криопротекторов фосфатов как отдельно взятых, так и совместно с сахарами.
Влияние замораживания на автолитические процессы в тканях мяса зависит от темпа снижения температуры и размеров объекта, а во время хранения — от температуры.
Чем быстрее замораживание, тем на более ранней стадии затормаживаются автолитические процессы. Однако при замораживании мяса в крупных отрубах автолитические процессы не приостанавливаются вследствие существования незамерзшего центрального слоя. Скорость начальной фазы автолиза в глубоких слоях тканей существенно возрастает из-за увеличения концентрации тканевой жидкости и к моменту их замораживания гликодитические процессы близки к завершению.
Резкое торможение автолитических процессов быстрым замораживанием животных тканей в небольших кусках имеет первостепенное значение при консервировании тех видов эндокринно-ферментного сырья, действующее начало которых неустойчиво к тканевым ферментам.
Так, при медленном замораживании поджелудочной железы активность вырабатываемого из нее инсулина в несколько раз меньше, чем при быстром.
В период хранения автолитические процессы существенно замедляются, но не приостанавливаются.
Тепло- и влагообмен. Замораживание сопровождается тепло- и влагообменом с внешней средой. Интенсивность теплообмена влияет на количество влаги, теряемой продуктом во время замораживания. Чем ниже температура и больше скорость замораживания, тем меньше потери массы. Так, снижение температуры замораживания с — 12 до — 23 °С уменьшает усушку при замораживании говядины и свинины на 20-25 %, птицы — на 25-50 %. В связи со сложностью механизма тепловлагообмена нормы усушки устанавливают на основе практических наблюдений.
Потери массы при однофазном замораживании в зависимости от категорий упитанности 1,58 2,1 %, при двухфазном они увеличиваются на 30-40 %.
Микробиологические изменения. В температурном интервале -10-12°С размножение микроорганизмов в основном подавляется. При замораживании обычно погибают вегетативные формы микроорганизмов, споры выживают, впадая в анабиотическое состояние.
Гибель микрофлоры при низких температурах происходит вследствие повреждения структуры клеточной протоплазмы и нарушения обмена веществ.
При медленном замораживании количество выживших клеток больше, чем при быстром, однако многие из выживших микроорганизмов оказываются поврежденными и в процессе хранения погибают.
При температуре -20 -25 °С полностью прекращаются ферментативные процессы в клетках и замедляется денатурация клеточных коллоидов. Скорость гибели микрофлоры по этой причине меньше, чем при -10 -12 °С.
В связи с этим в процессе производства быстрозамороженных продуктов исключительно важно поддерживать высокий уровень личной и производственной гигиены.
Помимо живых микроорганизмов, опасность представляет действие ферментов, синтезированных микроорганизмами до их гибели. Так, вследствие активности липазы гидролиз жиров может продолжаться даже при -20 °С. При снижении температуры активность ферментов уменьшается, но после размораживания снова восстанавливается.