Копчение является одним из способов консервирования, особенно в сочетании с посолом и сушкой. Консервирующий эффект копчения основывается на бактерицидном, антиокислительном и антипротеолитическом воздействии многочисленных веществ, содержащихся в дыме.
Бактерицидное действие. Оно является результатом комбинированного влияния антисептических компонентов дыма, обезвоживания, посола, снижения pH и высокой температуры при горячем копчении.
Бактерицидное действие дыма проявляется прежде всего на поверхности продукта. По мере диффузии коптильных компонентов внутрь продукта зона угнетения микрофлоры увеличивается.
Воздействие различных компонентов коптильного дыма на микрофлору зависит от их химической природы, а также является селективным (избирательным). Существенное антимикробное действие проявляют только кислоты и фенолы. Фракция суммарных кислот дыма активнее подавляет жизнедеятельность спорообразующей микрофлоры (В. mesentericus, В. subtilis, В. Megaterium), а фенолов — условно-патогенной микрофлоры (кишечной палочки и протея).
Механизм бактерицидного действия фенолов состоит в уменьшении поверхностного натяжения на границе бактериальной клетки, вызывая изменения физического состояния коллоидов в ней, что приводит к гибели микроорганизмов. Возможно также взаимодействие фенолов с бактериальными белками, которое негативно влияет на жизнедеятельность клеток и их размножение.
Бактерицидная сила фенолов и кислот возрастает с увеличением их молекулярной массы и количества алкильных цепей боковых групп в фенольном ядре: крезол — ксиленол — пропилгваякол — этилсирингол — гидрохинон — метилгшрокатехин — пирогаллол.
Антисептическое действие кислот зависит не только от природы микроорганизмов, проявляющих различную степень резистентности к кислотам, но и от свойств кислот, а также pH, концентрации, температуры и других факторов.
Отдельные кислоты коптильного дыма, например прогшоновая и янтарная, антисептически сильнее уксусной, но из-за преобладания в дыме уксусной кислоты значение последней будет ведущим.
Бактерицидное действие кислот значительно возрастает при повышении температуры: так, при повышении температуры на 10 “С бактерицидное действие увеличивается в 2-3 раза.
Бактерицидность алифатических кислот повышается от низших к высшим. Установлены также бактерицидность кетокарбоновых — пировиноградной и левулиновой кислот, бактериостатическое действие ароматических — салициловой и бензойной кислот. Бактерицидное действие салициловой кислоты в 10 раз слабее фенола; бензойная кислота задерживает рост микроорганизмов при концентрации не менее 0,05 %.
Бактерицидность спиртов эффективно проявляется лишь в значительных концентрациях. При повышении температуры бактерицидное действие спиртов усиливается, но в меньшей мере, чем кислот и фенолов. Поэтому участие спиртов в бактерицидном действии копчения считают не столь значительным.
Карбонильные соединения, за исключением формальдегида, не участвуют в бактерицидном действии копчения вследствие своей низкой бактерицидной эффективности, относительно малой концентрации в дыме и способности вступать в реакции с компонентами обрабатываемого продукта.
Формальдегид является одним из самых сильных антисептиков. Бактерицидность формальдегида различна по отношению к отдельным видам микрофлоры. Например, на В. typhy формальдегид действует приблизительно как фенол, а на золотистый стафилококк — в 3-4 раза сильнее. Бактерицидное действие формальдегида обусловлено, по мнению исследователей, взаимодействием с белками микробных тел и значительно усиливается при повышении температуры. Однако бактерицидность и особенно спороцидность формальдегида эффективно проявляются лишь в довольно больших концентрациях.
Нейтральные соединения и органические основания имеют слабые бактерицидные свойства. Углеводная фракция, наоборот, стимулирует рост микроорганизмов.
Таким образом, компоненты дыма обладают широким спектром бактерицидного действия: кислоты наиболее эффективно подавляют спорообразующие виды, фенолы — банальную и условно-патогенную микрофлору.
Наиболее устойчивы к действию коптильных веществ плесени, которые способны развиваться на поверхности даже хорошо прокопченного продукта, особенно если она увлажнена.
Температура копчения существенно влияет на характер жизнедеятельности микрофлоры в продукте: 18-20 °С — оптимальная температура для развития психрофильных микроорганизмов, 35-40 °С — для развития мезофилов, 80-100 °С — оказывают пастеризующий эффект на большую часть вегетативной микрофлоры.
Таким образом, при пониженных температурах копчения выше вероятность преимущественного развития микробов — антогонистов гнилостных бактерий. В остаточной микрофлоре преобладают молочнокислые бактерии и граммположительные микрококки. В продуктах холодного копчения погибает около 50 % первоначального количества микроорганизмов. Эти изделия при одинаковой степени прокопченности более устойчивы к микробиальной порче. Одновременно увеличение степени стабильности сырокопченых изделий в процессе хранения обусловлено низкими значениями pH и Aw.
При горячем копчении уничтожение микрофлоры основывается на двух факторах: воздействии высоких температур и антисептических свойствах дыма. Коптильные компоненты дыма проникают в продукт в незначительных количествах вследствие образования уплотненного слоя денатурированных белков. Поэтому консервирующий эффект у изделий горячего копчения ограничивается поверхностью, такие продукты менее стойки, чем изделия холодного копчения.
Коптильные вещества, адсорбированные на поверхности продукта и медленно проникающие из поверхностных слоев в центральные, сохраняют бактерицидные свойства в течение некоторого времени и после копчения.
Антиокислительное действие. Торможение окислительной порчи копченых продуктов прежде всего связано с фенольными соединениями дыма. У кислот обнаружены весьма слабые антиокислительные свойства, тогда как органические кислоты и углеводы даже способствуют окислению.
Торможение фенолами процесса окисления обусловлено тем, что окислительный потенциал молекулы фенола ниже окислительного потенциала пероксидных соединений, накапливающихся в результате цепных реакций окисления жира. Энергия связи InO-Н в молекулах фенолов составляет не более 60-70 ккал/моль, тогда как в молекуле пероксида или гидропероксида RO-H она равна 80-90 ккал/моль. Поэтому свободные радикалы преимущественно взаимодействуют с молекулами фенолов, в результате чего происходит обрыв окислительной реакции:
В итоге происходит торможение и даже прекращение окисления липидов копченых изделий, а фенолы видоизменяются, теряя первоначальные химические и органолептические характеристики.
Доказано, что чем выше молекулярная масса фенолов, чем больше у них ОН-групп, тем сильнее их антиокислительный эффект. Так, производные гваякола — лучшие антиоксиданты, чем фенолы, а производные сирингола — лучше, чем гваякола. Наиболее сильными антиокислителями являются пирокатехин, гидрохинон, а-нафтол, ингибирующая способность которых равна ингибирующей способности бутилоксианизола или несколько превосходит его. Из фенолальдегидов и фенолкислот антиокислительными свойствами обладают ванилин, салициловый альдегид, гидроксибензойная кислота.
Антиокислительное действие компонентов дыма резко возрастает при наличии в продукте аскорбиновой кислоты.
Таким образом, антиокислительный эффект копчения — одно из наиболее важных следствий обработки мясопродуктов коптильным дымом. Это тем более существенно, что окисление продукта начинается именно с поверхности, где концентрация коптильных веществ наибольшая и достигает нужной величины сравнительно быстро. Следует отметить, что концентрация фенолов в жировой части при копчении оказывается в полтора-два раза выше, чем в мясной.
Антипротеолитическое действие. Заключается в замедлении действия протеаз за счет их денатурации (горячее копчение), взаимодействия с коптильными компонентами (холодное копчение).
При холодном копчении сырых изделий продолжают развиваться авто- литические и микробиальные процессы, которые начались в период посола и осадки.
Коптильные компоненты, в основном фенольные и карбонильные, взаимодействуют с белками продукта и ферментами, имеющими белковую природу. В результате белки становятся менее доступными действию малоактивных ферментов. Кислоты коптильной среды, сдвигая pH продукта в кислую зону, способствуют частичной денатурации ферментов, что делает их менее активными в процессах расщепления тканевых белков. В результате протеолиз замедляется или приостанавливается.