9.3.2. Высокорослые, но франко-итальянские

За последние годы особую популярность во многих стра­нах мира, в том числе и в России, завоевали франко-ита­льянские высокорослые мясные породы скота. Отличитель­ная особенность их заключается в способности достигать большой живой массы без сколько-нибудь значительного салонакопления. Мясо их не имеет мраморности, содер­жит меньше сухих веществ по сравнению с мясом скота других мясных пород, особенно британских. Оно соответ­ствует запросам потребителя, который предъявляет к го­вядине все более высокие требования.

Повышается спрос на высококачественное, относитель­но постное мясо, обладающее приятным вкусом, нежнос­тью и сочностью. Коэффициент усвояемости жирного мяса более низкий, чем умеренно жирного. Большое содержание жира в мясе тормозит отделение желудочного сока и пре­пятствует перевариванию белков. Поэтому потребитель все больше уделяет внимание гигиене питания, отказывается от потребления большого количества энергии с пищей.

Скотоводам же выгодно производить постное мясо, так как на отложение сала в организме животные расходуют гораздо больше питательных веществ, чем на образование белка. Прирост живой массы за счет сала невыгоден с эко­номической точки зрения, ибо при этом затрачивается в два-три раза больше кормов, чем на прирост за счет мы­шечной ткани.

Обоюдный интерес производственников-скотоводов и по­требителей обеспечил быстрое распространение крупных франко-итальянских пород в зовах ведения интенсивного как мясного, так и молочного скотоводства. Вместе с этим их используют в большинстве стран для улучшения про­дуктивности широко распространенных скороспелых бри­танских пород, а также они находят все более широкое при­менение в промышленном скрещивании в молочном ското­водстве.

Шаролезская порода по праву считается «жемчужи­ной» Франции. Создана путем длительной селекции по мясным качествам местного скота (по некоторым данным считается, что в ее становлении участвовала шортгорнская порода).

Животные имеют гармоничное телосложение и разви­тие, крепкий костяк, хорошо поставленные средней дли­ны ноги. Высота холки у коров 135 см, быков — 141 — 145 см. Скот шаролезской породы отличается большой живой массой у взрослых быков 1000—1400 кг, у отдель­ных — 1520 кг, у коров — 700—800 кг, у выдающихся — 1100 кг. Средняя живая масса бычков при рождении 35 кг, телок — 33 кг, бычков к отъему в возрасте 8 мес. — 300—330 кг, телок — 270—290 кг, соответственно к 12 мес. - 525 и 360 кг, к 18 мес. - достигает 650 и 440 кг.

Скот породы шароле характеризуется неприхотливо­стью, способностью хорошо акклиматизироваться в самых различных зонах, высокой плодовитостью и молочностью (до 1500-2000 кг молока за лактацию). Он имеет спокой­ный, добродушный нрав. Высокий эффект получается при скрещивании шароле с молочным и комбинированным скотом.

К недостаткам породы следует отнести трудность оте­лов, что обусловлено не только крупностью новорожден­ных телят, но и юс анатомическим строением (большая ширина в плечелопаточных сочленениях и соединениях тазовых костей).

Среди производителей шароле есть такие быки, при ис­пользовании которых отелы у коров происходят легко (дают мелкоплодное потомство). Поэтому при отборе быков сле­дует обязательно учитывать этот показатель.

Лимузинская порода выведена во Франции в провин­ции Лимузин и является самостоятельной ветвью большо­го семейства белого аквитанского скота. По крупности он уступает шаролезскому скоту, а по адаптационным каче­ствам и акклиматизационным свойствам он примерно ра­вен ему.

Живая масса при рождении бычков 38 кг, телок — 36 кг, соответственно в 8 мее. — 290 и 242 кг. При интенсивном выращивании бычки к 10-месячному возрасту достигают 350—400 кг, к 12-14 мес. — 450—550 кг. Мясо отличается высокими вкусовыми качествами. Взрослые животные дос­тигают высоты в холке: быки — 140 см, коровы - 130 см, обхват груди соответственно - 236 и 192 см. Живая масса быков 1000—1200 кг, взрослых коров — 600—800 кг.

Отелы у коров проходят легко. Выход телят составляет 85—90 %. Коровы уравновешены, имеют спокойный нрав. Скот неприхотлив к условиям обитания. Обладает высо­кой молочной продуктивностью — 1200 кг молока за лак­тацию с 5 % жирностью.

Белая аквитанская порода — третья по численности мясная порода Франции, создана в 1962 г. По типу телос­ложения сходна со скотом лимузинской породы, но незна­чительно крупнее. Живая масса быков 1000—1200 кг, ко­ров — 700—800 кг, телят при рождении — 48 кг, к 12- месячному возрасту бычки достигают массы 460 кг, телки - 370 кг, в 18-мес. соответственно 670 и 510 кг. Скот имеет спокойный темперамент, хорошо оплодотво­ряется, имеет высокую плодовитость и хорошие материн­ские качества.

Во Франции при скрещивании белой аквитанской, ли­музинской и шаролезской пород создается новая мясная порода — коопельсо-93. Полученные помеси имеют высо­кую энергию роста и отличные мясные качества (средне­суточный привес на уровне 1450 г). Отелы у коров прохо­дят легко.

Кианская порода - древнейшая порода скота Италии (известна была еще во времена Римской Империи). Жи­вотные этой породы самые крупные из всех пород крупно­го рогатого скота. Взрослые быки достигают высоты в холке 170—185 см, коровы — 160 см; соответственно живая масса - 1200—1700 (максимальная 1820) и 700-900 кг, при рож­дении - 47—55 и 42-48 кг. Но несмотря на высокую жи­вую массу новорожденных телят, отелы коров проходят без осложнений, легко, так как телята имеют длинное ту­ловище, узкую грудь и небольшую ее ширину. Молодняк имеет высокую интенсивность роста. Среднесуточный при­рост живой массы от рождения до 18-месячного возраста у бычков колеблется от 1200 до 1700 г, у телок - 1000-1300 г. Убойный выход составляет 60-65%. Недостаток кианского скота - строптивость, весьма живой и активный темпе­рамент, но он не зол.

Скот киавской породы эффективно использует пастбищ­ные корма. Хорошо адаптируется к различным климати­ческим условиям. При скрещивании с другими породами кианы стойко передают свою крупность, экстерьер и мяс­ные качества потомству. Высокая энергия роста, хорошая обму с купейность, легкотельность, великолепные убойные качества выдвигают кианскую породу в разряд самых пер­спективных.

Романьольская порода — создана в условиях бедных горных пастбищ Италии. Животные этой породы меньше, чем кианской, они компактнее и на более коротких ногах.

Отличаются хорошим развитием мускулатуры в области поясницы, бедер и плеч. Коровы имеют высоту в холке 145 см, быки - 155 см, живая масса, соответственно, 600- 800 кг и 1000—1400 кг. Телята рождаются относительно мелкими, но в дальнейшим отличаются высокой энергией роста: в 18-месячном возрасте бычки достигают живой массы 640 кг, телки — 452 кг, в 24 мес. — 800 и 580 кг.

Маркиджанская порода - создана в Италии в 1932 г. на основе скрещивания кианов, романьолов и подольской (итальянская серая степная, близко родственная серому украинскому скоту) пород. Унаследовала все выдающиеся качества родительских пород. Скотозаводчики маркиджанского скота ведут селекцию по живой массе быков, кото­рые должны в двухлетнем возрасте иметь живую массу не менее 1000 кг. Вот и вся система отбора. В перспективе должна стать породой мирового значения.

В заключение о великорослых породах франко-италь­янского происхождения следует сделать следующий вы­вод: это самые перспективные породы для производства высококачественной говядины, способные давать бычков в возрасте двух лет с живой массой 1000 кг, удовлетво­рять запросы потребителей на постную говядину, а про­изводственников - на самую эффективную оплату корма приростом. И при этом хочется сослаться на высказыва­ние Н.А. Кравченко (1979), великолепного знатока круп­ного рогатого скота, о достоинствах этой группы: «...Факт неоспоримый, как и то, что если какая-либо порода и может конкурировать с кианами по количеству произво­димого мяса, то только шароле. А с шароле, в свою оче­редь, по способности давать максимум мяса при миниму­ме жира — могут только кианы».

Использование высокорослых франко-итальянских по­род в широкой производственной практике позволит ско­товодам возродить удивительные продуктивные способно­сти дикого европейского тура в современных породах круп­ного рогатого скота, которые до последнего времени счи­тались пределом возможного.