За 2000 лет до нас скотоводов интересовали те же признаки, которые мы учитываем у крупного рогатого скота сегодня, в частности, у коров: «...чтобы они были хорошо сложены, с неповрежденными членами, продолговатые, крупные, с черноватыми рогами, широким лбом, большими и черными глазами, волосатыми ушами, узкими челюстями, приплюснутой мордой, негорбатые, с несколько покатой спиной, раздутыми ноздрями, черноватыми губами, толстым и длинным загривком, с подгрудком, свисающим с шеи, большими ребрами, широкими плечами, хорошим крупом, с хвостом, доходящим до копыт, и метелкой из густого и курчавого волоса, голенями скорее малыми и прямыми, со скакательными суставами, несколько выступающими, но не соприкасающимися друг с другом, со ступнями не широкими и не выворачивающимися в разные стороны на ходу , с равными одинаковыми копытами, половинки которых не расходятся в разные стороны, с кожей на ощупь не твердой и не жесткой, масти лучше черной, потом красной, на третьем месте буланой и на четвертом — белой; скот последнего цвета самый нежный, а первого — самый выносливый». Так писал о выборе желательного типа скота Варрон, древнеримский агрономический писатель I века до нашей эры.
Желательным типом мясного скота должны быть крупные, длиннотелые, хорошо обмускуленные животные, обладающие высокой интенсивностью роста. Прирост живой массы у них происходит за счет мышечной, а не жировой ткани. Коровы должны иметь хорошие воспроизводительные способности, достаточно высокую молочность, позволяющую вырастить на подсосе теленка живой массой, равной не менее половины живой массы их матерей. Скот должен обладать высокой технологичностью (быть комолым, спокойного нрава, коровам свойственны хорошие материнские и воспроизводительные качества).
Для более объективного подхода к определению желательного тина крупного рогатого скота различных пород и направления продуктивности для производства говядины можно использовать минимальные требования к живой массе молодняка в возрасте 18 мес. для отнесения его к бони- тировочным классам (табл. 8), а взрослого скота - в возрасте 5 лет и старше (табл. 9).
Приведенные данные позволят начинающим, неопытным, неискушенным скотоводам правильно ориентироваться в выборе и оценке по мясной продуктивности молодняка и взрослого скота молочных, комбинированных и мясных пород, разводимых в настоящее время в нашей стране.
Желательный тип скота часто связывают с выдающимися животными рекордистами. Так, в середине XIX века откорм скота использовался не только в хозяйственных целях, но и для «рекорда». Скотозаводчики считали, что только рекордисты могут выявлять потенциальные, генетические задатки животных. Поэтому откормщики часто демонстрировали за деньги чрезмерно откормленных быков.
В целях широкой рекламы племенного скота в Великобритании, Франции, США практиковался показ выдающихся животных не только в собственной стране, но и за ее пределами. Так, в 1743 г. в Праге по улицам водили быка живой массой в 1400 кг. В 1788 г. Эйзиндельский монастырь (Чехословакия) вывел в религиозной процессии быка массой 1500 кг при высоте в холке 203 см и длине туловища — 325 см, в 1900 г. демонстрировался черно-пестрый фрейбургский бык массой 1800 кг. Но один из самых тяжелых быков, что когда-нибудь знал мир в XIX веке, фигурировал в Париже во время карнавала 1847 г. Он имел живую массу 1934 кг, убойная масса его составила 1260 кг, а убойный выход — 65,15%. Известен первый рекордист кианской породы, выращенный в Италии — это бык Донетто 1777, имевший живую массу 1820 кг, высоту в холке 180 см.
Однако самым крупным из бычьего поголовья XX века был бык Гора Катахдин (США) голштинской породы, имевший живую массу 2264 кг, высоту в холке 188 см и обхват груди - 396 см.
В 1977 г. на ВДНХ СССР в Москве была представлена корова Точка казахской белоголовой породы, принадлежавшая племзаводу «Чапаевский» Уральской области, при идеально выраженных мясных формах она имела живую массу 850 кг. Но в 1980 г. корова Пани тоже казахской белоголовой породы из племзаводу «Скотовод» Семипалатинской области побила рекорд: ее живая масса была 1069 кг.
Однако мировой рекордисткой признана корова Таубе 405 симментальской породы (Швейцария), имевшая живую массу 1115 кг. Но в последние годы в печати промелькнуло, может быть, рекламное сообщение, что самой живой массы достигла голштинская корова Мунтгордин без рода и племени, превысившая рекорд быков, что вызвало сомнение даже у бывалых скотоводов. Масса коровы была 2278 кг, что на 14 кг выше массы рекордиста быка Гора Катахдин.
Для желательного типа мясного скота характерны достаточно выполненные мясные формы, ровная, широкая и .длинная спина, поясница и крестец, а также развитое туловище как в ширину, глубину, так и в длину. Телосложением он должен отвечать требованиям так называемого «параллелепипедного» типа, свойственного симментальскому и кианскому скоту, а не «кубическому», который имеет место среди животных британских скороспелых и отечественных мясных пород.
Для примера можно привести минимальные показатели продуктивности животных желательного типа калмыцкой породы, которые должны быть следующими:
- Среднесуточный прирост - 900-1000 г.
- Живая масса телят к отъему (8- месячный возраст) — 210-220 кг.
- Живая масса бычков к возрасту 15-18 мес. — 470— 500 кг, телок — 350—380 кг.
- Убойный выход у бычков к 15-18-месячному возрасту - 58-60 %.
- Затраты корма на 1 кг прироста живой массы - 6- 8 корм. ед.
- Плодовитость не менее 80 телят на 100 коров.
Для более полного представления о типе телосложения желательного скота калмыцкой породы на рис. 1 приведен абрис современного скота, используемого в большинстве хозяйств Ростовской области и Калмыкии, а на рис. 2 - желательный тип или, так сказать, завтрашний день калмыцкого скота.
На перспективу, при более жестком отборе и эффективном использовании генетического потенциала препотентных животных предполагается достичь у калмыцкого скота среднесуточного прироста 1100-1200 г, оплаты корма 5,9-6,5 корм. ед. на 1 кг прироста живой массы. Потенциальные задатки продуктивных качеств у многих пород мясного скота даже несколько больше, но они их в широкой практике производства реализуют далеко не полностью и, как правило, проявляет только на 40—60 %, что обусловлено низким уровнем кормления и слабой кормовой базой в мясном скотоводстве. Приведение в соответствие генетического потенциала продуктивных качеств мясного скота, в том числе и калмыцкого, с оптимальным уровнем его кормления откроет более высокие возможности производства говядины, обеспечивающие рентабельное ведение мясного скотоводства в экстремальных условиях зон его разведения.
О желательном типе мясного скота в первую очередь судят по выраженности у животных признаков породы, гармоничности развития и соответствия конституционального типа направлению продуктивности с учетом породных особенностей, здоровья животных и отсутствия или наличия экстерьерных пороков, недостатков, препятствующих нормальной физиологической деятельности.
В нашей стране принята балльная оценка экстерьера и конституции мясного скота. При этом производителям при оценке экстерьера и конституции предъявляют более жесткие требования, нежели маточному поголовью. Во многих странах мира с развитым скотоводством улучшение популяции крупного рогатого скота по экстерьеру осуществляется, главным образом, путем использования быков- производителей с отличным телосложением.
Вместе с этим, в любой породе скота должен быть выработан модельный тип коров и быков, соответствующий наиболее высокой, рекордной, можно так сказать, продуктивности. Только в этом случае можно ожидать успеха в совершенствовании породы. Так, в США специально работала авторитетная комиссия с привлечением не только выдающихся зоотехников-селекционеров, но и анатомов, физиологов, ветврачей и даже художников (в 1929 г.), которая разработала и нарисовала модель голштино-фризского скота. И что же? Прошло несколько десятков лет (в 1943 г. была разработана объективная шкала оценки модельного типа, которую затем несколько раз пересматривали и уточняли) и в породе появилось много животных, очень близких к заранее запроектированной модели, С1983 г. в США, Канаде голштино-фризскую породу принято называть голштинской. Она в настоящее время стала самой продуктивной в мире по молочному скотоводству, и животные голштинской породы побили все мировые рекорды по удою молока за лактацию и по пожизненной продуктивности.
Таким образом, перед селекционерами необходимо четко поставить задачу создания мясного типа скота, наиболее полно удовлетворяющего требованиям производства, по меньшей мере, на четыре-пять генераций вперед. Ведь, как показал опыт последних трех-четырех десятилетий, именно отсутствие селекции на перспективу завело такую всемирно известную породу, как мясные шортгорны, некогда самую популярную, в тупик.
По мнению английских скотоводов, мясной скот на перспективу должен иметь при убое живую массу 675 кг и среднесуточный прирост около 1800 г при откорме на рационах, содержащих 50 % грубых кормов. Однако практической целью на ближайшее время остается выращивание молодняка крупного рогатого скота до живой массы 450-585 кг в 12-14-месячном возрасте при среднесуточном приросте 1000-1400 г и получение более тяжеловесных туш. При этом наиболее перспективным типом мясного скота принято в настоящее время считать чрезвычайно больших, крупных, длинно- и широкотелых животных, которые получили название ереди практиков «лошадиноподобный» тин. Животные этого типа обладают крепкой конституцией и имеют отлично развитую мускулатуру.
Какая же порода скота должна быть эталоном? Программа селекции молочного скота зиждется на модельных коровах и быках-производителях голштинской породы, а в мясном скотоводстве в качестве эталона избраны животные симментальской породы мясного направления продуктивности.