Система, при которой российские хозяйства были ориентированы на количественные показатели производства, полностью исчерпала себя, поскольку все больше внимания потребители уделяют качеству и безопасности продукции. Без повышения качества у российских предприятий нет будущего даже на внутреннем рынке. Причем в условиях жесткой конкурентной борьбы решающим аргументом в пользу того или иного поставщика является не просто высокое качество его продукции, а способность обеспечивать стабильные качественные показатели и гарантии безопасности. В то же время производители, бизнес-стратегия которых связана с экспортом продукции, должны учитывать гигиенические нормативы и стандарты, действующие в странах-импортерах.
Несмотря на разнообразие существующих приемов организации контроля качества и безопасности продукции, большинство из них обладают серьезными недостатками:
- процедуры контроля касаются качества уже изготовленных изделий;
- из всей партии произведенной продукции проверке подвергаются лишь отдельные образцы.
В этих условиях управляющие воздействия по своей сути могут носить лишь корректирующий характер, поскольку процесс производства уже завершен.
Понятно, что в данной ситуации, мероприятия по обеспечению безопасности продукции могут быть направлены только на принятие мер по исправлению уже допущенных отклонений (выявление и утилизацию опасной продукции), что не гарантирует от их повторения, является крайне неэффективным и приносит значительные убытки предприятию.
Современная концепция управления качеством исходит из положения, что деятельность по управлению качеством и безопасностью не может быть эффективной после того, как продукция произведена. Эта деятельность должна осуществляться в ходе производственного процесса.